• Внедрение электронного коносамента в торговый оборот поможет минимизировать риски мошенничества, а так же задержки или недоставки коносамента в порт выгрузки.

    14 января 2015

    Об особенностях применения электронной формы коносамента в грузоперевозках.

    Эффективное ведение бизнеса невозможно без молниеносной коммуникации между участниками торговых отношений. Сфера морских перевозок одна из немногих, где от скорости коммуникации радикально зависит успех предприятия. В конце прошлого столетия бумажной (документарной) форме коносаментов появиласьальтернатива - электронный коносамент (далее – «ЭК»).

    Среди источников международного права, действующих на сегодняшний день, не найдется того, что регулирует ЭК. В массиве отечественного законодательства ЭК регулирования также не получил, и российский законодатель отстает от зарубежных правопорядков в вопросе регулирования всего, что связано с электронным документооборотом. Однако есть некоторое количество актов международных правительственных и неправительственных организаций, в которых отражаются исследования организаций по данному вопросу. Все названные акты изначально не имеют обязательной силы для участников торговых отношений.

    Выделяются Правила для электронных коносаментов Международного Морского Комитета.  Они представляют из себя свод правил, которые могут возыметь обязательную силу для сторон договорных отношений по их согласованию.

    Правила ММК определяют порядок взаимодействия грузоотправителя и перевозчика при использования электронного коносамента, а также действия сторон при изменении держателя электронного коносамента. Взаимодействие осуществляется посредством электронной связи. При погрузке товара на борт перевозчик отправляет по указанному грузоотправителем адресу расписку- электронное сообщение содержащее информацию, установленную в Правилах. В расписке излагается информация, которую в соответствии с КТМ РФ требуется отразить в коносаменте. Помимо прочего в расписке содержится личный код, который в дальнейшем используется сторонами для подтверждения аутентичности пересылаемых сообщений. На расписку перевозчика грузоотправитель должен отправить подтверждение о получении. С этого момента он является держателем коносамента. Если в дальнейшем держатель коносамента продает права на груз, то далее взаимодействие между сторонами строится следующим образом:

    1.Держатель коносамента информирует перевозчика о намерении передать права на груз другому лицу (Извещение об изменении держателя);

    2.Перевозчик подтверждает получение сообщения, отправив ответное сообщение держателю;

    3.Перевозчик отправляет всю информацию, указанную в расписке, новому держателю, за исключением личного кода;

    4.Держатель уведомляет перевозчика о получении сообщения и о принятии на себя прав контроля и передачи груза;

    5.Перевозчик аннулирует личный код предыдущего держателя и отправляет новый личный код новому держателю.

    Правилами предусмотрено право любой из сторон в любой момент (за некоторыми изъятиями) продолжить отношения с использованием бумажного коносамента.

    Возможные правовые формы договоров, регулирующих отношения сторон, связанные с электронным коносаментом, стали предметом рассмотрения Балтийского и Международного Морского Совета и администраторов электронных платформ. Совет и администрации утвердили следующие формы оговорок об электронном коносаменте, которые стороны могут использовать в своих договорах:

    (А) По выбору фрахтователя коносамент, накладная, деливери-ордер, упомянутые в настоящем контракте, должны быть предоставлены, подписаны, отправлены в электронной форме. Электронный вариант документа имеет ту же силу, что и вариант на бумажном носителе.

    (Б) Для целей подпункта (А) Судовладелец должен зарегистрироваться в Электронной (бездокументарной) торговой системе, утвержденной Международной группой клубов взаимного страхования, выбранной Фрахтователем, и использовать такую систему.  Все расходы судовладельца при регистрации и использовании Электронной (бездокументарной) торговой системы несет Фрахтователь.

    (В) Фрахтователь обязуется нести любую дополнительную ответственность, возникающую в связи с использованием выбранной им Электронной (бездокументарной) торговой системы, в той степени, в которой указанная ответственность не возникла по небрежности Судовладельца.

    ЭК – это, прежде всего, информация в купе со средствами защиты информации от ее вольного изменения третьими лицами. Средствами защиты электронных документов могут стать электронные подписи, которые в РФ регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Но, в целом, предложенный законодателем механизм защиты документов для коносамента представляется весьма неповоротливым, не приспособленным. К тому же, названными федеральными законами установлены правила, действующие на территории РФ, потому едва ли эти средства защиты информации будут вызывать доверие у зарубежных коммерсантов.

    Коносамент как документ проявляет себя в трех ипостасях:

    - как товарораспорядительный документ;

    - как подтверждение заключения договора перевозки;

    - как документ, подтверждающий отгрузку товара на борт судна.

    Последние два пункта легко могут быть воспроизведены посредством электронной связи, поскольку они имеют информационный характер. Трансформация же товарораспорядительной функции коносамента долгое время была камнем преткновения на пути к всеобщему использованию ЭК.

    Не редко звучат призывы к участникам торговых отношений отказываться от использования коносаментов в тех ситуациях, когда грузополучатель не собирается передавать право на груз в процессе его транспортировки. В качестве альтернативы предлагаются необоротоспособные документы - накладные, waybill, delivery order. Эти документы не являются товарораспорядительными, потому их легко трансформировать в электронной форме.

    Некоторые иностранные организации вовремя осознали необходимость скорейшего разрешения проблем, связанных с ЭК. Эти компании разработали собственные платформы, на базе которых могут взаимодействовать участники торговых отношений. Некоторые из них уже утверждены Международной группой Клубов взаимного страхования (International group of P&I Clubs). Они позволяют осуществлять коммуникацию между участниками торгового оборота и распоряжение коносаментами. На базе данных платформ коносамент  de facto  представляет из себя всю необходимую для дублирования свойств документарного коносамента информацию, которая группируется в реестр. На основе сообщений между заинтересованными лицами производятся изменения в реестровую информацию. Например, в случае, если какое-то лицо выкупило коносамент у первоначального грузополучателя, то на основе сообщения от этих лиц в реестре будет изменена информация о держателе коносамента. Так реализуется товарораспорядительная функция коносамента.

    Как и в случае с документарным коносаментом, переход титула держателя коносамента (передача коносамента) не влечет перехода права собственности, а переходит лишь право требования имущества у перевозчика.

    ЭК имеет немало преимуществ. Во-первых, на практике коносамент нередко приходит в порт отгрузки с опозданием или неосновательно удерживается. ЭК позволяет устранить этот риск, поскольку для передачи права не требуется передавать документ, нужно лишь направить определенную информацию через Интернет. Во-вторых, ЭК в разы повышает оборотный потенциал ценной бумаги, что на практике ведет к удешевлению ее стоимости. В-третьих, ЭК позволяет существенно сократить риск мошенничества с коносаментами. Наконец, ЭК не требует затрат на транспортировку к месту выгрузки товара. Отсюда экономия на транспортировке документа к контрагенту.

    Все же преимущества ЭК не устраняют некоторых рисков. Так, существует опасность хакерской атаки на место хранения информации с изменением данных о держателе коносамента, или уничтожением таких данных. Кроме того, одно из проявлений оборотоспособности коносамента - возможность передачи документа в залог. Однако залоговое законодательство не предусматривает на сегодняшний день инструкций для того, чтобы создавать и исполнять обеспечительный интерес с использованием ЭК.

    В практике государственных судов РФ и Международного коммерческого Арбитражного суда при Торгово-Промышленной Палате РФ отсутствуют дела, связанные с использованием электронных коносаментов. Этот факт демонстрирует, что участники торговых отношений в РФ игнорируют ЭК, как инструмент взаимодействия с контрагентом. В списке пользователей платформ ЭК указано, что российские компании пользуются платформой лишь при экспорте товаров из страны.

    Причина непопулярности лежит на поверхности – большинство компаний-участников торговых отношений являются традиционалистами, для которых любое изменение устоявшегося порядка есть неоправданный риск. В таких условиях компании ранее других осознавшие преимущества электронного документооборота, несомненно, окажутся в выигрыше перед конкурентами.

    Таким образом, электронный коносамент на сегодняшний день - не идеальная конструкция, однако минусы не умаляют преимуществ, которые получают участники торгового оборота при использовании этой формы документа. Интерес к инструменту демонстрируют и третьи стороны: в вопросах распространения электронного документооборота и, в частности, коносамента локомотивом выступают такие страны, как Великобритания, Германия, Франция. Рано или поздно электронные коносаменты займут свою нишу в деловой коммуникации перевозчиков. Вопрос лишь в том, поспеют ли российские компании за своими зарубежными конкурентами?

    © Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015