• О новой редакции Положения о капитане морского порта

    6 ноября 2014

    Новое Положение о капитане морского порта вбирает в себя новый перечень полномочий капитана морского порта.

    23 июля 2014 года в Минюсте зарегистрирован Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 17 февраля 2014 г. N 39  «Об утверждении Положения о капитане морского порта», отменивший ранее действовавшее положение и установившее новое регулирование статуса капитана морского порта. Объем документа увеличился с 4 страниц до 14, Положение стало четче и обширнее: теперь оно захватывает не только функции и права капитана порта, но и описывает требования, предъявляемые к его профессиональной квалификации.

    Старое Положение основывалось лишь на короткой статьей 74 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ), однако, с внесением Минстрансом в Правительство РФ поправок к ФЗ «О морских портах в РФ», потребовалось Положение о капитане порта, которое будет всесторонне учитывать новое регулирование портовой деятельности. Теперь статьей 1 нового Положения предусматривается, что деятельность капитана регулируется не только КТМ, но и ФЗ «О морских портах в РФ», в любой его редакции, настоящей или будущей.

    Принятие нового Положения пойдет на пользу участникам судоходства и морского бизнеса в портах. Ранее, из старого Положения, явственно не следовал полный и исчерпывающий перечень функций капитана порта, за совершением которых участники сектора могли обратиться напрямую к капитану. О многих полномочиях, совершающихся в качестве внутренних процедур в капитании, судовладельцы попросту не подозревали, и в связи с этим не могли ими воспользоваться. Это касается, в первую очередь, организации сложной процедуры исполнения договоров на дноуглубительные работы: с кем проводить согласования? Кто выдает разрешения на дноуглубление, и требуется ли оно вообще? В старом Положении об этом не содержится ни слова, тогда как новое положение в части 8 статьи 15 впервые открыто затрагивает данный вопрос.

    То же самое касается полномочий капитана по отслеживанию качества и порядка проведения грузовых операций. Неопытному участнику рынка может показаться, что данный вопрос является частным, регулируемым между перевозчиком и грузоотправителем, тогда как капитан морского порта наделен полномочиями в любой момент проконтролировать соблюдение сторонами требований к загрузке судна (часть 6 статьи 16 нового Положения).

    Капитан морского порта определен, как должностное лицо, возглавляющее службу капитана порта. Данная служба, с одной стороны, входит в состав администрации морских портов (статья 3 Положения), а с другой – является полностью автономной. Новое Положение полностью выводит капитана порта из-под контроля и юрисдикции главы портовой администрации, который не имеет более права вмешиваться в деятельность капитана и его подчиненных в вопросах, которые отведены исключительно в юрисдикции самого капитана (статья 5). Из раздела V нового положения удалено право руководителя соответствующей администрации морского порта подавать жалобы на действия капитана порта, в результате которых он может быть привлечен к ответственности (статья 16 старого Положения).  Таким образом, окончательно и бесповоротно разделены портовая администрация и капитания. Первая занимается лишь хозяйственным и финансовым обеспечением работы портовой структуры, тогда как вопросы судоходства и мореплавания полностью отнесены к компетенции капитана порта.

    Подробнее >>