Темы
Контейнерный оптимизм Петербурга
Большой порт Санкт-Петербург активно восстанавливает грузооборот, компенсируя спад 2022 года. Грузы стали возвращаться в город, что позволило переломить нисходящий тренд. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), за прошлый год стивидоры Большого порта Санкт-Петербург увеличили обработку грузов на 28% — до 49,6 млн тонн.
Не «железкой» единой
Острый дефицит провозной способности железных дорог требует более активно развивать другие виды транспорта. В 2023 году 56% грузов в морские порты были доставлены не по железной дороге. При этом железнодорожный транспорт стал единственным, объем погрузки в адрес морских портов на котором снизился.
Порты вдыхают «новый газ»
По оценкам аналитиков, экспорт минудобрений из России к 2028 году может вырасти почти на 20%, превысив 43 млн тонн в год. К этой цифре необходимо добавить порядка 11 млн тонн белорусского калия в год. Наиболее перспективным регионом для перевалки удобрений в силу ряда причин по-прежнему остается Балтика, хотя многообещающие проекты есть и на Юге, и на Дальнем Востоке, и в Мурманской области.
Линейная перебалансировка
Судоходные и стивидорные компании Дальневосточного бассейна адаптировались к развороту грузопотока и создали новые логистические цепочки после ухода ведущих операторов морских контейнерных линий. Последние два года фокус отечественной торговли сместился на Восток и Юг. Уход ведущих судоходных компаний из российских контейнерных портов лишь ускорил процесс переформатирования логистического рынка. Освободившуюся нишу стали активно заполнять новые игроки.
Метанольные реки, аммиачные берега
На фоне санкций и переориентации внешней торговли России на новые рынки прежние логистические пути для экспорта аммиака оказались нарушены, а по метанолу российские производители работают с растущим профицитом. Новым перспективным рынком сбыта — причем колоссальным по емкости — как для метанола, так и для аммиака может стать водный транспорт.
Сквозь тернии к торговле
Грузооборот морских портов России устойчиво снижается с начала года, при этом меняется его структура: сокращается перевалка угля на фоне роста контейнерооборота, а также экспорта зерна и минудобрений. Эксперты отмечают, что существенное влияние на внешнюю торговлю России оказывают вторичные санкции и проблемы с платежами, но последние данные говорят о том, что они постепенно решаются.
Закон без Порядка
В закон «О морских портах» предлагается внести изменения, касающиеся порядка определения арендной платы за пользование федеральным имуществом в морских портах РФ. Однако сам Порядок должен быть установлен постановлением правительства, которого нет. Юристы видят как «плюсы», так и минусы предложенных изменений, а стивидоры считают их избыточными. Мы же оцениваем шансы на принятие закона как высокие по совокупности причин.
Двигатели торговли
Из-за санкций России предстоит решить сложную задачу — масштабное строительство флота собственными силами. Причем речь идет не просто о строительстве корпусов — с этим больших сложностей нет, но о формировании собственной производственной базы судового комплектующего оборудования, среди которого выделяется «сердце» любого судна — двигатель. О том, что нужно для производства судовых двигателей в России и что уже сделано, «ПортНьюс» пообщался с экспертами и участниками рынка.
Красная цена Красному морю
Кризис в Красном море оказался выгоден многим, и, как ни странно, самим перевозчикам: он помогает сбалансировать рынок, страдавший от переизбытка тоннажа. Кроме того, ряд африканских портов получили стимул к развитию в качестве баз снабжения для флота, идущего в обход Африки. А в долгосрочной перспективе данная ситуация, даже если она будет разрешена, приведет к росту интереса к сухопутным евразийским перевозкам, а также к Севморпути.
На Дон возвращаются суда
Азово-Донской бассейн внутренних водных путей самым первым открыл навигацию 2024 года по рекам России — 1 апреля. О прогнозируемом объеме перевозок в границах бассейна и об условиях судоходства на Дону — в нашем материале.
Зеленый змий — теперь и в Азии
Портовые власти Сингапура, крупнейшего бункеровочного хаба в Юго-Восточной Азии, всерьез озаботились декарбонизацией и намерены продавать до 1 млн тонн метилового спирта (метанола) в год к 2030 году в качестве судового топлива, а также развивать бункеровки аммиаком. Портовый же транспорт планируется переводить на электротягу и другие «зеленые» виды топлива. Что это значит для России?