• 28 июля 2005

    Перспективы развития железнодорожных подходов к портам Северо-Запада

     

    По оценке института «Гирпротранс ТИ», суммарная железнодорожная составляющая грузооборота морских портов Северо-Запада возрастет к 2010 году в 2,1 раза, а к 2015 году — в 2,8 раза.

    Устойчивая динамика ежегодного прироста грузопотока Октябрьской железной дороги к морским портам Северо-Запада вызывает необходимость увеличения пропускных способностей на основных грузовых направлениях дороги и интенсивного развития инфраструктуры. Одной из самых приоритетных задач ОАО «РЖД» является создание, развитие и усиление железнодорожных подходов к морским портам, расположенным на территории субъектов РФ Санкт-Петербург, Ленинградской и Мурманской областей.

     

    В 2005 году Октябрьской железной дороге с целью развития железнодорожных подходов к морским портам Финского залива и Северного бассейна предстоит освоить более 14 миллиардов рублей.

    Важным направлением усиления железнодорожных подходов к портам Ленинградской области является развитие предпортовой станции Пихтовая и электрификация участка Верхнее Черкасово — Пихтовая для обеспечения возрастающих объемов грузоперевозок к портам Высоцк и Приморск.

     

    Статус государственной задачи получило строительство порта Усть-Луга проектной мощностью 35 миллионов тонн. Исходя из данной перспективы, компанией ОАО «РЖД» обеспечено строительство как предпортовой станции Лужская, так и подходов к ней. Сегодня институтом «Ленгипротранс» разработан проект комплексной реконструкции участка Мга — Вейрман — Усть-Луга. Задачами текущего года являются строительство железнодорожного обхода станции Котлы, обустройство полуавтоматической блокировкой участка Котлы — Усть-Луга. Первая очередь развития предпортовой станции Лужская предусматривает строительство двух парков — северного и южного. Сметная стоимость строительства первой очереди станции — 1,1 млрд. рублей, на сегодняшний день, половина из них уже освоена. Данные объекты связаны с обеспечением работы угольного терминала и балтийского парома.

    Также в рамках усиления подходов к порту Усть-Луга ОЖД в ближайшие годы предстоит комплексная реконструкция участков Мга — Гатчина — Вейрман — Ивангород и Вейрман — Усть-Луга.

     

    Для освоения перспективных объемов перевозок направления Волховстрой — Петрозаводск — Беломорск — Мурманск на период до 2010 года необходимо выполнение мероприятий по повышению пропускной способности хода, каждое из которых имеет значительный масштаб: завершение работ по электрификации участка Идель — Свирь;

    строительство вторых главных путей на семи однопутных перегонах участка Мурманск — Апатиты, протяженностью 69,2 км; строительство второго главного пути на перегоне Масельская — Малыга в Карелии протяженностью 14,5 км; удлинение приемо-отправочных путей на десяти станциях, в т.ч. на предпортовых станциях.

     

    В феврале 2005 года Департаментом перевозок ОАО «РЖД» утверждено задание на проектирование реконструкции Мурманского узла. В состав проекта вошли следующие объекты: строительство вторых путей на подходах к станции Мурманск; строительство сортировочной станции Выходной; удлинение путей на станциях Кола и Мурманск; вынос грузового двора станции Мурманск на новую площадку; строительство автодорожного путепровода в центральной горловине станции Мурманск. На выполнение всего комплекса работ по развитию дальних и ближних подходов к Мурманскому железнодорожному узлу, а также его реконструкцию по оценке института «Ленгипротранс», в ближайшие годы Октябрьской железной дороге потребуются капитальные вложения в сумме до 50 млрд. руб.

     

    Итоги развития грузовых перевозок ОЖД к морским портам Северо-Запада с 2000 по 2004 годы

    За первое полугодие 2005 года Октябрьская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» перевезла к портам Северо-Запада 27,7 млн. тонн грузов, что на 28% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за 2004 год данный показатель составил 48,5 млн. тонн, что больше по сравнению с 2003 годом на 35 %.

    Наибольший рост в первом полугодии достигнут по следующим номенклатурам: каменный уголь — на 26%, нефтеналивные грузы — на 28%, черные металлы — на 39%, контейнера — на 28%, удобрения — на 15%.

     

    Основной грузопоток в адрес морских портов Северо-Запада поступает на ОЖД по стыку Кошта с Северной дорогой и идет на станцию Волховстрой. Здесь он разветвляется на два направления. На запад, Санкт-Петербургский узел к портам Финского залива и на Север — в порты Северного и Баренцева морей, где к нему по станции Беломорск добавляются грузы, следующие с Северной дороги по стыку с Маленьгой.

     

    За период с 2000 по 2004 год на ОЖД выполнен достаточно большой объем работ по развитию инфраструктуры железнодорожных подходов к портам. Во-первых, это развитие участка Бабаево — Волховстрой. В рамках данного проекта выполнена электрификация участка Кошта — Бабаево на переменном токе и Бабаево — Волховстрой на постоянном токе, что значительно увеличило пропускную способность этого участка. Во-вторых, это развитие Санкт-Петербургского узла — строительство 3 и 4 путей на участке Ижора — Обухово с разделением на подходе к Санкт-Петербургу пассажирского и грузового движения, удлинение путей на станции Санкт-Петербург — сортировочный — Московский, удлинение приемоотправочных путей станций Предпортовая и Новый Порт.

     

    В рамках поэтапной электрификации Северного направления дороги осуществлены перевод на переменный ток участка Лоухи — Мурманск — 440 км, электрификация участка Идель — Медгора 165 км и Маленьга — Беломорск 72 км на переменном токе, Лодейное Поле — Свирь на постоянном токе.

    Достаточно динамично развиваются ближние подходы к портам Высоцк и Приморск. В 2004 году здесь был реализован первый совместный проект по участию грузовладельца в развитии инфраструктуры ОЖД. Усиление железнодорожных подходов к распределительному перегрузочному комплексу Высоцк-Лукойл, в частности, строительство соединительной ветви Верхнее Черкасово — Высоцк в рамках соглашения между компаниями РЖД и «ЛукОйл» позволило обеспечить грузооборот первой очереди 5 миллионов тонн в год.

     

    Всего на выполнение работ по развитию железнодорожных подходов к портам Северо-Запада с 2000 по 2004 годы РЖД было выделено порядка 80 миллиардов рублей. Выполненные работы позволили существенно увеличить пропускные способности дороги и железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного региона. В результате только за 2004 год железнодорожная составляющая грузооборота портов возросла с 38 до 52 млн. тонн.

     

    Служба по связям с юбщественностью ОЖД

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен