Оптимизация погрузочно-разгрузочных работ — одно из приоритетных направлений развития современного порта. Процесс обработки грузов с помощью кранов долгое время оставался в стороне от технологического прогресса. Но сегодня ситуация начала стремительно меняться. О возможностях модернизации крановой техники мы поговорили с Андреем Куличковым, руководителем центра технологических продуктов «Газпромнефть-Снабжения».
— Как и почему погрузочно-разгрузочные работы в порту сегодня трансформируются? Какие новые решения появились?
— Долгое время управление крановой техникой не менялось. Крановщик работал на высоте, нередко в условиях ограниченной видимости и перепадов температур, что оказывало значительное влияние на комфорт специалиста и его эффективность. В то же время другие процессы — в промышленности в целом и в портовой логистике в частности — успели пройти несколько этапов модернизации.
Изменить ситуацию помогло развитие технологий по обработке и передаче данных. Теперь управлять краном можно дистанционно, что оптимизирует процесс погрузочно-разгрузочных работ в порту.
Важной предпосылкой стал тренд на человекоцентричность
Еще одной важной предпосылкой стал тренд на человекоцентричность. Комфорт и безопасность сотрудников становятся приоритетом для предприятий, и в этом смысле переход на удаленное управление краном — настоящий прорыв.
— Какие сложности существуют в работе с крановой техникой в портах? В чем специфика обработки грузов?
— Работа в порту часто сопровождается неблагоприятными погодными условиями. Крановщику приходится сталкиваться с плохой видимостью, туманом и осадками. Также осложняет работу наличие слепых зон, особенно если речь идет о трюмах.
Кроме того, если один машинист крана задействован в работе сразу нескольких единиц техники, ему приходится физически перемещаться между ними. Учитывая, что современный порт, как правило, располагает большой территорией и большим количеством кранов (в крупных портах может быть до 100 единиц), машинисту необходимо преодолевать большие расстояния. При использовании удаленного управления кранами все эти факторы исключаются.
— В чем суть решения? И в чем его преимущества?
— Удаленное управление крановой техникой — это система, состоящая из нескольких компонентов: это автоматизированное рабочее место (АРМ), программное обеспечение, сертифицированное оборудование на узлах крана, а также обучающий курс для операторов техники.
Оператор крана перемещается из кабины, расположенной на высоте, на комфортное рабочее место в офисе. При этом больше не нужно ходить от крана к крану, так как можно за считанные секунды переключаться на управление нужной техникой.
АРМ оборудовано полусферическими экранами, на которые в режиме реального времени выводится видео с камер, закрепленных на кране. Модуль видеонаблюдения передает сигнал с минимальной задержкой, обеспечивая полный обзор площадки. Управление краном производится через пульт управления с помощью высокоскоростных решений по обработке цифровых данных.
— Внедрение новых решений — это обязательно очень дорого и сложно?
— На самом деле нет — когда специалисты «Газпромнефть-Снабжения» подходили к внедрению системы удаленного управления крановой техникой, одной из задач было не просто модернизировать процессы, но логично встроить их в уже существующую инфраструктуру. Таким образом, внедрение не требует значительных затрат.
Например, может использоваться уже установленное в порту оборудование — оно дорабатывается с помощью интеграции дополнительных устройств и нового программного обеспечения. Это существенно экономит бюджет предприятия.
— Получается, это универсальное решение? Нужно ли адаптировать его под разные предприятия и условия?
— Решение действительно можно назвать универсальным — на удаленное управление можно перевести любой кран, задействованный под разные задачи. Однако, подходя к внедрению, наши специалисты всегда глубоко погружаются в изучение особенностей предприятия, чтобы максимизировать эффект.
На удаленное управление можно перевести любой кран, задействованный под разные задачи
Благодаря гибкому программному обеспечению система адаптируется под особенности каждого конкретного порта. Это позволяет бесшовно интегрировать решение в уже существующую инфраструктуру предприятия.
— Нужно ли будет крановщикам проходить переквалификацию при подключении комплекса дистанционного управления?
— Конечно, переход на новое оборудование потребует от крановщиков освоения новых компетенций и навыков. Этот момент предусмотрен — в «Газпромнефть-Снабжении» специалисты не только подключают систему, но и обучают персонал работе с ней.
Удаленное управление позволяет переформатировать профессию крановщика — он приобретает новую экспертизу и перемещается в комфортный офис, что положительно влияет на имидж специальности. А значит, в будущем может появиться больше востребованных специалистов в этом виде деятельности.
Удаленное управление позволяет переформатировать профессию крановщика — он приобретает новую экспертизу и перемещается в комфортный офис, что положительно влияет на имидж специальности.
— Каких результатов можно добиться, используя удаленное управление кранами в портах и терминалах?
Нивелируются риски
для операторов крановой техники, связанные с нахождением на производственной площадке
— Один из ключевых эффектов — нивелируются риски для операторов крановой техники, связанные с нахождением на производственной площадке. Кроме того, по опыту внедрения решения на промышленных предприятиях мы можем говорить о снижении операционных нагрузок, связанных с обработкой грузов, до 30%. При этом машино-часы, доступные для эффективной эксплуатации оборудования, увеличиваются до 50%, сокращается время простоя техники.