Севморпуть: Ледовый шелковый путь

Северный морской путь − единственный морской маршрут между западом и востоком, находящийся в российской юрисдикции. В сложившихся геополитических условиях его значимость и роль возросли. Использование этого маршрута уже сейчас дает возможность свободно транспортировать добываемые в российской арктической зоне нефть, природный газ, уголь и снизить нагрузку на Транссиб и БАМ. Дальнейшее развитие СМП, в особенности его восточной части, нацелено на организацию безопасной доставки российских и международных грузов и создание альтернативного международного транспортного коридора.

Развитие по плану

Один из самых масштабных проектов современной России является Северный морской путь (СМП). Для его развития в России есть потенциал и ресурсы, накоплен колоссальный опыт, освоены новые технологии. В августе 2022 года правительство России утвердило план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Он включает в себя более 150 мероприятий, общий объем финансирования − почти 1,8 трлн рублей. В числе мероприятий: строительство в Арктической зоне новых терминалов, береговых и гидротехнических сооружений, создание и развитие транспортно-логистических узлов, баз бункеровки и технического обслуживания.

Отдельный раздел посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола «Россия» проекта 10510 (Лидер), и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. Предусмотрены мероприятия по строительству аварийно-спасательного флота. Создается арктическая спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства.

Перспективные грузопотоки - грузы сырьевых проектов: ПАО «Новатэк», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ООО «ГДК «Баимская», ООО «УК «ВостокУголь», ПАО «ГМК «Норильский никель».

Цель плана − обеспечить надежную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создать условия для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны. План сформирован исходя из прогноза существующих и перспективных групп грузопотоков, включающих: грузы сырьевых проектов, реализуемых ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Роснефть», ООО «УК «ВостокУголь», ООО «ГДК «Баимская» и др. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году − 150 млн тонн, 2035 году − 220 млн тонн.

По мере изменений внешнеполитической и экономической конъюнктуры план актуализировался. Так, в конце февраля 2023 года Владимир Путин подписал Указ № 126 «О внесении изменений в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

Фото: rosatomflot.ru

Согласно указу, количество судов, которые должны быть построены для развития инфраструктуры Арктической зоны, увеличено. Так, вместо пяти универсальных атомных ледоколов проекта 22220 будет построено семь, а также дополнительно − четыре неатомных ледокола. Атомный ледокол проекта 10510 (Лидер) в новой версии документа − один вместо трех, фигурирующих ранее.

В мае 2023 года правительство расширило план развития Северного морского пути до 2035 года, включив в него мероприятия по разработке проектов значимого судового комплектующего оборудования и его запуску в производство. Речь идет о создании отечественных образцов наиболее значимого судового комплектующего оборудования, которое необходимо при строительстве судов ледокольного флота, грузовых судов ледового класса, а также аварийно-спасательных судов.

Наряду с определением общего вектора развития СМП и конкретного плана его реализации летом 2022 года был определен координатор судоходства по СМП. Полномочия по организации судоходства были консолидированы в госкорпорации «Росатом», которая совместно с различными министерствами и ведомствами занимается решением организационных и практических вопросов развития судоходства.

Это достаточно большой блок задач. В настоящее время Росатом совместно с Минпромторгом готовит предложение по строительству судов ледового класса для Севморпути, которое должно быть представлено в правительство до 1 декабря 2023 года. Также Росатом при участии Минфина, Федеральной антимонопольной службы, Минэкономразвития и Минвостокразвития ведет подготовку концепции формирования тарифов на услуги по ледокольной проводке в акватории СМП. При необходимости она должна предусматривать меры господдержки по их субсидированию. В правительство она должна быть внесена к 1 декабря 2024 года.

Арктика генерирует грузы

Основными пользователями СМП на сегодня являются крупнейшие отечественные ресурсодобывающие компании, такие как «Норильский никель», «Газпром», «Роснефть», «НОВАТЭК», которые инвестируют средства в арктические проекты по добыче и транспортировке ресурсов, формируют грузовую базу.

По мере реализации и развития проектов растет и объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути. Так, если в навигацию 2012 года объем перевезенных грузов по СМП составил 3,87 млн. тонн, то в 2022 году было уже 34,1 млн тонн.

34,1

млн тонн

объем перевезенных грузов по СМП за 2022 год

Основу грузопотока по-прежнему составили грузы от нефтегазовых проектов: нефть и нефтепродукты (7,224 млн тонн), СПГ и газоконденсат (20,489 млн тонн). Угля было перевезено 295 тыс. тонн, рудоконцентрата – 43,5 тыс. тонн. Объем генеральных грузов составил 4,248 млн тонн. Отметим, что речь идет пока исключительно о российских грузах. В сложившихся геополитических условиях транзитный потенциал СМП не реализуется.

По итогам 2023 года объем перевозок по Северному морскому пути планируется на уровне 36 млн тонн грузов. «Хотел бы отметить, что эмбарго, введенное европейскими странами на поставку российской нефти и нефтепродуктов, не только стало вызовом, но и открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП, – сказал на майском совещании в Кремле генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв. – Сейчас мы совместно с российскими компаниями прорабатываем вопрос перенаправления российской нефти из портов Балтики на СМП как на самый безопасный и привлекательный маршрут».

На этом же совещании Владимира Путина с членами правительства РФ глава Росатома сообщил, что госкорпорация совместно с ПАО «НОВАТЭК» в начале 2024 года планируют запустить круглогодичную навигацию по СМП. Это событие станет историческим для развития всей Арктики, как в части увеличения объемов грузоперевозок по арктической морской магистрали, так и в части привлечения транзитных грузов. В соответствии с майским Указом Президента РФ, в плане предусмотрено обеспечение роста грузоперевозок по СМП до 80 млн т к 2024 г.

Указ Президента РФ - обеспечить рост грузоперевозок по СМП

до 80 млн

тонн к 2024 г.

Что касается развития международного транзита грузов по СМП, то как раз сейчас из-за глобальной трансформации сложившихся цепочек поставок и направлений грузопотоков арктический маршрут становится привлекательным альтернативным транспортным коридором.

В марте 2023 года во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным было объявлено о том, что Россия и Китай готовы создать совместный орган по развитию СМП. «Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути. Мы готовы создать совместный рабочий орган по развитию Северного морского пути», – сказал Владимир Путин.

«Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути. Мы готовы создать совместный рабочий орган по развитию Северного морского пути», - президент России Владимир Путин.

Заинтересованность в создании нового транспортного маршрута проявляют и крупные игроки международной логистики. Так, в июне 2023 года Росатом и компания DP World подписали соглашение о совместном развитии евроазиатской транспортной логистики и контейнерных перевозок по Северному морскому пути – перспективному торговому маршруту, соединяющему Азию и Европу и способному повысить устойчивость глобальной торговли.

Соглашение стало еще одним шагом на пути развития устойчивых контейнерных перевозок по СМП, который станет дополнением к существующим транспортным маршрутам вокруг Африки или через Суэцкий канал.

Председатель Группы и главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед бин Сулайем, заявил: «Глобальная торговля требует глобальных решений. Потери от блокировки Суэцкого канала в 2020 году, которая продемонстрировала уязвимость мировой торговли к внешним потрясениям и привела к задержкам поставок, оцениваются в 9 млрд долларов США в день. Северный морской путь может изменить как мировую торговлю, так и влияние на окружающую среду. Он позволит не только сократить выбросы углекислого газа от судоходства, но и станет альтернативой для клиентов, которые зависимы от работы единственного торгового маршрута».

Фото: rosatomflot.ru

Международный транзит – это основной смысл СМП в перспективе, и чтобы не упустить момент, необходимо принять правила судоходства для зарубежных перевозчиков, избегая монополизации рынка. Такое мнение в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) высказал помощник президента РФ, секретарь Госсовета Игорь Левитин.

«В перспективе мы видим Северный морской путь как один из глобальных мировых проектов – как международный транспортный коридор. Для России главная задача сейчас – обеспечить выход на СМП по железной дороге и внутренним водным путям. Потому что Транссиб с пределом в 220 млн тонн не может обеспечить вывоз российских грузов. В то же время Транссиб сегодня перестал быть транзитной магистралью, логистика уходит на север и юг. Для организации международного транзита по СМП необходимо установить правила для международных транзитных перевозок. Причем сделать это надо быстро, чтобы не упустить поток грузов, который уйдет на юг», — сказал он.

Флот для освоения Арктики

Для использования Севморпути «на полную» необходим мощный ледокольный и грузовой флот, развитая портовая инфраструктура.

Для Арктики построят:

7 атомоходов мощ. 60 МВт

1 атомоход мощ. 120 МВт

4 неатомных ледокола

В соответствии с Указом президента РФ №126 от 27 февраля 2023 года для развития инфраструктуры Арктической зоны должно быть построено семь универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт, один головной атомный ледокол проекта 10510 мощностью 120 МВт и дополнительно четыре неатомных ледокола.

К настоящему времени уже введены в эксплуатацию головной ледокол проекта 22220 «Арктика» и два ледокола в серии — «Сибирь» и «Урал». На Балтийском заводе (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) по заказу ФГУП «Атомфлот» ведется строительство еще двух ледоколов проекта – «Якутия» и «Чукотка», сдача которых запланирована на 2024 и 2026 годы. С их введением в строй группировка ледоколов данного проекта составит пять единиц.

Фото Дирекции СМП госкорпорации «Росатом»

Заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша в ходе последнего Восточного экономического форума отметил, что на Северном морском пути к 2030 году необходимо минимум 17 ледоколов и не менее 22 ледоколов к 2035 году.

Помимо расширения ледокольной группировки есть острая потребность в создании грузового флота ледового класса.

Для ключевых арктических проектов и каботажных перевозок по СМП к 2030 году дополнительно к имеющимся и строящимся судам потребуется 97 единиц грузового флота. Такие данные на I Гидрографической конференции в Санкт-Петербурге представил Вячеслав Рукша.

«На Северном морском пути к 2030 году необходимо минимум 17 ледоколов и не менее 22 ледоколов к 2035 году», - заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» - директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.

Согласно презентации, в 2023 году грузоперевозки для работы ключевых арктических проектов выполняют 30 судов: 17 газовозов и танкеров обеспечивают проекты компании «НОВАТЭК», 7 танкеров — проект «Новый Порт» компании «Газпром нефть», 6 танкеров и контейнеровозов работают для нужд компании «Норникель».

В 2023 году для ключевых арктических проектов работают

30

судов.

В настоящее время строятся 33 судна. Ожидается, что в 2024 году для обеспечения работы крупнейших проектов в Арктике понадобятся 57 грузовых судов с учетом действующих. В частности, для проектов «НОВАТЭКа» потребуется увеличить количество судов на 16 единиц — до 33, для проекта «Северная звезда» компании АЕОН будут необходимы 9 балкеров, 2 танкера потребуются для проекта «Восток Ойл».

По подсчетам Росатома, к 2030 году для проектов «НОВАТЭКа» всего потребуется 39 газовозов и танкеров, «Газпром нефти» — 7 танкеров, «Норникеля» — 6 танкеров и контейнеровозов, АЕОН — 25 балкеров, ГДК «Баимская» — 3 балкера, «Роснефти» — 11 танкеров, Росатома — 9 контейнеровозов, а также 10 универсальных судов для северного завоза. Кроме того, выделена потребность в дополнительных 50 судах. Таким образом, к 2030 году для обеспечения растущего грузопотока с ключевых проектов, реализуемых в акватории Севморпути, в общей сложности будут необходимы 160 судов.

В ходе выступления на Гидрографической конференции Вячеслав Рукша обратил внимание на то, что в основном это будет крупнотоннажный флот, и поэтому для безопасного судоходства потребуется шире смотреть на вопросы обеспечения необходимых гидрографических условий для работы на СМП таких мощных судов.

Развитие портовой инфраструктуры вдоль СМП

Планируемый рост грузопотока по Севморпути требует развития портовых мощностей, флота, средств обеспечения судоходства. В рамках развития инфраструктуры Арктики государство и частные инвесторы развернули масштабную работу развития арктических портов. Многие северные и дальневосточные морские порты модернизируются, строятся и развиваются новые, которые составляют каркас арктического транспортного маршрута. Обозначим ключевые арктические инфраструктурные проекты, которые реализуют в акватории российской Арктики.

Терминал «Утренний» в порту Сабетта

Так, в апреле 2023 года ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом») получило разрешения на ввод в эксплуатацию объектов федеральной собственности терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» (проект «Арктик СПГ 2») в морском порту Сабетта (Ямал).

Фото: rosatomport.ru

С июля 2020 года по декабрь 2022 в рамках государственного контракта выполнено строительство южного и северного оградительных (ледозащитных) сооружений общей протяженностью более 4,4 км, созданы акватория и подходной канал терминала «Утренний», завершено строительство объектов системы обеспечения безопасности мореплавания и пункта пропуска через государственную границу РФ. Строительство федеральной инфраструктуры обеспечит полный ввод в эксплуатацию объектов инвестора терминала «Утренний» в первом полугодии 2023 года.

Первая технологическая линия по производству СПГ мощностью около 7 млн тонн в год будет поставлена на терминал «Утренний» осенью 2023 года.

Терминал «Утренний» проекта «Арктик СПГ 2» «НОВАТЭКа» является участком №2 морского порта Сабетта. Строительство терминала, включая объекты федеральной собственности, а также реконструкция морского канала включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Подходной канал к терминалу длиной 5,6 км и шириной 510 м обеспечит судоходство в условиях припайного и дрейфующего льда. Стоимость СПГ-терминала составляет 95,7 млрд рублей, проект на 70% финансируется за счет госбюджета РФ.

Строительство терминала «Утренний» позволит увеличить отгрузку углеводородов на экспорт в объеме 21,6 млн тонн в год в рамках освоения месторождения проекта «Арктик СПГ 2», который предусматривает строительство трех технологических линий по производству СПГ общей мощностью 19,8 млн тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн тонн в год.

Порт Бухта Север

Также с 2021 году на полуострове Таймыр, в 40 километрах от поселка Диксон, компания «Роснефть» строит нефтеналивной терминал порт «Бухта Север». Этот стратегически важный объект обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл». Порт станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти (102 резервуара к 2030 году). С использованием инфраструктуры первой очереди объем перевалки нефти через морской терминал порта планируется довести до 30 млн тонн в год с последующим поэтапным выходом на общий объем перевалки до 100 млн тонн в 2030 году.

Фото ПАО «Роснефть», ОЭК

Весной 2023 года ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом») определено застройщиком объектов федеральной собственности нефтяного терминала «Порт бухта Север».

За счет федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса дедвейтом свыше 120 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.

В порт бухта Север будут заходить суда дедвейтом свыше

120 тыс.

тонн

Угольный терминал «Енисей»

Еще одним значимым арктическим проектом, находящимся в активной фазе строительства, является морской терминал «Енисей». Он создается на берегу Карского моря и является одним из ключевых объектов проекта компании «Северная звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. В состав порта войдут грузовой причал, береговая зона и соединительная дамба, где будут установлены конвейерная линия и судопогрузочная машина. Площадь территории порта составит более 20 га. В комплекс войдут склады, где одновременно сможет храниться до 1 млн тонн готовой продукции.

Строительство порта, 2023 г. Фото: ООО «СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА» / arctic-energy.com

Сейчас реализуется первый этап проект по строительству причального комплекса и выполнению силами Гидрографического предприятия дноуглубительных работы объемом 1,8 млн куб. м, после которых инвестор рассчитывает до конца года отгрузить порядка 1 млн тонн.

В целом объем инвестиций в развитие инфраструктуры Сырадасайского месторождения до 2026 года составит 75 млрд руб. Летом 2023 года планируется завершить работы по сооружению причала и довести глубины до 16 м у причала и 16,2 м на выходе из канала. С 2026 года терминал «Енисей» обеспечит дополнительную грузовую базу СМП в объеме более 5 млн тонн в год.

Терминал для продукции Баимского ГОКа

В практическую стадию в реализации вступил проект по строительству на мысе Наглейнын (Чукотский автономный округ) морского терминала для отгрузки продукции Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК) мощностью до 2 млн тонн в год. Как рассказал в ходе Гидрографической конференции генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт, в конце лета – начале осени 2023 года предприятие объявит конкурс на строительство объектов федерального значения терминала.

Баимский ГОК строится для разработки Баимского золото-медного месторождения –крупнейшего в мире неосвоенного месторождения. Суммарный ресурсный потенциал Баимской площади составляет 23 млн тонн меди и 2 тыс. тонн золота (64,3 млн унций).

Ресурсный потенциал Баимской площади

- 23 млн тонн меди

и 2 тыс. тонн золота

Специфика реализации этого проекта в том, что при разработке месторождения инвестор намерен построить комбинат, способный перерабатывать всю добытую на карьерах продукцию в регионе, полностью изолированном от энергосистемы. Чтобы обеспечить проект энергоснабжением, было принято решение о строительстве плавучих энергоблоков.

В настоящее время Росатом ведет строительство четырех модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ), которые обеспечат энергоснабжение Баимской рудной зоны. МПЭБ разрабатываются на базе технических решений плавучего энергоблока «Академик Ломоносов».

Фото Дирекции СМП госкорпорации «Росатом»

Безусловно, все перечисленные проекты являются не только капитало- и ресурсоемкими, но высокотехнологичными. Их реализация сама по себе непростая задача, которая усложняется суровыми климатическими условиями Арктики. Между тем государство и инвесторы принимают этот вызов и делают ставку на развитие СМП – амбициозного и масштабного проекта по созданию нового глобального транспортного арктического маршрута.

Татьяна Вильде