• 10 июня 2005

    Выборгский судостроительный завод уплывет вместе с казахстанским флотом


    Правительство Казахстана приняло окончательное решение строить весь свой нефтеналивной флот на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) в Ленинградской области. В ближайшие дни планируется подписание соответствующего контракта. Суммарный дедвейт судов, которые будут работать на Каспии, составляет 300.000 тонн, а их ориентировочная общая стоимость - более $250 миллионов.

     

    Без флота не будет экспорта
    Решение о создании собственного флота президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев связывает с новыми перспективами экспорта каспийской нефти. После присоединения к нефтепроводному проекту Баку-Тбилиси-Джейхан республика получила возможность осуществлять экспорт углеводородного сырья на внешние рынки одновременно в разных направлениях. По словам Назарбаева, Северо-Каспийский нефтепровод (КТК) . «главный» из этих направлений, Атырау-Самара . «это вторая ветвь», а новый проект дает возможность экспортировать нефть в третьем направление. В целом к 2010 году Казахстан заявляет о намерении выйти на уровень ежегодной добычи нефти до 100 млн.тонн.

    Половина казахстанской нефти, скорее всего, будет перевозиться совместно казахстанскими и азербайджанскими танкерами. Учитывая программы развития собственного флота двух государств, «в 2008 г. азербайджанскими судами совместно с казахстанскими танкерами можно будет перевезти 50 млн. тонн казахстанской нефти», - отметил заместитель начальника Каспийского морского пароходства (КАСПАР) по экономике Тофик Мансуров. По словам Мансурова в настоящее время флот Азербайджана способен перевозить до 20 млн. тонн нефти в год, однако программа строительства новых судов КАСПАРом активно реализуется на российской верфи "Красное Сормово" (Нижний Новгород, группа компаний «Морские нефтегазовые проекты»). Это позволит увеличить объемы перевозки.

     

    Казахстан выбрал ВСЗ
    Планируя строительство новых судов для перевозки нефти, Казахстан остановил свой выбор на другом российском судостроительном заводе. ОАО «Выборгский судостроительный завод» 16 апреля 2005 года спустил на воду головной танкер «Казахстан» сери 00230, строящийся по заказу частной компании Mobilex Energy Ltd, которая создана в Казахстане 14 сентября 2002 года европейской компанией Mobilex. Именно Mobilex Energy станет владельцем всего флота Казахстана, при этом оперировать танкерами будет государственный «Казмортрансфлот». В настоящее время на ВСЗ ведется строительство второго и третьего танкера новой серии, а осенью 2005 года на стапелях завода заложат еще два серийных танкера. Таким образом, в настоящее время заказ Mobilex Energy Ltd на ВСЗ достигает 5 судов. Стоимость одного судна названной серии составляет примерно $17-18 млн. Все они будут построены к 2007 году.

    Танкер «Казахстан» предназначен для перевозки сырой нефти дедвейтом 12 тыс. тонн имеет длину 149 м, ширину - 17,3 м, скорость хода - 10 узлов. Порт приписки - Актау.

     

    Контракт расширят до 10
    В апреле руководитель компании Mobilex Energy Ltd Давид Варагян заявил, что планирует подписать новый контракт с ВСЗ на строительство еще пяти танкеров серии 00230. Соответствующее соглашение о намерениях на тот момент уже было подписано казахстанской компанией и российским заводом. Затем последовала длинная процедура по подготовке и подписанию всех предконтрактных соглашений. В то же время требовалось утвердить саму программу строительства казахстанского нефтеналивного флота на уровне президента Республики. Как сообщил ИА «ПортНьюс» заместитель генерального директора ВСЗ по связям с общественностью Андрей Туниманов, в настоящее время все документы подготовлены: «В начале июня, возможно 9 числа, мы ожидаем делегацию Казахстана с визитом на ВСЗ; тогда, скорее всего, контракт будет подписан». Сомневаться в этом сложно, поскольку еще в конце мая Давид Варагян заявил о расширении заказа на строительство танкеров на российском ВСЗ до 10 единиц.

     

    Новый флот
    Естественно, что не только десять новых танкеров составят казахстанский флот. Первые два судна заказаны «Казмортрансфлотом» на том же ВСЗ. Танкер «Астана», дедвейтом 12 тыс. тонн, уже прибыл в порт приписки Актау в последних числах мая, где и был принят самим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Второе судно этой серии для «Казмортрансфлота» - танкер «Алматы»- к началу июня завершит все испытания на ВСЗ и будет готов для отправки в Казахстан. "Считаю, что мы приняли правильное решение", - отметил Назарбаев, говоря о решении Казахстана создать собственный танкерный флот. Он подчеркнул, что танкер "Астана" - "это начало нашего флота". "В дальнейшем этот флот будет развиваться, это необходимо для нашего будущего", - сказал президент республики.

    И действительно планы по развитию флота у Казахстана весьма амбициозные. Кроме серийных 12 (в общей сложности) новых танкеров, Mobilex Energy Ltd согласовала с правительством Республики Казахстан программу строительства пяти барж для перевозки нефти на Каспии (дедвейтом 35-40 тыс. тонн) и трех буксиров. Заказ на их изготовление так же получит ВСЗ. Проект, ориентировочной стоимостью $100 млн. предполагается реализовать к 2010 году. Финансирование будет произведено за счет собственных средств учредителей компании Mobilex, а так же за счет кредитов казахстанского банка «Туран-Алем» (банк в мае открыл представительство в Санкт-Петербурге). Помимо этого, по словам вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Талгата Абылгазина, Казахстан рассматривает возможность разместить на ВСЗ дополнительные заказы на строительство портовых кантовщиков и танкеров нефтемусоросборщиков. В целом, по заявлению генерального директора ВСЗ Сергея Завьялова, объем работ для казахстанских заказчиков в ближайшие пять лет может превысить 250 млн. долларов.

     

    Откуда такой интерес к ВСЗ
    Удивляться такой взаимной симпатии не самого крупного российского судостроительного завода и казахстанской частной компании не приходится. Казахстан остановил свой выбор на ВСЗ, как оказалось, в силу предполагаемой покупки самого завода. Вполне естественно, что, приобретая новый актив, Mobilex загружает уже почти собственные производственные мощности.

    Первое официальное заявление о намерении пригласить казахстанскую компанию Mobilex к участию в уставном капитале ВСЗ сделал Сергей Завьялов на пресс-конференции 16 апреля 2005 года. По его словам руководство ОАО «Выборгский судостроительный завод» сделало соответствующее предложение нескольким судоходным компаниям, в том числе и Mobilex Energy Ltd. Он тут же уточнил, что «если они (Mobilex) решат положительно, то мы будем удовлетворены». При этом Завьялов не смог сообщить, в какой форме он предполагает участие партнеров в капитале завода: будут рассматриваться как вариант создания совместного предприятия, так и продажа пакета акций ВСЗ. Сам Завьялов не стал скрывать, что окончательное решение в этом вопросе он оставляет за партнерами. «Мы никогда не скрывали своего намерения работать в тесном альянсе с крупной компанией, специализирующейся на нефтегазовой сфере, добыче углеводородного сырья, в том числе и на шельфе, а так же транспортировке нефти и газа, - пояснил Завьялов позицию руководства судостроительного завода. - Судостроение само по себе существовать не может. Эту отрасль должны поддерживать либо государство, либо крупный бизнес. Мы всегда стремились быть интегрированными в крупную компанию, стать звеном в единой цепи работ по добыче и экспорту углеводородов».

    Привлечение инвестора на завод поможет ВСЗ не только решить ряд производственных проблем, но и осуществить масштабную модернизацию. Финансовый директор ВСЗ Николай Савинов в беседе с журналистами сообщил, что заводу требуются инвестиции в модернизацию производства в объеме примерно $40 млн. На эти средства в течение 1,5-2 лет будут построены два новых цеха, один открытый стапель, создана новая линия первичной обработки металла, а так же усовершенствовано грузоподъемное оборудование. Савинов добавил, что в 2003-2004 году ежегодный объем инвестиций в ВСЗ составлял $1,5-2 млн., а в период 2001-2002 в развитие производственной базы суммарно было вложено $6 млн. Эти средства направлялись собственниками завода за счет привлечения кредитов российских банков, среди которых «Банк «Санкт-Петербург», «Балтийский банк», «Внешторгбанк», «Сбербанк», «НОМОС-банк».

    Ответом на публичное предложение ВСЗ можно считать заявление Талгата Абылгазина, которое он сделал, спустя несколько дней: Казахстан намерен купить акции ОАО «Выборгский судостроительный завод». «Речь идет либо о создании СП, либо о выкупе части акций - доля будет более 50%, - отметил Абылгазин. - Данная покупка является лучшим примером евразийской интеграции».

    Уставный капитал ОАО "Выборгский судостроительный завод" составляет 213 тыс. 684 руб. и разделен на 373 тыс. 948 обыкновенных и 53 тыс. 420 привилегированных акций номиналом 0,5 руб. ЗАО "АКО БАРСС Груп"(Санкт-Петербург) владеет 75,6% акций предприятия. По итогам 2004 года ВСЗ получил убыток, как и в 2003 году. Это связано со специализацией судостроительной отрасли: если в 2003 году в незавершенном производстве было 4 заказа, то в прошлом году их стало 11. Прибыль от продаж по итогам прошлого года составила 228 тыс. руб. Выручка от реализации в 2004 году была в объеме 370,131 млн. руб. (735,303 млн. руб. в 2003 году), при себестоимости 396,903 млн. руб. (773 млн. руб. в 2003 году).

     

    Ремарка
    Руководство Выборгского судостроительного завода между тем заявляет, что российско-казахстанское совместное предприятие уже создано, однако его учредителем является не ВСЗ, а основной акционер завода ЗАО «АКО БАРСС Груп». С казахстанской стороны в СП вошли «несколько национальных компаний, в том числе Mobilex Energy Ltd.». Новое СП, по словам представителя топ-менеджмента ВСЗ, создано с целью осуществления инвестиционной программы на предприятии. В то же время в планах завода, по прежнему, остается проект по объединению с западным партнером, в частности с материнской компанией Mobilex Energy. Предложение, направленное другим компаниям-перевозчикам об участии в уставном капитале ВСЗ тоже остается в силе. «Свою роль мы видим в объединении между востоком и западом», - добавил собеседник «ПортНьюс».

    Исходя из заявлений руководства ВСЗ и представителей казахстанского руководства и бизнеса, однозначных выводов об участии Казахстана в российском акционерном обществе сделать нельзя. Однако, несомненно, взаимный финансовый интерес двух сторон за этими заявлениями виден. Поэтому если сегодня нельзя еще сказать о том, что Выборгский завод куплен частным казахстанским судовладельцем, то уже в ближайшее время это заявление может последовать.


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен