Бункерные компании, ведущие свою деятельность на Балтике, получили последнее предупреждение о повышении качества судового топлива. С 19 мая 2005 вступило в действие приложение N6 к Международной Конвенции МАРПОЛ, согласно которому, для бункеровки судов в особых зонах необходимо применять только низкосернистое топливо. Пока документ носит рекомендательный характер, но ровно через год снижение допустимого уровня содержания серы в судовом мазуте станет обязательным условием для работы в Балтийском море.
Первой станет Балтика
В этом году на Балтике действует ограничение на содержание серы в бункерном топливе, принятое Дипломатической конференцией 1997 года. При верхней допустимой границе содержания серы 4,5%, на практике продаваемое в российских портах топливо имеет примерно 2%-ое содержание серы. Конвенция по предупреждению загрязнения судов (МАРПОЛ) на первом этапе снижает до 1,5% содержание серы в судовом топливе только в некоторых регионах - зонах особого контроля выбросов оксидов серы. В силу того, что вступление в силу Приложения N6 стало возможным после его ратификации 15-ю государствами, которые обладают, по меньшей мере, 50% всего тоннажа мирового торгового судоходства, сроки ввода в действия ограничений определены следующим образом: с 19 мая 2006 г. - Балтийское море, с 19 мая 2007 г. - Северное море и пролив Ла-Манш.
Евросоюз, со своей стороны, намерен усилить положения МАРПОЛа. Через год после вступления в силу Положения N6, согласно Директиве ЕС от 1999 года, все государства Евросоюза обязаны обеспечить доступность на бункерном рынке низкосернистого топлива в достаточном количестве. То есть продажа топлива не соответствующего этим требованиям на территории Евросоюза попадет под запрет. А с января 2011 года, ограничение в 1,5% содержания серы вводится для бункеровки всех судов внутри вод ЕС. Внутрипортовый трафик при этом будет с 2008 года ограничен применением топлива с содержанием серы 0,2%.
Российские НПЗ не готовы
В соответствии с новыми нормативами, введенными на бункерном рынке, ИА «ПортНьюс» провело небольшой опрос участников этого рынка в порту Санкт-Петербурга. Большинство из них говорит о том, что в настоящее время российские НПЗ не могут покрыть появившейся спрос на низкосернистое топливо. По оценке петербургского филиала ЗАО «Росинспекторат» низкосернистый мазут с содержанием серы не выше 1% составляет пока не более 5% российского бункерного рынка. «Новые ограничения поставят под сомнение существование бизнеса для многих российских бункеровщиков, потому что низкосернистое топливо на территории РФ приобрести практически невозможно», - говорит координатор отдела нефти и нефтепродуктов петербургского филиала «Росинспектората» Валерий Забавин.
«Такое топливо практически ни кто не производит. Существуют эксперементальные партии, но их объем невелик, - говорит Вячеслав Кравченко из «Балтийской Бункерной Компании». - Российские НПЗ пока не имеют такой техники, чтобы снизить в производимом ими топливе содержание серы. Использование различных присадок для достижения заданных параметров по сере не выгодно, поскольку ведет к удорожанию топлива на 20-30%». С этим мнением согласны в компании «КОНТУР СПб». «Бункеровать суда низкосернистым топливом пока не реально, потому что нет таких заводов, которые смогут поставить нужный мазут в нужном количестве. Присутствующий сегодня на топливном рынке низкосернистый мазут выпускается для ограниченного круга потребителей, например, для сталелитейных цехов. Из крупных поставщиков такое топливо предлагает только ЛУКОЙЛ», - отмечают в бункерном отделе ООО «КОНТУР СПб».
На НПЗ должно повлиять правительство
Руководитель петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» по шипчандлерскому обслуживанию Дмитрий Васильчиков отметил, что такая ситуация связана с геологическими особенностями российских месторождений нефти. «В связи с тем, что российские природные месторождения, как правило, имеют повышенное содержание серы, получить требуемое по международным стандартам топливо не представляется возможным. Заводы-производители должны принять соответствующие меры, чтобы обеспечить рынок низкосернистым мазутом, а для этого необходимо определенное правительственное решение о переводе технологий отечественных НПЗ на иной качественный уровень. Иначе затраты по снижению содержания серы лягут на бункеровщика. Тогда это будет не бизнес по продаже судового топлива, а нефтепереработка, что требует соответствующих лицензий», - сказал Васильчиков.
Цены через год вырастут
Достаточно спокойную реакцию на введение новых ограничений МАРПОЛ удалось услышать только в компании «ЛУКОЙЛ-Нева». «У ЛУКОЙЛа есть достаточное количество низкосернистого топлива, чтобы беспрепятственно перейти на новый качественный уровень обслуживания клиентов, - говорит заместитель генерального директора компании Дмитрий Рулевский. - В течение года мы готовы перейти на новые требования МАРПОЛ и покрывать свои объемы собственным продуктом».
При этом Рулевский не сомневается, что цены на бункерное топливо вырастут достаточно ощутимо. По предположению специалистов «КОНТУР СПб», такой рост может составить 10-15% по сравнению с существующими сегодня ценами. В то же время Дмитрий Иванов отмечает, что «ограничения вводятся пока только на Балтике, значит, отразится это не на всем объеме закупаемого клиентами топлива, а только в той части, которая требуется для прохождения судном Балтийского моря». По его мнению, эта доля в общем объеме бункерных продаж составляет от 15% до30%.
20 мая 2005 г.