• 16 мая 2005

    Ледоколы «уплывают» от «Портофлота»

    Спор двух основных игроков рынка буксирных услуг в порту Санкт-Петербург вышел на новый уровень. Теперь на кон поставлены не только 16 судов, принадлежащих городскому КУГИ, но и операторство ледокольным флотом петербургского порта. ЗАО «Портовый флот», который на протяжении последних пяти лет монопольно обслуживал портовые ледоколы, в предстоящую зимнюю навигацию может лишиться этого бизнеса. По всей вероятности, в этом году технический менеджмент ледоколов петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» будет осуществлять ООО «Балтийский флот».

    Новые ледоколы «ушли» к новому оператору

    В этом году на баланс петербургского филиала «Росморпорта» передали еще три ледокола, которые работали ранее в порту Выборг (Ленинградская область). Таким образом, предстоящей зимой количество портовых ледоколов возрастет с 6 до 9. В связи с этим, в начале весны «Росморпорт» провел конкурс на право осуществления технического менеджмента поступивших ледоколов. При этом стоит заметить, что конкурсная процедура проводилась впервые, поскольку ранее рынка технического менеджмента ледоколов в Петербурге не было вовсе - кроме ЗАО «Портовый флот» ни одна компания не претендовала на работу по обслуживанию столь сложных специфических судов. В первом конкурсе приняли участие ЗАО «Портовый флот» и ООО «Балтийский флот». Победителем конкурса названа последняя компания, как предложившая наименьшую цену.

    Операторство ледокольным флотом подразумевает найм профессионального экипажа, оплату его работы и поддержание профессионального уровня моряков, техническое обслуживание ледоколов, а так же снабжение судов всем, кроме бункерного топлива и прием с судов льяльных и фекальных вод. По словам генерального директора «Портофлота» Олега Кобелева, в общей себестоимости технического менеджмента ледоколов до 70% приходится на зарплату экипажа. Кроме того, подготовленные для работы на ледоколах экипажи, формируются на протяжении длительного периода, поскольку обучение моряков возможно только на действующих ледоколах, специальных тренажеров в этой сфере нет.

    Стоимость контракта на три ледокола, предложенная «Балтийским флотом» оказалась на 20% ниже стоимости, предложенной «Портофлотом». ФГУП «Росморпорт» в конкурсной документации назвал стоимость обслуживания одного ледокола . 44556 руб. в сутки, а цена «Балтийского флота» не превышала 40 тыс. руб. Однако, руководитель «Портофлота» уверен, что победитель не сможет уложиться в названную сумму. «При цене, выставленной на конкурс ниже фактической, цена эксплуатации может быть снижена либо за счет сокращения заработной платы экипажа, либо за счет сокращения штатной численности моряков, что в свою очередь все равно приведет к переработкам», - отмечает Кобелев. В то же время, руководство «Балтийского флота» заявляет через пресс-службу, что способно избежать лишних издержек и сократить стоимость работ по обслуживанию ледоколов до названной ими цифры. При этом условия труда экипажа «Балтийский флот» собирается не только сохранить, но и улучшить. Однако дальше заявлений пока руководство компании не идет.

     

     

    Экипажам ледоколов не платят

    В подтверждения своих слов Кобелев сообщил, что по прошествии полутора месяцев с момента заключения «Росморпортом» контракта с «Балтийским флотом» на обслуживание судов, трудовые соглашения с экипажами трех ледоколов не заключены. Это подтвердил «ПортНьюсу» и председатель Объединенной профсоюзной организации «Морской порт Санкт-Петербург» Геннадий Зайцев: «Это крайне возмутительно, члены экипажей не знают, какова будет их зарплата, каковы будут социальные льготы». По словам Зайцева, профсоюзы обратились в Рострудинспекцию, которая приступила к изучению конфликта. Кроме того, профсоюзы направили письма руководству Минтранса, Федерального агентства морского и речного флота, а так же ФГУП «Росморпорт». «Мы будем отстаивать свое право и свои рабочие места до конца, если понадобится, то и в суде. Я не исключаю, что в случае затягивания ситуации, мы будем вынуждены прибегнуть к крайним мерам протеста», - заявил Зайцев. Он сообщил, что в настоящее время все три ледокола находятся в прекрасном техническом состоянии, но «поскольку «Балтийский флот» не имеет своей производственной базы и опыта эксплуатации ледоколов, их состояние может в дальнейшем измениться в худшую сторону».

     

     

     

    Ледоколы «Портофлота» выставили на конкурс

    Тем временем, «Росморпорт» выставил на конкурс и оставшиеся ледоколы, эксплуатировавшиеся ранее «Портофлотом». Заявки будут приниматься до 25 мая. Правда, из 6 работавших в прошлую зиму судов, на конкурс предложено только пять. Линейный ледокол «Капитан Сорокин» «Росморпорт» решил эксплуатировать самостоятельно, силами своего местного филиала. При этом экипаж «Сорокина» оказался в аналогичной ситуации, как и экипажи трех ледоколов, прибывших из Выборга в порт Петербург . их условия труда, по словам Зайцева, руководством «Росморпорта» так же не определены.

    Предложенные на второй конкурс ставки по одному линейному и четырем портовым ледоколам ниже обычной цены «Портофлота» на 15%. Поэтому, ЗАО «Портовый флот» не намерен принимать участие в новом конкурсе. «При таком сценарии мы в конкурсе участвовать не будем, у нас нет резерва для снижения цены», - говорит Кобелев. На этом основании он делает вывод, что в нынешнем году его компания, не смотря на весь свой опыт эксплуатации ледокольного флота, лишится этого бизнеса вовсе. В «Балтийском флоте» заявляют о полной готовности компании к участию в конкурсе.

     

     

     

    $6,8 миллионов

    Цена вопроса, исходя из цифр прошлого года, составляет $6,8 млн. Такую сумму назвал Кобелев, говоря о доходе «Портофлота» от менеджмента шести ледоколов в 2004 году. Это составляет 34% от общих доходов компании за прошлый год. Из названной суммы 90% составляет себестоимость работ по обслуживанию судов и 10% - наценка компании.

    По всей вероятности, действительно в новом году управление и обслуживание ледокольным флотом перейдет к «Балтийскому флоту». Некоторые участники рынка портовых услуг опасаются, что компания, не имеющая практического опыта обслуживания ледокольного флота, сможет эффективно оперировать на этом рынке. Однако если исходить из утверждения самого Кобелева о том, что в этом бизнесе все зависит от экипажа, можно предположить, что негативных изменений удастся избежать. «Портовый флот» уже заявил о массовом увольнении 300 человек экипажей ледоколов. Скорее всего, «Балтийский флот» сможет договориться с членам экипажей, поскольку в этом в равной степени заинтересованы обе стороны . других экипажей для ледоколов в порту не найти, а самим экипажам не удастся найти иные ледоколы.

    Несомненно, «Портофлоту» не хочется расставаться почти что с третью своих доходов, хотя Кобелев и заявляет, что эти деньги сможет заработать в другом месте, например на работах по строительству «Морского фасада». На брифинге для журналистов Олег Кобелев заявил, что считает ситуацию с ледоколами первым шагом на пути к «новому переделу рынка на акватории порта Санкт-Петербург». При этом, он отмечает, что непродуманная политика «Росморпорта» в отношении вопросов управления ледокольным флотом приведет не только к негативным социальным последствиям, но и ставит под сомнение безопасность мореплавания в порту. С другой стороны, желание «Росморпорта» обеспечить равнодоступность всех компаний на тот или иной рынок представляется вполне логичным. Поэтому введение конкурсной процедуры по определению технического менеджера для ледокольного флота не является неожиданностью. «Балтийский флот», в свою очередь, считает, что действия «Росморпорта» продиктованы стремлением к эффективности управления своим имуществом.

     

     

     

    Справка:

    Внешне, суть конфликта «Портового флота» с «Балтийским флотом» кроется в борьбе за право аренды городских буксиров. «Портовый флот» с 1998 года арендует городские суда портового класса. В настоящее время, компанией эксплуатируются 16 судов КУГИ, из которых один буксир мощностью 5000 л.с., 4 буксира мощностью 2520 л.с., 4 танкера и одно судно-водолей. В начале этого года без проведения конкурсной процедуры КУГИ продлил договор аренды на эти суда с ЗАО «Портофлот» еще на 10 лет. В настоящее время на рынке буксирных услуг в порту Петербурга 70% занимает «Портофлот» и 30% работ приходится на долю «Балтийского флота». По некоторым сообщениям в СМИ, в спор за суда КУГИ вступило Росимущество. Не исключено, что договор аренды будет пересмотрен.

    ЗАО «Портовый флот» учреждено в 1997 году. Компания до лета 2004 года входила в состав ОАО «Морской порт Санкт-Петрбург». В настоящее время 60% акций ЗАО принадлежат оффшорной компании «Наздор», 20% - кипрской «Гринспик» и 20% ООО «Морской альянс».

    ООО «Балтийский флот» входит в структуру транспортно-логистической группы «Инкотек», которая является активом группы компаний «ИСТ». Недавно «Балтийский флот» приобрел 10 буксиров рижской компании «Амберхолдинг». Кроме того, в управлении компании находятся буксиры, принадлежащие ранее судостроительным заводам «Северная верфь» и «Балтийский завод». «Балтийский флот» неоднократно заявлял о намерении занять половину рынка буксирных услуг петербургского порта.

     

    16 мая 2005

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен