Станислав Федулов: «Основным перегрузочным районом в низовьях Волги и Северного Каспия станет порт Оля»
Портовое будущее российского Каспия связано с проектом создания Астраханского транспортного узла. О том, как продвигается этот проект, а также о планах по созданию ППОЭЗ в регионе ИАА «ПортНьюс» рассказал заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Станислав Федулов.
- Станислав Иванович, принято ли решение о переносе стивидорных мощностей порта Астрахань за пределы города?
- Портовые сооружения порта Астрахань представляют собой приспособленные для грузовых операций с генгрузами причальные сооружения, которые раньше применялись для вспомогательных операций при различных производствах. Они расположены в городской черте и поэтому, как правило, не имеют перспектив развития. Кроме того, концепция развития города Астрахани предусматривает постепенный вывод производственной деятельности с побережья Волги.
Хотя окончательно вопрос о переносе стивидорных мощностей из порта Астрахань не решен, было принято решение, что основным перегрузочным районом в низовьях Волги и Северного Каспия станет порт Оля.
- Что уже сделано в рамках проекта развития порта Оля, Астраханского транспортного узла и что еще предстоит сделать?
- Проект развития порта осуществляется по схемам государственно-частного партнерства. В рамках проекта уже освоено порядка 8,1 млрд руб., в том силе 5,1 млрд руб. частных инвестиций и 2,9 млрд руб. федеральных. Общий объем финансирования составляет более 14 млрд руб, а освоение по первому грузовому району достигло 57,3%.
Федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-15 годы)» предусмотрено строительство 1-й очереди Второго грузового района порта Оля. Второй грузовой район предназначен для перевалки контейнеров, генеральных и накатных грузов, организации паромной переправы, а также для создания нефтеналивных комплексов в связи с открытием в северной части Каспийского моря нефтяных месторождений.
Проектирование Второго грузового района планируется в 2014-15 года, начало реализации – с 2015 года. Общий объем финансирования составляет 3 млрд 425 млн руб., в том числе 625 млн руб. средств федерального бюджета и 2,8 млрд руб. из внебюджетных источников.
Также реализуются инфраструктурные проекты по развитию деятельности различными портами с вложением инвестиций в основной капитал.
Целью этих проектов является последующее развитие портовой базы астраханского транспортного узла, сокращение простоев железнодорожного и морского транспорта при погрузо-разгрузочных работах с гарантией сохранения груза по качеству и количеству.
- Каков совокупный грузооборот портов Астрахань и Оля за 2011 год, количество судозаходов?
- Грузооборот портов консолидированного морского порта (включая Оля и Бузан Порт) за 2011 год составил 6,69 млн тонн. При этом импорт грузов составил 186,1 тыс. тонн, а экспорт – 4 млн 637,7 тыс. тонн. Объем каботажа составил 1 млн 866,3 тыс. тонн. Увеличение перевалки грузов в 2011 году наблюдается по следующей номенклатуре: контейнерные перевозки – 106,8 тыс. тонн (рост на 27%), металл 4 млн 752,4 тыс. тонн (рост на 28%), нефтеналив 331,5 тыс. тонн (рост на 32%) сера 1,9 млн тонн (рост на 33%).
Судозаходы в целом за 2011 год выросли в сравнении с 2010 годом на 5,1% - до 11 тыс. 347 ед., в том числе в порту Оля – 999 ед.
- Планируется ли создание на территории Астраханской области промышленно-производственной особой экономической зоны (ППОЭЗ)?
- Планируется. В настоящее время исполнительными органами Астраханской области, совместно с «Объединенной судостроительной корпорацией», в состав которой входят астраханские судостроительные предприятия, ведется определение потенциальных резидентов ППОЭЗ и выполняется подготовка пакета документов для предоставления соответствующей заявки в Минэкономразвития России.
Создание ППОЭЗ стало возможным благодаря принятию федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства»
Концепция развития порта Оля предусматривает два этапа – возведение первого грузового района грузооборотом 4 млн тонн в год, расположенного в непосредственной близости от села Оля и строительство второго грузового района, расположенного в 4 км. южнее первого с проектным грузооборотом 26 млн тонн в год.