Взор на надзор
Ространснадзор планирует сократить штатную численность более чем на четверть в течение трех лет. При этом количество выявленных Госморречнадзором нарушений за 2011 год выросло на те же 25%. Чтобы как-то компенсировать сокращение штатов при росте нарушений, ведомство предлагает ряд мер, в том числе весьма экзотических - наподобие возложения функций надзора на частные пароходства.
Лучше меньше, да лучше?
Лучше меньше, да лучше?
Одной из идей уходящего президентства Дмитрия Медведева было сокращение численности госслужащих. Их количество в государственных структурах должно было снизиться не менее, чем на 20%. Соответствующий указ был подписан 31 декабря 2010 года. В соответствии с ним, Ространснадзор запланировал снижение штатной численности на 25,7% в течение трех лет. Первый этап сокращения штатной численности Ространснадзора был проведен в 2011 году. В его рамках было сокращено 379 единиц штата, из которых 85 пришлось на Госморречнадзор.
Между тем, в ходе состоявшейся накануне Коллегии Ространснадзора была приведена статистика нарушений на водном транспорте за 2011 год. В соответствии с ней, количество выявленных нарушений выросло на 25% в сравнении с показателем 2010 года – до 21 тыс. нарушений, в 2850 случаях приостанавливалось движение судов (рост на 24%), в 1,3 раза увеличилось количество лиц, привлеченных к административной ответственности.
Количество транспортных происшествий на морском и внутреннем водном транспорте (ВВТ) не снижается (55 происшествий в 2011 году против 57 в 2010 году), а тяжесть их последствий увеличилась. Количество погибших в результате таких аварий в прошлом году составило 177 человек.
По итогам расследований аварий, получено подтверждение выводам многолетней отечественной статистики о том, что в 93% аварийных случаев на ВВТ и в 83% в морских районах их причиной является «человеческий фактор». Тяжелые аварии стали возможными в результате игнорирования судовладельцами и капитанами судов требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейсов, буксировок и т.п., низкой квалификации членов экипажей судов, их неподготовленности к плаваниям в сложных условиях.
При этом общая сумма штрафов составила всего 10,3 млн руб.
Профилактикой сыт не будешь
Понятно, что государству в условиях нестабильности в мировой экономике экономически невыгодно содержать значительный штат сотрудников при том, что финансовая отдача от их деятельности для бюджета столь незначительна. Однако трагедия с «Булгарией», а затем с «Кольской» показали, что экономить на безопасности нельзя. По представлению Госморречнадзора министерством транспорта внесен на рассмотрение проект постановления правительства России, предусматривающий увеличение центрального аппарата управления Госморречнадзора на 15 ед. и возврат 75 ед. штата, сокращенных в 2011 году. Кроме того, предполагается сократить количество территориальных органов Госморречнадзора.
Ространснадзор предлагает и более экзотические меры борьбы с нарушениями, такие как фактическое переложение надзорных функций на крупнейшие пароходства, которые бы следили за участниками рынка и докладывали о нарушениях «куда следует». Однако это предложение представляется попыткой переложить работу государства на бизнес, не говоря уже о других аспектах такого подхода.
Точно также очевидно, что бесконечно «играть» численностью сотрудников надзорных органов бессмысленно, так как слишком большое их количество ложится бременем на бюджет, создает излишнюю бюрократию. С другой стороны, малое количество инспекторов вряд ли справится с валом нарушений на водном транспорте. В связи с этим напрашивается вывод о необходимости, параллельно с сокращением штата инспекторов, существенно увеличить размер штрафов, дабы нарушать стало невыгодно и слишком рискованно, а также повысить эффективность работы надзорных органов за счет роста их квалификации, обеспеченности современными судами и оборудованием. Кроме того, необходимо совершенствовать и саму систему управления на ВВТ.
Соответствующие изменения в законодательство уже подготовлены министерством транспорта. Так, в августе 2011 года был подготовлен и осенью 2011 года от имени правительства России внесен на рассмотрение Госдумы законопроект, меняющий систему управления на ВВТ.
Пакет поправок в ряд законодательных актов, меняющий систему государственного управления на внутреннем водном транспорте, включает в себя поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ), в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 294-ФЗ) и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Поправки в КоАП предусматривают рост штрафов за работу без лицензии для физических лиц с 5 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для юридических лиц – с 40 тыс. руб. до 400-500 тыс. руб. Изменения, предложенные Минтрансом в 294-ФЗ, дают возможность инспекторам посещать суда для проведения проверок с последующим уведомлением органов прокуратуры (без предварительного). Вместе с тем, предусмотрен ряд мер, который позволит снизить количество инспекционных проверок судов до оптимального (через систему информационного обеспечения). К началу летней навигации планируется полностью ввести в эксплуатацию систему «МоРе».
Самое большое количество поправок Минтранс планирует внести в КВВТ. В частности, планируется создать институт портового контроля при Администрациях речных бассейнов, ввести обязательное наличие у судовладельцев Системы управления безопасностью (СУБ), а также сделать обязательным регистрацию бербоутных контрактов (договора аренды судов).
Что касается повышения квалификации сотрудников надзорных органов, то в 2011 году была повышена квалификация 368 работников ведомства. В части технологического обеспечения в 2011 году была закуплена компьютерная техника и программные продукты на сумму 150 млн руб. В части обновления служебного флота в прошлом году было закуплено 8 патрульных судов на сумму 168,3 млн руб., а в рамках комплексной программы в 2012 и 2013 годах планируется приобретение новых судов на общую сумму 298,8 млн руб.
Тем не менее, по-прежнему не решены вопросы низкой средней оплаты труда сотрудников ведомства и их обеспеченности служебным автотранспортом, униформой и др. необходимыми вещами и средствами.
Виталий Чернов.