Оба завода являются ведущими в своем сегменте. «Окская судоверфь» в настоящее время строит суда проектов RSD 44 (по заказу ОАО «СК «Волжское пароходство»»), RST 27 (для ООО «Волго-Балт-Танкер») и другие. «Красное Сормово» строит серию танкеров проекта 19614 для «В.Ф. Танкер» и также суда проекта RST 27 (для «Волго-Балт-Танкер») и др. Все указанные судоходные компании связаны с холдингом Владимира Лисина, который сейчас является наиболее крупным российским заказчиком судов «река-море» на отечественных верфях.
Предоставление указанным верфям статуса резидентов ППОЭЗ позволит судоходному сегменту бизнеса Лисина оптимизировать затраты на строительство судов. Дело в том, что в соответствии с законом №305, судостроительные заводы, которые войдут в ППОЭЗ, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении построенных судов, включенных в российский морской реестр судоходства (РМРС). Также предусмотрено освобождение от налога на землю и налога на имущество, используемых в целях судостроения и судоремонта на 10 лет, вместо действующего для резидентов по этим налогам пятилетнего срока.
В дополнение к указанным льготам для судостроительных организаций, имеющих статус резидентов ППОЭЗ, существует возможность воспользоваться следующей преференцией: с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена до 20%. При этом ставка налога, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена законами субъектов для резидентов ППОЭЗ до 13,5%. При наличии определенных условий, они также приобретают право на инвестиционный налоговый кредит (отсрочка уплаты налогов).
«С принятием закона для судостроительных предприятий появились достаточно значимые льготы. Ушел имущественный налог, а это 2,2% от стоимости активов всей верфи, ушел земельный налог, таможенные пошлины. Это дает, в среднем, 15-18% экономии по судостроительным заказам», - прокомментировал влияние закона на судостроительную отрасль президент ОСК Роман Троценко.
Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в правительстве Нижегородской области, вопрос о включении указанных верфей в ППОЭЗ требует «тщательного и всестороннего рассмотрения с привлечением специалистов разных отраслей». Заявки будут рассматриваться специальной рабочей группой, в состав которой планируется включить представителей структурных подразделений правительства Нижегородской области, органов местного самоуправления и ведущих специалистов судостроительной отрасли региона.
Можно предположить, что присвоение указанным верфям статуса резидентов ППОЭЗ станет примером и для других судостроительных предприятий, которые поспешат воспользоваться преимуществами, предоставляемыми новым законом.
Виталий Чернов.