• 23 декабря 2011

    Шельф узаконят

     
    Россия имеет грандиозные планы освоения континентального шельфа и уже активно работает на нем. Однако целостной системы законодательства, регламентирующей транспортировку углеводородов с месторождений, до сих пор не выработано. Это продемонстрировала и трагедия с буровой установкой «Кольская».

    В поисках законодательной гармонии

    Буровая установка «Кольская» работала в Охотском море по заказу дочернего предприятия «Газпрома» - компании «Газфлот». Как прокомментировал представитель компании ИАА «ПортНьюс» ситуацию с затоплением «Кольской», никаких правил или законов, которые бы не позволяли осуществлять буксировку установки в декабре в условиях Охотского моря, в России не существует. Между тем, эксперты в качестве основной причины трагедии называют тот факт, что буксировка установки осуществлялась в сезон штормов, о чем более подробно мы писали в «Актуальной теме» от 20 декабря 2011 года >>>>

    Это лишний раз демонстрирует несовершенство российского нормативно-правового регулирования буровых работ, что препятствует обеспечению безопасной работы на шельфовых месторождениях.

    Данный вопрос был поднят на заседании Морской коллегии при правительстве России 21 декабря 2011 года. По словам на тот момент заместителя председателя правительства России Сергея Иванова, перевозка углеводородов с шельфа осуществляется по правилам иностранных государств, которые не учитывают специфики условий работы в отечественных морях. Не закреплен порядок инспектирования платформ представителями надзорных органов, не прописана ответственность должностных лиц. «Российская нормативно-правовая база далека от совершенства, она не сведена в единую гармоничную систему. Иногда даже противоречит сама себе… По понятиям работаем», - заключил Иванов.

    На Морской коллегии было решено назначить Минприроды в качестве головного министерства, ответственного за подготовку законодательной базы в этой части. В соответствии с поручением президента России, проекты законодательных актов должны быть подготовлены до 1 марта 2012 года. По мнению Иванова, при подготовке законодательной базы необходимо учесть, прежде всего, опыт Великобритании.

    Более того, по словам выступившего на заседании Коллегии директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константина Пальникова, существующая нормативно-правовая база, касающаяся планирования ликвидаций последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), не учитывает специфику работы в трансграничных условиях и нуждается в корректировке. В настоящее время МЧС при участии Минтранса ведет работу по подготовке нового соответствующего постановления правительства России.

    Говоря о международных правилах, стоит отметить, что Минтрансом и Министерством иностранных дел России в рамках работы Арктического совета готовится подписание многостороннего соглашения о несении готовности на случай загрязнения  нефтью в Арктике и борьбе с ним. Ожидается, что оно будет носить обязательный характер для всех участников соглашения.

    Кроме того, министерство транспорта направило в Федеральную службу по тарифам России (ФСТ) предложение о введении дополнительной ставки портовых сборов, за счет которой финансировалось бы несение аварийно-спасательной готовности в прибрежных водах и исключительной экономической зоне. По мнению Пальникова, это избавит бизнес от необходимости подписывать дорогостоящие контракты с аварийно-спасательными формированиями на несение такой готовности.

    Представитель министерства также сообщил, что в настоящее время проводится реформирование Госморспасслужбы России с изменением ее организационно-правовой формы. Этот процесс будет завершен в 2012 году.

    Также ведется обновление государственного аварийно-спасательного флота. В частности запланирован ввод эксплуатацию 41 нового аварийно-спасательного судна, причем построено уже 16 судов, а принято в эксплуатацию 10.

    По мнению экспертов, еще одной проблемой регулирования судоходства на шельфе является отсутствие единого государственного органа, который бы отвечал за обеспечение безопасной работы на нем. Как считает проректор Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ), экс-директор «Севмаша» Николай Калистратов, с этой целью целесообразно создание государственной администрации (по аналогии с администрацией Северного морского пути). «Сейчас регулированием этой деятельности разрозненно занимается множество ведомств, единого подхода нет», - посетовал Калистратов. Он также высказал убеждение, что в России необходимо создать совместное с иностранными партнерами (например, из Кореи) проектное бюро, которое бы специализировалось на проектировании морских платформ.

    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен