• 7 декабря 2011

    Пролетарии двух стран объединятся

    Несмотря на подписание соглашения на строительство 4 дизель-электрических ледоколов с ОСК, конкретные исполнители контракта пока неясны. При этом часть ледокольных заказов могут получить предприятия Финляндии.

    Куда уплывут ледоколы
     
    В ходе визита председателя правительства России Владимира Путина 2 декабря 2011 года на «Балтийский завод» состоялось подписание контрактов между ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и ФГУП «Росморпорт» (непосредственный заказчик дизель-электрических ледоколов) на строительство 3 дизель-электрических ледоколов мощностью 17,4 мВт (новый проект 21900М) и 1 мощностью 25 мВт (новый проект 22600). Общая сумма госконтрактов по ледоколам составляет 20,4 млрд руб. В соответствии с контрактами, ледокол мощностью 25 мВт должен быть построен к октябрю 2015 года, а ледоколы мощностью около 17 мВт – к октябрю и августу 2015 года. Также подписано соглашение о подготовке к строительству серии атомных ледоколов мощностью 60 мВт.

    Новые проекты дизель-электрических ледоколов разработаны по заказу ФГУП «Росморпорт» российскими проектно-конструкторскими бюро ПКБ «Петробалт» и ЦКБ «Балтсудопроект» с учетом опыта строительства в 2005-2009 гг. на ОАО «Балтийский завод» линейных дизель-электрических ледоколов проекта 21900 и опыта их эксплуатации при обеспечении ледокольных проводок в период зимней навигации в Финском заливе.

    Более мощный ледокол проекта 22600 предполагается использовать для осуществления ледокольных проводок на Северном морском пути, суда проекта 21900М будут работать на Балтике.

    Что касается атомного ледокола, то ЦКБ «Айсберг» (Санкт-Петербург) дорабатывает проект двухосадочного атомохода мощностью 60 МВт. Ледокол придет на смену устаревшим ледоколам типа «Арктика» (в настоящее время ледоколы «Арктика» и «Сибирь» ждут утилизации).  Новый ледокол будет обладать увеличенным сроком службы (до 40 лет), лучшей ледопроходимостью (3 м против 2,5 на старых судах), а также иметь переменную осадку. Последнее свойство позволит ему работать в разных условиях – как на трассах Севморпути, так и в устьевых районах.  В настоящее время ледоколы разделены на мелкосидящие и крупные и не обладают универсальностью.

    Отметим, что ЦКБ «Айсберг», как и Балтийский завод, принадлежит «Объединенной промышленной корпорации», вступившей в острый конфликт с ОСК.
     
    Между тем, как мы сообщали ранее, правительство России намерено допустить банкротство «Балтийского завода» (Санкт-Петербург), специализирующегося на строительстве ледоколов, а его персонал и заказы перевести на новое юридическое лицо «Балтзавод-судостроение».

    Проблема состоит в том, что придется одновременно строить сразу несколько судов. Кроме того, перевод персонала и заказов на новое юридическое лицо не решит всех проблем с «Балтийским заводом» - кредиторы могут претендовать на его имущество и с ними придется договариваться в любом случае.

    Поэтому, получив контракт, ОСК распределит его по предприятиям. А вот по каким – вопрос отдельный, поскольку пока что в собственности корпорации заводов, специализирующихся на строительстве ледоколов, по сути дела нет.

    Как сообщил ИАА «ПортНьюс» источник, знакомый с ходом переговоров, ледокол мощностью 25 мВт, скорее всего, будет строиться преимущественно на «Балтийском заводе». Вероятнее всего, там же будет строиться атомоход – альтернатив петербургскому предприятию в этом сегменте практически нет. Что касается ледоколов мощностью 17 мВт – то исполнители их строительства пока не вполне ясны. По сообщению «Выборгского судостроительного завода» (ВСЗ), предприятием заключено соглашение о строительстве одного ледокола мощностью 16 мВт (такая мощность указана в сообщении пресс-службы завода - видимо, имеется в виду судно мощностью 17,4 мВт), однако сам контракт будет подписан только в следующем году.

    При этом, в настоящее время ни «Балтийский завод», ни «Выборгский судостроительный завод» ОСК не принадлежат.

    Между тем, ОСК давно объявляла о намерении приобрести ВСЗ. В настоящее время выборгский завод поставляет блоки для судов снабжения ледового класса, строящихся на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard (AHS)  - совместном предприятии южнокорейского судостроительного холдинга STX и ОСК. Возможно, что примерно по такой же схеме будет осуществляться и строительство ледоколов мощностью 17 мВт. Впрочем, эта схема может работать и без приобретения госкорпорацией выборгского предприятия.

    Отметим, что в более долгосрочной перспективе ОСК намерена построить новую верфь на о. Котлин (Санкт-Петербург) – «Ново-Адмиралтейские верфи», на которой также предполагается строить суда ледового класса, о чем более подробно можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>

    Напомним, что Финляндия и раньше строила дизель-электрические ледоколы для России (СССР). На финской верфи Wartsila были построены ледоколы серии «Капитан Сорокин», «Ермак» и менее мощные.
     
    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен