• 31 октября 2011

    Как об стену микрофон

    Президенту России при упоминании таможни хочется швырнуть микрофон в стену. Минэкономразвития и ФАС негативно оценивают деятельность ФТС по переносу таможенных постов к госгранице, а бизнес называет электронное декларирование в России фикцией. На все это у таможни есть один, но «железный» аргумент – повышение сборов в бюджет.

    ФТС под градом критики

    Деятельность Федеральной таможенной службы России (ФТС) со стороны бизнеса подвергалась критике давно. Однако теперь она открыто исходит и от государственных структур – начиная от региональных властей, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэкономразвития (МЭР) и заканчивая президентом России Дмитрием Медведевым. Последний в ходе встречи с молодыми инноваторами выразил желание швырнуть микрофон в стенку из-за досады на неэффективную работу ФТС и заявил о необходимости радикальных мер.

    Еще ранее деятельность ФТС подвергли критике представители МЭР и ФАС. Так, в ходе состоявшейся на днях открытой встречи «Таможенный бизнес Северо-Запада. Вектор развития»  заместитель директора департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности МЭР Михаил Антипов заявил о «скептическом» отношении министерства к Концепции переноса таможенного оформления к госгранице, продвигаемой таможней. Как оказалось, данная Концепция не является согласованным правительственным документом и реализуется ФТС без оглядки на мнение других министерств и ведомств, не говоря уже о мнении бизнес-сообщества.   «Наши опасения по Концепции оправдываются», - подчеркнул представитель МЭР. Он также отметил, что открывая и закрывая таможенные посты, ФТС действует в рамках своих полномочий. Поэтому вопрос необходимо решать на высшем государственном уровне, а для этого надо собрать информацию о последствиях деятельности таможни от участников рынка. Но тут возникают сложности – компании не торопятся жаловаться в МЭР, опасаясь негативных последствий для себя со стороны таможенных органов. А ФТС, со своей стороны, уверяет, что все идет хорошо.

    Недовольны деятельностью ФТС по закрытию таможенных постов и в ФАС. Так, присутствовавший на открытой встрече руководитель Северо-Западного управления службы Олег Коломийченко высказал уверенность, что деятельность таможни по закрытию Пискаревского и Выборгского таможенного постов в Санкт-Петербурге, приведшая к логистическому хаосу, носила явные признаки нарушения антимонопольного законодательства. «По моей оценке, нарушение законодательства со стороны ФТС, когда она закрывала посты, было явным… Убытки колоссальные, мы позволили чиновникам уничтожить инфраструктуру бизнеса одним росчерком пера», - посетовал Коломийченко. Однако жалоб на действия таможни от бизнеса в ФАС, опять же, практически не поступало. В то же время, ФАС направила соответствующие материалы в правительственную комиссию по административной реформе, которая может пересмотреть полномочия ФТС.

    К критике ФТС присоединился и представитель инвестиционного уполномоченного по Северо-Западному федеральному округу Николай Понибрашин. По его словам, полномочия ФТС следует уточнить, а соответствующее обращение инвестиционным уполномоченным направлено в администрацию президента.

    Не остались в стороне и региональные власти. Так, по словам заместителя председателя Комитета по транспортно-транзитной политике администрации Санкт-Петербурга Алексея Львова, проблема заключается в том, что правительством России до сих пор не утвержден порядок принятия решений о закрытии и переносе тех или иных постов. «Концепцию необходимо дорабатывать, а принятие решений административно регулировать, согласовывая их с региональными властями и ассоциациями бизнеса», - уверен Алексей Львов.

    По подсчетам исполнительного директора Американской торговой палаты в России Марии Чернобровкиной, из-за реализации Концепции стоимость затрат на таможенное оформление возросла в 1,5-3 раза, транспортных расходов на 10%, а объем складских запасов вырос на 10-30%. «В случае реального переноса складов временного хранения к госгранице издержки компаний сильно вырастут, так как нужна инфраструктура, нужны расходы на разъезды сотрудников, на транспорт при увеличившемся расстоянии.  В итоге бизнес в России становится невыгоден», - подытожила Мария Чернобровкина. По ее убеждению, переносить оформление к границе до того, как будут решены вопросы полноценного электронного декларирования, недопустимо.

    Простоять в электронной очереди

    Между тем, несмотря на распространение электронного декларирования на российской таможне, в том числе посредством Интернет, участники рынка называют применяемую технологию «электронной очередью на декларирование», а не собственно электронным декларированием. Так, по мнению эксперта Гильдии профессиональных участников ВЭД Алексея Чупланова, проблема заключается в том, что в России таможенный инспектор по-прежнему остается центром принятия решений, выполняя лишнюю работу по проверке документов вручную.  В то же время, подлинным электронным декларированием, по мнению Чупланова, является такая процедура, при которой автоматизированная система сама бы вырабатывала решения и выдавала сотрудникам таможенного органа соответствующие рекомендации.  «Бессмысленная проверка документов инспектором занимает основное время, которое доходит до 36 ч. Пока инспектор не будет изъят из этой системы, ничего не произойдет – что хочу, то и творю», - уверен Чупланов.

    В ответ присутствовавший на открытой встрече начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Северо-Западного таможенного управления ФТС Станислав Шкленский отметил, что такое электронное декларирование может работать только при наличии единой государственной информационной системы, которая в России пока не создана. При этом он признал, что программное обеспечение действующих форм электронного декларирования периодически дает сбои. Однако в начале 2012 года в СЗТУ должен начать работать Центр обработки данных, который улучшит ситуацию.

    Как бы то ни было, определенный прогресс в области таможенного дела в России все же наблюдается. В портах начинает работать Технологическая схема, подразумевающая бескомиссионный досмотр судов, а вскоре должно быть внедрено и предварительное декларирование в морских пунктах пропуска. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» Станислав Шкленский, в начале 2012 года в ФТС планируется представить итоги эксперимента по предварительному таможенному информированию на Кронштадтском таможенном посту, после чего оно будет внедряться и на других таможенных постах.

    В любом случае, у ФТС на всю критику есть один, но очень серьезный контраргумент. Он заключается в повышении объема сборов, собираемых таможней, в бюджет.  Если учесть, что сейчас правительству нечем «залатать» многие финансовые «дыры», особенно «дыру» пенсионного фонда, то ради высоких сборов оно может «закрыть глаза» на многое. Да и основную массу избирателей составляют люди, напрямую не связанные с внешнеэкономической деятельностью. Поэтому, даже после громких заявлений Медведева в адрес таможни, вряд ли стоит ожидать в этой сфере каких-то действительно радикальных изменений. Во всяком случае, в предвыборный период.

    Виталий Чернов.


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен