Boskalis углубляется в Россию (фоторепортаж)
Ведущая мировая корпорация в области строительства морских инфраструктурных объектов – Boskalis («Боскалис») – намерена усилить свое присутствие в России. В настоящее время самым масштабным проектом Boskalis является создание новых территорий в крупнейшем европейском порту Роттердам. Эти работы представители корпорации в конце сентября продемонстрировали руководству Российского Минтранса, делая акцент на комплексном инновационном решении, применяемом Boskalis для строительства нового района голландского порта – Maasvlakte 2 («Маасвлакте 2»). На прошлой неделе в ходе рабочего визита премьер-министра Нидерландов Мака Рютте, разговоры о перспективном сотрудничестве российских компаний с «Боскалисом» вышли на новый уровень.
Порт Роттердам три года назад приступил к работам по расширению территории и без того самого крупного порта Европы. Накануне мирового экономического кризиса летом 2008 года консорциум PUMA (Projectorganisatie Uitbreiding Maasvlakte – проектная организация по расширению Maasvlakte), состоящий из компаний Boskalis и Van Oort, начали увеличивать главные морские ворота Голландии.
Проект на миллиард
Немногим ранее, 27 февраля 2008 года власти порта Роттердам и члены консорциума PUMA, куда входит Koninklijke Boskalis Westminster NV, подписали контракт на строительство первой очереди Maasvlakte 2. Сумма контракта превысила €1 миллиард. При этом эксперты данного проекта заявляли, что общая смета работ в перспективе достигнет €3 миллиардов, включая строительство двух терминалов для приема природного газа.
По информации зарубежных финансовых информагентств, заёмщиком средств для развития порта Роттердам выступил консорциум голландских банков, в состав которого вошли также Fortis (FORSY), Rabobank International и ING. Они предоставили средства в объеме €450 миллионов. Главным образом, деньги будут направлены на расширение Maasvlakte 2. BNG, Fortis, Rabobank и ING также предоставили еще €50 миллионов в качестве оборотного капитала. А до начала строительных работ по проекту развития территории порта, Европейский Инвестиционный банк (European Investment Bank) и Bank Nederlandse Gemeenten (BNG) объявили о предоставлении порту кредитов в размере €900 миллионов и €450 миллионов ($667 миллионов) соответственно.
Строительство первой очереди Maasvlakte 2 будет завершено к 2013 году. Контракт предусматривает строительство береговых укреплений, намыв более 700 гектаров портовой зоны, строительство 2 км морских причалов глубиной до 20 метров, фидерной причальной линии длиной 1 км и глубиной 11-13 метров, углубление акватории порта и строительство 11 км дорог и железнодорожных линий. Согласно условиям контракта, консорциум также будет поддерживать береговые укрепления Maasvlakte 2 в течение первых пяти лет после завершения проекта.
Реализация обширного проекта Maasvlakte 2 позволит увеличить пропускную способность порта Роттердам более, чем на 20%. На этой территории среди прочего будет построен новый контейнерный терминал Rotterdam World Gateway (RWG), соглашение о строительстве которого было подписано между портом Роттердам и пятью членами консорциума RWG (DP World, APL Ltd., Mitsui O.S.K. Lines Ltd. (MOL), Hyundai Merchant Marine Pte. Ltd. и CMA CGM Group). Контейнерный терминал с пропускной способностью около четырех миллионов TEU в год будет связан с железнодорожным проектом Betuwe. Общий объем инвестиций в новый терминал составит €900 миллионов, терминал начнёт деятельность поэтапно с 2013 года.
Всего, по сообщениям ряда СМИ, порт Роттердам, правительство страны и несколько частных компаний инвестируют в развитие порта в течение следующих пяти лет в общей сложности €12 миллиардов.
Русская экскурсия
Специально для делегации Министерства транспорта России, участвовавшей в работе российско-голландского логистического форума (27-28 сентября 2011 года, Роттердам), компания Boskalis организовала экскурсию на площадку строящегося Maasvlakte 2. В ней приняли участие заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Сергей Горелик, президент Ассоциации судоходных компаний (АСК) Алексей Клявин и представители крупнейшего российского портового бизнеса – холдинговой компании UCLH, оперирующей крупнейшими терминалами порта Санкт-Петербург и терминалом в порту Усть-Луга (Ленинградской области), Национальной контейнерной компании (НКК), которая является ведущим российским оператором морских контейнерных терминалов, группы компаний «Российские транспортные линии» (РТЛ), принимающей на своих терминалах наибольший в России объем ро-ро грузов.
Как рассказал в ходе презентации, проведенной для российских гостей, коммерческий представитель Boskalis по странам Европы и СНГ Стивен Буккарт, корпорация Boskalis (Royal Boskalis Westminster) надежно удерживает позиции ведущего международного поставщика услуг в области дноуглубительных работ, морской инфраструктуры и морских услуг. Boskalis обеспечивает инновационные комплексные решения по всему миру для инфраструктурных проектов в морских портовых, прибрежных районах и дельтах рек, в том числе строительство и обслуживание портов и водных путей, создание земли в воде и защиты побережья и берегов рек.
Для расширения территории порта Роттердам Boskalis применяет высокотехнологичное и вместе с тем универсальное оборудование: обширный парк всасывающих земснарядов, большие плавучие краны и вспомогательное оборудование. Инженеры Boskalis для решения проблемы переноса больших каменных и бетонных блоков разработали и построили специальный кран – Blockbuster, который способен передвигать 40-тонный бетонный блок на расстоянии до 50 метров.
Проектом Maasvlakte 2 предусмотрено строительство волнозащитного мола в виде галечной насыпи около 3,5 км в длину и плотины, возведенной из бетонных блоков. Бетонные блоки для сооружения плотины удаляются из существующих в порту Роттердам берегозащитных сооружений, не используемых в дальнейшем, и используются повторно при создании новых территорий. Такая инновационная идея для создания объектов морской обороны используется в Нидерландах впервые. Ранее булыжники и галька применялась для строительства объектов морской инфраструктуры в Великобритании и Франции.
Boskalis продемонстрировал работы по созданию новых причальных стенок. На проекте Maasvlakte 2 компания использует технологию сухой забивки шпунта в уже намытую территорию. Затем вдоль новой причальной стенки, построенной таким образом, ведется выемка грунта (углубление до проектных глубин). Такая технология не позволяет возводимым (недостроенным) гидротехническим сооружениям разрушаться под действием волн. Кроме того, такой метод работ обходится заказчику значительно дешевле, в том числе потому, что он не требует использования тяжелых платформ и барж, с помощью которых обычно ведут строительство причальных сооружений с воды.
Российский бэкграунд
На территории Российской Федерации Boskalis работает в различных проектах уже более 15 лет. Компания имеет позитивный опыт в качестве генерального подрядчика работ, а также ряд выполненных контрактов в рамках крупных инфраструктурных проектов и спасательных операций.
В проекте строительства Комплекса защитных сооружения Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) Boskalis провел дноуглубление на новом подходном канале (около 7 500 000 куб. м), принял участие в строительстве защитных сооружений, создании автомобильного тоннеля под новым подходным каналом. Международный проект «Северный поток» (Nord Stream AG) также реализуется с участием специалистов и техники Boskalis. Компания получила контракты на подготовку морского дна для прокладки двух 1220-км газопроводов и строительство берегового перехода в Германии, включая дноуглубление 23-км траншеи, отсыпку и выполнение операций по протягиванию трубы. Северный нефтеналивной российский порт Варандей также стал одним из рабочих проектов Boskalis в России. Компания выполнила дноуглубительные работы и отсыпку траншей для трубопроводов. Boskalis участвует в укреплении грунтов при строительстве портовых сооружений в Сочи.
С середины прошлого года Boskalis реализует 10-летний контракт с Каспийским Трубопроводным Консорциумом (КТК, Новороссийск). Компания «Ламналко», дочерняя структура Boskalis, осуществляет комплекс услуг для терминала, обеспечивая функционирование двух точечных причалов (включая команду водолазов, постоянно работающих на площадке).
Компания работает на Сахалине – в порту Де-Кастри и на проекте «Сахалин II». Там компанией предоставляются 2 ледокола, переоборудованных под суда аварийного реагирования при разливе нефти, спасательное судно на условиях долгосрочного чартера и ледокольное транспортно-буксирное судно «Талаги» на условиях сезонного чартера.
На Северо-Западе России с участием Boskalis реализованы также дноуглубительные проекты по созданию акватории контейнерного терминала «Моби Дик» (остров Кронштадт, Большой порт Санкт-Петербург), нефтеналивного терминала РПК Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» и угольного порта в Высоцке (Ленинградская область, Финский залив).
Надежда Малышева.