• 22 апреля 2005

    Маломерный флот в Петербурге требует заправки


    На пороге летней навигации все большую актуальность принимает проблема заправки топливом маломерного флота. Рынок водных заправочных станций (ЗС) Петербурга в этом сезоне пытаются поделить между собой два поставщика топливного оборудования - российская компания, взявшая на себя представительские функции американской World Integrated Development Inc., и латвийская фирма Pildne. Правительство города вместе с владельцами катеров и яхт тем временем ожидают, что процесс заправки речных судов станет более цивилизованным.

     

     

    Заправка земля-вода презентована

    В начале апреля в Комитете по Транзитно-транспортной политике Санкт-Петербурга глава петербургской World Integrated Development Inc. Владимир Зыков провел презентацию проекта строительства на берегах рек и каналов Петербурга топливозаправочных комплексов «Саркофаг» смешенного типа. Сам проект «Саркофаг» применительно к обычным АЗС был представлен петербургским бизнесменам еще пару лет назад, однако практического воплощения он так и не получил.

     

    Теперь компания предлагает создать в городе сеть специализированных заправок, которые будут иметь береговую часть и водную (на понтонах), предусмотренную для заправки речных судов и яхт. Таким образом, в короткий период навигации (5 месяцев в год) заправочная станция сможет обслуживать наряду с прогулочными судами автотранспорт, а зимой заниматься исключительно заправкой автомобилей. Это позволит, по мнению разработчиков, с одной стороны, навести порядок в сфере заправки маломерного флота в Петербурге, а, с другой стороны, сделать этот бизнес прибыльным и привлекательным для инвесторов. Стоимость одной заправки смешенного типа компании World Integrated Development Inc. составляет примерно $850 тыс.

     

    По сути, Зыков намерен установить на набережных города железобетонные коробки, предусмотренные проектом «Саркофаг», которые значительно изменят внешний вид и панораму городских рек. Главный архитектор компании «ПетроИнжиниринг», занимающейся проектированием АЗС, Вадим Коноплев считает, что хотя проблема водных АЗС в городе стоит очень остро, решать ее надо исходя из градостроительной целесообразности: «Ведь такие заправки должны быть еще и красивыми!»

     

     

    Рынок не насыщен

    Идея, предложенная на рассмотрение городских властей и бизнеса компанией World Integrated Development Inc. «неплохая и нужная», считают в Комитете по транзитно-транспортной политике. На сегодняшний день в Петербурге есть только две плавучие заправки, которые расположены около Центрального яхт-клуба. Все остальные суда заправляют топливом из канистр. Естественно, что такой метод заправки не удовлетворяет ни владельцев катеров и яхт, ни городские власти. Тем временем спрос на услуги цивилизованной подачи топлива на прогулочные суда растет ежегодно. Только сейчас по данным государственной инспекции по маломерным судам Санкт-Петербурга в городе зарегистрировано 30 тысяч катеров и яхт. Эта цифра растет каждый год примерно на 3 тысячи единицы. В инспекции считают, что на петербургском рынке должно в ближайшее время появиться как минимум 10 водных станций.

     

    При этом емкость рынка водной заправки маломерных судов подсчитать не просто. По словам специалиста Комитета по транзитно-транспортной политике Антона Трембы, на воду в период навигации спускают не более 40% зарегистрированных судов. Поэтому, какова будет потребность в строительстве таких заправочных станций, Комитет определить пока не может. «Мы решили вынести этот вопрос на обсуждение участников рынка. Поскольку информации нет, перспектива развития этого рынка не ясна», - сказал Тремба. В то же время он сообщил, что город рассматривает возможность выделения земельных участков на набережных для такого строительства. «Я думаю, что город может провести конкурс на право аренды у КУГИ таких мест», - добавил собеседник ИА «ПортНьюс».

     

     

    Латвийский проект не касается земли

    Интересной идею развития бизнеса водных заправочных станций считают и в латвийской компании Pildne, которая специализируется на строительстве водных заправок. По словам директора российского направления компании Андриса Курситеса, петербургский рынок для компании наиболее перспективный на всей территории РФ. «Сейчас в Петербурге мало ходит катеров и яхт, потому что нет надлежащего сервиса и инфраструктуры. Например, чтобы дойти до Ладоги по Неве, топлива на маломерном судне хватит только на дорогу в один конец. А обратно? Поэтому потребность в водных заправках по петербургскому региону большая», - говорит он. Г-н Курситес предлагает поставить 5 заправочных комплексов на акватории рек и каналов в черте города, кроме того, установить несколько специализированных станций для ракет и речных трамвайчиков. Заправки требуется поставить на Неве в сторону Ладожского озера и вдоль берега Финского залива на пути в Финляндию. «По международным стандартам одна водная станция должна быть установлена через каждые 40-50 км.», - добавил Курситес. Он сообщил, что Pildne предлагает исключительно водные заправочные комплексы (несамоходные наливные суда), стоимость которых составляет 190-270 тыс. евро в зависимости от комплектации. По его словам, переговоры о поставках оборудования компания провела с ведущими игроками топливного рынка Петербурга и к маю могут быть подписаны первые контракты. Курситес назвал среди своих потенциальных партнеров «Несте Санкт-Петербург» и «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт». Однако руководитель последней - Владимир Калуженов - сообщил, что дальше рассмотрения предложения переговоры с латвийской стороной пока не продвинулись.

     

     

    Окупаемость водных станций не велика

    Бункерный рынок Петербурга с подозрением относится к идее создания специализированных заправок для маломерного флота. В силу сезонности и узости рынка, этот бизнес не сможет окупить затрат. Один из руководителей ООО «КОНТУР СПб» Андрей Волнушкин отметил, что «такие заправки целесообразно ставить только у яхт-клубов, а водные трамвайчики снабжать топливом с бензовозов емкостью не более 1 тыс. тонн». Это, по мнению Волнушкина, безопаснее, чем строительство водной станции, даже смешенного типа. По оценке «КОНТУРа», все катера в городе в сутки потребляют не более 20-30 тонн топлива, что соответствует средней суточной прокачке одной обычной АЗС на земле. Таким образом, бизнес по заправке маломерного флота со специализированных установок малорентабельный, считают в компании.

     

    Архитектор «ПетроИнжиниринга» так же согласен с мнением, что заправочные станции для маломерных судов должны носить комбинированный характер. «Поскольку такие станции обычно размещаются в маринах, то есть в местах сосредоточения маломерных судов, ставить заправки смешенного типа не только целесообразно, но и необходимо, - говорит Коноплев. . Ведь, бизнесмены приезжают в яхт-клубы на собственных автомобилях, а затем пересаживаются на катера для прогулок по воде. Очевидно, что путешествующих по воде у нас пока единицы, зато катающихся - сотни».

     

    У бизнеса перспектива есть

    Хозяйка одной из двух действующих а городе водных ЗС . генеральный директор компании «Балт-Трейд Тревел» Оксана Диденко считает, что у этого бизнеса есть перспектива, хотя определенный риск, связанный с коротким сроком эксплуатации станции, несомненно, есть. В прошлом году ее компания впервые арендовала водную станцию около яхт-клуба у компании «Эрланг», входящей в структуру «Балт-Трейд». «Эффективность работы нашей станции определить пока сложно, но мы будем подавать заявку на работу в этом сезоне», - говорит в интервью ИА «ПортНьюс» Диденко. Предложения по развитию бизнеса в «Балт-Трейд Тревел» поступали, но окончательное решение Диденко еще не приняла. Хотя она не исключает, что будет участвовать в новых проектах.

     

    Существующая сегодня у компании заправка является несамоходным судном с двумя топливораздаточными колонками (ТРК как у береговых АЗС) на борту. Резервуары судна позволяют хранить единовременно до 300 тонн дизельного топлива, хотя используется обычно только шестая часть резервуара - 50 тонн. Кроме того, судно принимает 9,6 тонн бензина марки Аи-96. Все согласования экологических, пожарных и прочих контролирующих служб, по словам Диденко, заправочное судно в прошлую навигацию имело. Это же подтверждает и Балтспецморинспекция. Вторая водно-заправочная станция принадлежит - по документам - компании «Шиппойл». Она представляет собой дебаркадер (плавучий понтон), пришвартованный к берегу. На нем установлены топливные резервуары и ТРК. По сведениям Балтспецморинспекции, эта заправка так же получила все необходимые согласования для работы в прошлом году, однако заявку на работу в предстоящую навигацию компания не направляла.

    Каков будет рынок водных заправочных станций в нынешнюю навигацию в Петербурге станет известно уже через несколько месяцев. Пока предложения по поставкам оборудования для водных ЗС превышают спрос на такие станции - бизнес не спешит развивать этот сегмент топливного рынка. Руководство города тоже заняло выжидательную позицию в этом вопросе, предоставляя бизнесменам полную свободу действий.

    21 апреля 2005 г.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен