Вице-президент группы компаний «Палмали» Рауф Алиев: «Кадры решают все»
Вопросы укомплектованности плавсостава, переподготовки моряков, необходимости членам экипажей судов «река-море» иметь несколько дипломов, а также привлечения и удержания сотрудников стоят перед каждой судоходной компанией в России. О том, как их решают в группе компаний «Палмали», рассказывает вице-президент Рауф Алиев.
- Рауф, скажите, пожалуйста, стоит ли перед компанией «Палмали» проблема укомплектованности плавсостава (командного, рядового) и как она решается?
- В целом проблема укомплектованности экипажей стоит перед каждой судоходной компанией, и мы не исключение. Это связано как с общим кризисом профессии моряка, так и со специфической ситуацией на рынке, сложившейся в настоящий момент. Для решения вопроса суда ГК «Палмали», как чисто морские, так и смешанного «река-море» плавания, условно разбиваются на группы, в зависимости от проекта, класса и тоннажа. Для морских судов большого тоннажа, где оклады традиционно высокие и сама по себе работа считается более престижной, задача подбора и удержания экипажей стоит менее остро, чем для речных судов. И здесь важны критерии подбора экипажей, которые каждая компания определяет для себя самостоятельно.
В нашей компании в состав экипажей подбирают грамотных специалистов, прошедших тестирование и собеседование с высокой оценкой, способных самостоятельно, добросовестно исполнять свои должностные обязанности и обучать подчиненных. Для закрепления штатных экипажей непрерывно ведется работа по квалификационной оценке моряков, лучших работников направляют на дополнительное обучение и повышают в должности, либо переводят на равнозначную должность в более высокую группу судов. Практика показывает, что эта схема эффективна: в компании сейчас работают моряки, прошедшие путь от практиканта до капитана.
- По закону члены экипажей судов «река-море» должны иметь несколько дипломов, в том числе, отдельные дипломы для работы на реке и на море. Влияет ли это на комплектование экипажей Вашей компании?
- Компания управляет как морскими судами, так и судами смешанного «река-море» плавания, поэтому наличие двух дипломов у штурманов на судах смешанного плавания обязательно, а на морских судах активно поощряется. Ирония ситуации заключается в том, что среди плавсостава работа на речных судах и судах «река-море» считается менее квалифицированной и престижной, хотя, как мы видим, требует дополнительного обучения и дипломирования, к которому законом предъявляются строгие требования. При комплектовании экипажей мы обращаем внимание на специалистов с речным образованием.
- Как Вы оцениваете уровень образования молодых специалистов, которые приходят работать в компанию?
- Отечественная школа специалистов флота была и остается на очень высоком уровне, соответствуя любым мировым стандартам. Недаром российские специалисты плавсостава всегда востребованы на мировом рынке труда. Компанией заключены договоры об организации плавательской практики с ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. Ф. Ф. Ушакова» в Новороссийске и его филиалами в Ростове-на-Дону и Астрахани; филиалом ФГОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта» в Ростове-на-Дону; ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» и его филиалом в Омске; ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» и его филиалом в Астрахани.
На наших глазах и при нашем непосредственном участии складывается карьера многих молодых специалистов, знания которых позволяют вырасти в должности от практиканта до старшего штурмана за 7-8 лет.
- Достаточное ли внимание, на Ваш взгляд, уделяется плавательской практике при подготовке специалистов?
- В компании «Палмали» ежегодно проходят плавательскую практику десятки курсантов как высших, так и средних профессиональных учебных заведений страны. Со своей стороны мы стараемся организовать практику студентов таким образом, чтобы они получили необходимые знания и практические навыки. Более 70% практикантов возвращаются в компанию в штатных должностях.
- Как осуществляется переподготовка моряков Вашей компании?
- В компании «Палмали» уделяется особое внимание вопросу поддержания и своевременного повышения квалификации моряков. Для реализации этих целей в самой компании создана группа наставников, которые на специальном оборудовании с использованием лицензированных программ в классе предпоходовой подготовки проводят плановое обучение и тестирование командного состава флота. Занятия проводятся на безвозмездной основе с группами от 3 до 25 человек. Учитывая компактность проживания моряков, наставники выезжают в города их проживания, где на базе морских и речных училищ проводят обучение. Такой подход способствует укомплектованию экипажей квалифицированными специалистами, а значит, существенно повышает уровень безопасности судоходства.
Что касается специализированного обучения, то компания сотрудничает с множеством тренажерных центров, расположенных в городах, известных как морские центры, – Новороссийск, Астрахань, Ростов-на-Дону, Омск, Новосибирск и другие. При этом расходы штатных работников на необходимое обучение возмещаются компанией.
- Какова средняя заработная плата в Вашей компании командного и рядового плавсостава?
- Заработная плата моряков в нашей компании зависит от группы судов – ведь под нашим управлением суда дедвейтом от 3 тыс. до 150 тыс., от речных буксиров-толкачей до морских перегрузочных комплексов. В любом случае мы соблюдаем требования законодательства страны флага судна, а также требования Международной федерации транспортных рабочих (ITF). В итоге все зависит от квалификации и опыта работы моряка, от результатов его тестирования. Тем не менее, переход между группами судов не только возможен, но и приветствуется компанией. Недаром одним из плюсов трудоустройства в «Палмали» всегда считался быстрый карьерный рост для моряков.
- Какие действия предпринимает Ваша компания для привлечения и удержания специалистов? Какие имеются социальные гарантии для сотрудников?
- Как известно, в настоящее время сложно не только найти грамотного специалиста, но и удержать его. Ведь кадры действительно решают все. Мы стараемся минимизировать дополнительные расходы моряков, связанные с работой на судах. Компания возмещает морякам стоимость проезда на судно и репатриации впоследствии, проживания в гостинице в период ожидания судна или, например, в период предрейсовой подготовки. Кроме того, покрываются расходы моряков на прохождение обучения, причем не только по конвенционным образовательным курсам, но и по курсам, обязательным по требованию самой компании.
Большинство судов компании работает под флагом Российской Федерации, поэтому беспрекословно соблюдаются все нормы российского трудового законодательства – нормы о пенсионном обеспечении, медицинском страховании и так далее. Кроме того, понимая, что труд моряка тяжел и связан с физическими нагрузками, мы стараемся обеспечить морякам и межрейсовое медицинское обслуживание. Так, работники, проживающие в Южном федеральном округе, могут проходить бесплатное лечение в бассейновых больницах, в том числе, стационарное.
Перед компанией стоит задача обеспечить защищенность работника от физических и эмоциональных перегрузок, вызванных чрезмерной интенсивностью труда и долговременным пребыванием в экстремальных условиях, и эта задача выполняется.
Беседовала Маргарита Бабкова.
Справка:
Группа компаний «Палмали» специализируется на перевозке грузов в бассейнах Средиземного, Каспийского и Черного морей. «Палмали» является генеральным перевозчиком нефтяных компаний SOCAR (Азербайджан) и «ЛУКОЙЛ» (Россия) на южном направлении. Компания имеет долгосрочные контракты на перевозку нефтепродуктов с компанией «ТНК-ВР», а также соглашение с нефтяной компанией «РуссНефть» сроком на 10 лет (до 2021 года) о транспортировке нефтепродуктов речными танкерами и судами «река-море» в период навигации по внутренним водным путям страны.
- Рауф, скажите, пожалуйста, стоит ли перед компанией «Палмали» проблема укомплектованности плавсостава (командного, рядового) и как она решается?
- В целом проблема укомплектованности экипажей стоит перед каждой судоходной компанией, и мы не исключение. Это связано как с общим кризисом профессии моряка, так и со специфической ситуацией на рынке, сложившейся в настоящий момент. Для решения вопроса суда ГК «Палмали», как чисто морские, так и смешанного «река-море» плавания, условно разбиваются на группы, в зависимости от проекта, класса и тоннажа. Для морских судов большого тоннажа, где оклады традиционно высокие и сама по себе работа считается более престижной, задача подбора и удержания экипажей стоит менее остро, чем для речных судов. И здесь важны критерии подбора экипажей, которые каждая компания определяет для себя самостоятельно.
В нашей компании в состав экипажей подбирают грамотных специалистов, прошедших тестирование и собеседование с высокой оценкой, способных самостоятельно, добросовестно исполнять свои должностные обязанности и обучать подчиненных. Для закрепления штатных экипажей непрерывно ведется работа по квалификационной оценке моряков, лучших работников направляют на дополнительное обучение и повышают в должности, либо переводят на равнозначную должность в более высокую группу судов. Практика показывает, что эта схема эффективна: в компании сейчас работают моряки, прошедшие путь от практиканта до капитана.
- По закону члены экипажей судов «река-море» должны иметь несколько дипломов, в том числе, отдельные дипломы для работы на реке и на море. Влияет ли это на комплектование экипажей Вашей компании?
- Компания управляет как морскими судами, так и судами смешанного «река-море» плавания, поэтому наличие двух дипломов у штурманов на судах смешанного плавания обязательно, а на морских судах активно поощряется. Ирония ситуации заключается в том, что среди плавсостава работа на речных судах и судах «река-море» считается менее квалифицированной и престижной, хотя, как мы видим, требует дополнительного обучения и дипломирования, к которому законом предъявляются строгие требования. При комплектовании экипажей мы обращаем внимание на специалистов с речным образованием.
- Как Вы оцениваете уровень образования молодых специалистов, которые приходят работать в компанию?
- Отечественная школа специалистов флота была и остается на очень высоком уровне, соответствуя любым мировым стандартам. Недаром российские специалисты плавсостава всегда востребованы на мировом рынке труда. Компанией заключены договоры об организации плавательской практики с ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. Ф. Ф. Ушакова» в Новороссийске и его филиалами в Ростове-на-Дону и Астрахани; филиалом ФГОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта» в Ростове-на-Дону; ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» и его филиалом в Омске; ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта» и его филиалом в Астрахани.
На наших глазах и при нашем непосредственном участии складывается карьера многих молодых специалистов, знания которых позволяют вырасти в должности от практиканта до старшего штурмана за 7-8 лет.
- Достаточное ли внимание, на Ваш взгляд, уделяется плавательской практике при подготовке специалистов?
- В компании «Палмали» ежегодно проходят плавательскую практику десятки курсантов как высших, так и средних профессиональных учебных заведений страны. Со своей стороны мы стараемся организовать практику студентов таким образом, чтобы они получили необходимые знания и практические навыки. Более 70% практикантов возвращаются в компанию в штатных должностях.
- Как осуществляется переподготовка моряков Вашей компании?
- В компании «Палмали» уделяется особое внимание вопросу поддержания и своевременного повышения квалификации моряков. Для реализации этих целей в самой компании создана группа наставников, которые на специальном оборудовании с использованием лицензированных программ в классе предпоходовой подготовки проводят плановое обучение и тестирование командного состава флота. Занятия проводятся на безвозмездной основе с группами от 3 до 25 человек. Учитывая компактность проживания моряков, наставники выезжают в города их проживания, где на базе морских и речных училищ проводят обучение. Такой подход способствует укомплектованию экипажей квалифицированными специалистами, а значит, существенно повышает уровень безопасности судоходства.
Что касается специализированного обучения, то компания сотрудничает с множеством тренажерных центров, расположенных в городах, известных как морские центры, – Новороссийск, Астрахань, Ростов-на-Дону, Омск, Новосибирск и другие. При этом расходы штатных работников на необходимое обучение возмещаются компанией.
- Какова средняя заработная плата в Вашей компании командного и рядового плавсостава?
- Заработная плата моряков в нашей компании зависит от группы судов – ведь под нашим управлением суда дедвейтом от 3 тыс. до 150 тыс., от речных буксиров-толкачей до морских перегрузочных комплексов. В любом случае мы соблюдаем требования законодательства страны флага судна, а также требования Международной федерации транспортных рабочих (ITF). В итоге все зависит от квалификации и опыта работы моряка, от результатов его тестирования. Тем не менее, переход между группами судов не только возможен, но и приветствуется компанией. Недаром одним из плюсов трудоустройства в «Палмали» всегда считался быстрый карьерный рост для моряков.
- Какие действия предпринимает Ваша компания для привлечения и удержания специалистов? Какие имеются социальные гарантии для сотрудников?
- Как известно, в настоящее время сложно не только найти грамотного специалиста, но и удержать его. Ведь кадры действительно решают все. Мы стараемся минимизировать дополнительные расходы моряков, связанные с работой на судах. Компания возмещает морякам стоимость проезда на судно и репатриации впоследствии, проживания в гостинице в период ожидания судна или, например, в период предрейсовой подготовки. Кроме того, покрываются расходы моряков на прохождение обучения, причем не только по конвенционным образовательным курсам, но и по курсам, обязательным по требованию самой компании.
Большинство судов компании работает под флагом Российской Федерации, поэтому беспрекословно соблюдаются все нормы российского трудового законодательства – нормы о пенсионном обеспечении, медицинском страховании и так далее. Кроме того, понимая, что труд моряка тяжел и связан с физическими нагрузками, мы стараемся обеспечить морякам и межрейсовое медицинское обслуживание. Так, работники, проживающие в Южном федеральном округе, могут проходить бесплатное лечение в бассейновых больницах, в том числе, стационарное.
Перед компанией стоит задача обеспечить защищенность работника от физических и эмоциональных перегрузок, вызванных чрезмерной интенсивностью труда и долговременным пребыванием в экстремальных условиях, и эта задача выполняется.
Беседовала Маргарита Бабкова.
Справка:
Группа компаний «Палмали» специализируется на перевозке грузов в бассейнах Средиземного, Каспийского и Черного морей. «Палмали» является генеральным перевозчиком нефтяных компаний SOCAR (Азербайджан) и «ЛУКОЙЛ» (Россия) на южном направлении. Компания имеет долгосрочные контракты на перевозку нефтепродуктов с компанией «ТНК-ВР», а также соглашение с нефтяной компанией «РуссНефть» сроком на 10 лет (до 2021 года) о транспортировке нефтепродуктов речными танкерами и судами «река-море» в период навигации по внутренним водным путям страны.