Судостроение всплывает со дна
Необходимость создания современного флота для освоения шельфовых месторождений, а также развития транспортно-транзитного потенциала России с использованием внутренних водных путей заставляет власти уделять все более пристальное внимание судостроению и кораблестроению.
Каждому – по потребностям
Потребность российского флота до 2020 года составляет 1,9 тыс. судов общей стоимостью $42 млрд. Такие данные в ходе международной конференции в рамках выставки «Нева 2011» «Российское судостроение и судоходство, деятельность портов, освоение шельфа и океана» привел руководитель ЦНИИ им. Крылова академик Валентин Пашин. По его словам, в том числе потребность морского флота составляет 260 транспортных и 175 вспомогательных судов. А по данным директора по морским перевозкам Gazprom Marketing&Trading Николая Григорьева, потребность «Газпрома» в газовозах только по двум проектам – Штокмановскому газоконденсатному месторождению и расширению «Сахалин-2» – составляет минимум 40 судов. С полным текстом интервью Николая Григорьева можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Чтобы удовлетворить столь громадный спрос, нужно либо отдать указанные $42 млрд зарубежным верфям, либо, что более предпочтительно, разместить соответствующие заказы на российских предприятиях. «Мы можем разрабатывать самую сложную морскую технику и эффективно использовать зарубежный опыт», – уверен Валентин Пашин.
Тем более, что у отечественной судостроительной отрасли накоплен большой опыт в создании судов ледового класса и уникальный опыт по строительству атомных ледоколов. Это особенно важно, если учесть, что России подобные суда необходимы для освоения северных шельфовых месторождений и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. Кроме того, строительство ледоколов необходимо для решения проблем с зимней навигацией в Финском заливе.
Как сообщил в ходе научно-практической конференции «О роли советов по морской деятельности в формировании и реализации национальной морской политики на региональных направлениях» заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, в настоящее время уже запланировано строительство одного атомного и четырех дизель-электрических ледоколов. В октябре ожидается либо объявление соответствующего конкурса, либо распоряжение президента России об установлении исполнителя по данному заказу.
Каждому – по потребностям
Потребность российского флота до 2020 года составляет 1,9 тыс. судов общей стоимостью $42 млрд. Такие данные в ходе международной конференции в рамках выставки «Нева 2011» «Российское судостроение и судоходство, деятельность портов, освоение шельфа и океана» привел руководитель ЦНИИ им. Крылова академик Валентин Пашин. По его словам, в том числе потребность морского флота составляет 260 транспортных и 175 вспомогательных судов. А по данным директора по морским перевозкам Gazprom Marketing&Trading Николая Григорьева, потребность «Газпрома» в газовозах только по двум проектам – Штокмановскому газоконденсатному месторождению и расширению «Сахалин-2» – составляет минимум 40 судов. С полным текстом интервью Николая Григорьева можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Чтобы удовлетворить столь громадный спрос, нужно либо отдать указанные $42 млрд зарубежным верфям, либо, что более предпочтительно, разместить соответствующие заказы на российских предприятиях. «Мы можем разрабатывать самую сложную морскую технику и эффективно использовать зарубежный опыт», – уверен Валентин Пашин.
Тем более, что у отечественной судостроительной отрасли накоплен большой опыт в создании судов ледового класса и уникальный опыт по строительству атомных ледоколов. Это особенно важно, если учесть, что России подобные суда необходимы для освоения северных шельфовых месторождений и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. Кроме того, строительство ледоколов необходимо для решения проблем с зимней навигацией в Финском заливе.
Как сообщил в ходе научно-практической конференции «О роли советов по морской деятельности в формировании и реализации национальной морской политики на региональных направлениях» заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, в настоящее время уже запланировано строительство одного атомного и четырех дизель-электрических ледоколов. В октябре ожидается либо объявление соответствующего конкурса, либо распоряжение президента России об установлении исполнителя по данному заказу.
Соответствующий проект распоряжения президента уже согласован, в том числе в Федеральной антимонопольной службе, уточнил Олерский. В случае его выхода заказ будет размещен на предприятиях «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). «В любом случае, мы ожидаем решения данного вопроса до конца 2011 года», – сказал замминистра.
От каждого – по возможностям
Тем не менее, ситуация в российской судостроительной отрасли хотя постепенно и улучшается, но все же остается сложной. ОСК до сих пор не удалось консолидировать все ключевые верфи. Прежде всего, речь идет о «подвешенном состоянии», в котором до сих пор пребывают такие важные для отрасли предприятия, как петербургские «Балтийский завод» и «Северная верфь». Если говорить о последней, то ее дальнейшей стабильной работе будет способствовать получение государственных гарантий правительства России на несколько десятков миллиардов рублей для выполнения гособоронзаказа.
Соответствующее распоряжение правительства №1575-р от 8 сентября 2011 года было подписано председателем правительства России Владимиром Путиным. Согласно этому документу, госгарантии предоставляются до конца 2015 года. Как прокомментировал генеральный директор «Северной верфи» и «Балтийского завода» Андрей Фомичев, предоставление госгарантий для «Северной верфи» означает начало стабильного финансирования и серийного строительства кораблей для Военно-Морского Флота России.
Согласно Государственной программе вооружений до 2020 года, «Северная верфь» до 2018 года должна сдать заказчику – Министерству обороны России – серию из 6 корветов проектов 23180 и 23185 (модернизированный проект 23180) и до 2020 года – серию из 6 фрегатов проекта 22350. Сейчас на «Северной верфи» строятся 4 корвета проекта 20380, 2 фрегата проекта 22350 и специальное судно связи проекта 18280 для ВМФ России. При этом, «Северная верфь» в соответствии с постановлением правительства России признана единственным поставщиком фрегатов проекта 22350 и корветов проекта 20380.
В этом же контексте можно отметить, что «перевооружение военно-морского флота» поставлено Владимиром Путиным в одно из приоритетных направлений государственной политики, которую он намерен реализовывать в случае избрания президентом. При этом против увеличения расходов на гособоронзаказ выступал отправленный на днях в отставку министр финансов Алексей Кудрин, что также позволяет рассчитывать на увеличение финансирования по данному направлению. Стабильный гособоронзаказ позволит обеспечить ритмичную работу ключевых верфей страны.
Сложнее ситуация на «Балтийском заводе», который испытывает серьезнейшие финансовые затруднения вплоть до задержек с выплатой зарплаты сотрудникам. О причинах этого в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывал Андрей Фомичев. С полным текстом интервью можно ознакомиться по ссылке >>>>
Поддержку предприятию оказал заказ на строительство четырех нефтеналивных танкеров для «Балтийской топливной компании» (БТК), первый из которых был спущен на воду 27 сентября 2011 года. Тем не менее, одного этого заказа для решения всех проблем завода, разумеется, недостаточно – необходимо решать вопросы финансирования заказов «Росатома» и размещения новых. Недавно назначенный губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в ходе церемонии спуска на воду танкера БТК заявил в этой связи о том, что будет продолжать добиваться размещения заказа на строительство ледоколов именно на «Балтийском заводе» (ранее этого добивалась предыдущий губернатор города Валентина Матвиенко). Полтавченко также отметил, что провел успешные переговоры с главой «Росатома» Сергеем Кириенко и ожидает решения проблемы с финансированием строительства плавучей атомной энергостанции (ПАТЭС) в ближайшее время.
В этом контексте нельзя не отметить, что «Балтийский завод» обратился в суд с заявлением о признании недействительной отмены конкурса на строительство дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт. Суд последней инстанции признал правоту завода и на основании судебного решения предприятие добивается размещения этого заказа на своих мощностях.
Не вполне очевидной остается и судьба новых проектов ОСК, таких как строительство верфей на Дальнем Востоке и на о. Котлин в Санкт-Петербурге. Эксперты сомневаются в том, что южнокорейские партнеры ОСК заинтересованы в их реализации, если учесть, что в самой Корее растет социальное напряжение из-за недостаточной загрузки собственных верфей. Кроме того, если говорить о проекте строительства предприятия на о. Котлин и переносе на него «Адмиралтейских верфей», то еще неизвестно, как к этому отнесутся новые городские власти. Так, по данным СМИ, в Смольном уже подумывают об отказе от строительства Ново-Адмиралтейского моста, из-за которого форсировался вопрос переноса части мощностей «Адмиралтейских верфей» прежним губернатором города. Более подробно об этом проекте читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» в разделе «Актуальная тема» от 17 июня 2011 года >>>>
Прогрессивный сегмент
Вопросы обновления российского флота рассматривались, в частности, и на прошедшей в Санкт-Петербурге Юбилейной Морской Коллегии при правительстве России. В ходе заседания коллегии заместитель председателя правительства Сергей Иванов подчеркнул, что средний возраст российских судов все еще остается довольно высоким, а ситуация со строительством вспомогательных судов была длительное время «запущена». «Возраст флота – это очень серьезная проблема. Да, он постепенно стал снижаться, но темпы еще низкие… Вспомогательные суда – здесь ситуация, наверное, самая тяжелая... У нас наиболее старые суда – спасательные, гидрографические и др.», – сказал Сергей Иванов.
Тем не менее, нельзя не отметить, что в области речного и река-море судостроения в последний год наблюдается подъем. Причем этот прогресс не только количественный, но и, что особенно радует, качественный. По словам генерального директора Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, выступившего на «круглом столе» в рамках выставки «Нева-2011», наиболее эффективно – проектировать суда под индивидуальные особенности работы конкретного заказчика.
В частности, Морским инженерным бюро были спроектированы речные сухогрузы проекта RSD44. К настоящему времени «Окской судоверфью» сданы заказчику – ОАО «Волжское пароходство» – 5 таких судов. Они были разработаны таким образом, чтобы проходить под Ростовским железнодорожным мостом и петербургскими мостами без их разводки (правда, не при всех уровнях воды в случае движения в балласте). Инновационные решения, примененные на данных сухогрузах, позволили сократить количество экипажа до 8 человек. Данные суда значительно выигрывают в экономике по сравнению с прежними «Волгомаксами» советской разработки.
Другой пример – серии танкеров река-море проекта RST. Правда, часть из них (1-я и 3-я серия судов «Армада» для российской судоходной компании Palmali) строились на зарубежных верфях. Подобные суда также создаются в различных вариантах, в зависимости от индивидуальных потребностей заказчика (река-море, море-река, баржебуксирные составы) с целью улучшения экономики их эксплуатации. При проектировании этих судов Морское инженерное бюро впервые пошло на увеличение коэффициента полноты, что повысило их эффективность при сохранении оптимальных мореходных качеств на скорости до 10 узлов.
Несмотря на имеющиеся в данном сегменте судостроения очевидные успехи, его полноценное развитие трудно представить без государственной поддержки. «Помимо физического старения флота существует и моральное старение. Суда, спроектированные в 50-е годы прошлого века, уже морально устарели. Нужны новые суда. Но вопрос упирается в окупаемость, отсутствие российских комплектующих», – говорит Егоров. Вопрос окупаемости наиболее остро стоит для речников, работа которых носит сезонный характер, в то время как суда «река-море» можно использовать и в зимний период. Помощь по строительству серии судов RSD44 оказала госпрограмма лизинга, однако большие надежды судостроители всех сегментов возлагают на принятие закона о поддержке судостроения и судоходства, который предоставит ряд льгот как судостроительным предприятиям, так и судоходным компаниям, заказывающим строительство судов в России.
Виталий Чернов.