О Белкомуре замолвили слово
В ходе 2-го Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» состоялась дискуссия о необходимости и целесообразности реализации проекта Белкомур. В дискуссии приняли участие губернатор Пермского края Олег Чиркунов и заместитель министра транспорта России Виктор Олерский. ИАА «ПортНьюс» публикует данный диалог.
Виктор Олерский:
- Без развития дальних ж/д подходов развивать российские, да и нероссийские порты бессмысленно. Безусловно, проект Белкомур актуален на все 100%.
Виктор Олерский:
- Без развития дальних ж/д подходов развивать российские, да и нероссийские порты бессмысленно. Безусловно, проект Белкомур актуален на все 100%.
Олег Чиркунов:
- Белкомур – Белое море, Коми, Урал. Если проложить прямую линию от Екатеринбурга до Архангельска, это примерно соответствует трассе, которая должна появиться.
В Березняковско-Саликамском промышленном узле самый ключевой вид бизнеса – это добыча калийных удобрений. В 2006-2007 годах государство продало новые месторождения инвесторам за баснословные суммы – 60-80 млрд руб. Но как оттуда вывозить груз? Как вывозить тот продукт, ради которого инвесторы начали делать такие вложения?
Соликамско-Березняковский транспортный узел по грузопотоку только по калийным удобрениям выдает сегодня около 10 млн тонн в год. В 2015 с запуском новых шахт будет выдавать 15 млн тонн. И вы представляете масштаб перевозки! Если мы сегодня серьезно говорим о загрузке СМП (Северного морского пути) в 60 млн тонн. То это четверть этого тоннажа. И это только один продукт.
Что стало происходить с загрузкой транспортных артерий уже в 2008 году, когда экономика стала на подъеме? В 2008 году мы поняли, что мы не можем доставить тот существующий объем грузов до транспортных магистралей. Ветка до Транссиба перегружена, да и сам Транссиб уже не в состоянии обеспечить все перевозки. Транссибу нужно пропускать контейнерные грузы для того, чтобы обеспечить нормативы доставки и пропускать пассажирские поезда. Когда он загружен другими грузами, он перестает выполнять свои прямые функции.
Для ОАО «РЖД», Минтранса России стоит задача каким-то образом от Транссиба отвести грузопоток. И вот в этот момент совпали интересы всех: регионального бизнеса, Минтранса, РЖД. И, в общем-то, когда все были готовы, мы подошли к ситуации строительства этого объекта за счет средств Инвестфонда. Состоялось положительное решение Инвесткомиссии. Но грянул кризис и было принято все проекты Инвестфонда, мягко говоря, притормозить.
Такова ситуация на данный момент.
Мы понимаем, что для развития нашего промышленного узла требуется эта железная дорога. Но очевидно, что она требуется не только для нас, а и для всех грузов, которые идут с Урала, из Сибири. Таким расчетом до 30 млн тонн получается грузовая база, в том числе для северных портов.
Какие мои прогнозы, как будут развиваться события и какие возможные решения будут находить бизнес и государство, чтобы разрешить проблему этого узла и в том числе проблему Транссиба?
Первое решение – локальное, частное – это использовать речные порты (Каму, Волгу) для того, чтобы часть грузов уходила на реки. Но это не то, что мы сейчас с вами обсуждаем, и там есть свои проблемы.
Второе решение, которое я считаю неправильным, невозможным – это увеличение пропускной способности существующей железной дороги от Соликамска до Перми и Транссибирской магистрали, что решит проблемы только этого участка железной дороги. В этом случае государство потратит оценочно 20-30 млрд руб. Но если или государство потратит в 3-4 раза больше, или инвесторы вместе с государством вместо того, чтобы делать дорогу на юг по существующей трассе, вспомнят о проекте Белкомур и направлении его на северный порт, то они получат полноценную магистраль. Которая позволит решить многие вопросы.
Но даже у этого проекта есть два возможных варианта. Есть так называемый южный участок, который идет от Саликамска до Сыктывкара, и есть северный участок – от Сыктывкара до Архангельска. Теоретически только при реализации южного участка мы имеем возможности выйти на существующие трассы, но тогда груз повезут скорее всего в порт Санкт-Петербург.
Если же проект будет реализован полностью – и южный, и северный участок, – то тогда все эти грузы от 20 до 30 млн тонн придут в северные порты, Архангельск и Мурманск и станут серьезной основой для того, чтобы здесь развивался бизнес, в том числе развивался и СМП.
Всем, кто заинтересован в развитии СМП, я думаю, стоит серьезно побиться за то, чтобы Белкомур пошел до северных морей.
Виктор Олерский:
- Я тоже сторонник этого проекта. Понимаю, что альтернативы ему нет и рано или поздно Белкомур будет, но логика транспорта говорит о том, что его можно продлить не только до Архангельска, но и до Мурманска. И логика строительства Белкомура состоит еще и в том, что если мы не выйдем на эту диагональ, то грузы, которые будут двигаться в направлении портов Мурманска и Архангельска, будут забивать проход для грузов, доставляемых на Северо-Запад, в частности, в Приморск, Усть-Лугу, Санкт-Петербург. То есть мы, не приступая к строительству Белкомура, ухудшаем ситуацию с доставкой грузов в порты Северо-Запада.
Но очевидно, что реализация проекта Белкомур станет совокупностью усилий частных инвесторов и федерального бюджета. Для того, чтобы инициировать этот проект, его нужно сделать хотя бы на уровне обоснования инвестиций.
Олег Чиркунов:
- Проект обоснования инвестиций сделан. Следующий этап – это подготовка проектной документации. Стоимость проектной документации – порядка 3 млрд руб. По разному можно относиться к такой сумме. Если бы вопрос стоял только: изыщите средства на проектирование, и будет гарантия, что стратегия развития РАО «РЖД» (где Белкомур с 2015 года) будет реализовываться. Если мы вложим деньги совместно с другими субъектами федерации, то это не ляжет на полку, мы готовы вложить эти деньги.
Есть и другой путь. Мы работаем сейчас с инвесторами по созданию консорциума, но, к сожалению, только на южный участок трассы. И есть большие шансы, что мы таких инвесторов найдем. Бизнесу надо как-то решать свои проблемы и он все равно будет рано или поздно это делать. Это – решение для нас, но я не считаю, что это лучшее решение для страны, потому что в этом случае наши грузы вряд ли дойдут до СМП, а скорее всего будет их некая дисперсия на уровне Сыктывкара.
Поэтому я считаю, что большую часть своей работы мы сделали.
Виктор Олерский:
- Я думаю, скоро придет понимание, что это нужно.
Сегодня Мурманск развивается, вы знаете, что там большая целевая программа идет. А коэффициент железнодорожных подходов к Мурманску уже приближается к единице, поэтому целесообразность строительства этого порта просто пропадает без возможности доставить туда грузы. При этом речь идет о выборе РЖД – делать серьезную модернизацию Волховстрой-Мурманск или думать о проекте Белкомур.
Мы говорили недавно с руководством РЖД, что мы в ближайшее время сядем и подумаем, куда нам идти.
Записала Надежда Малышева.