«Булгария»: детали проекта подъема судна (фоторепортаж)
Гибель на Волге 10 июля 2011 года пассажирского дизель-электрохода «Булгария» явилась одной из крупнейших транспортных катастроф на внутренних водных путях в истории современной России. Она унесла жизни 122 человек, большинство из которых составляли женщины и дети. О том, как были организованы экстренные работы по подъему пассажирского дизель-электрохода «Булгария» ИАА «ПортНьюс» рассказали в 40-м Государственном научно-техническом институте Министерства обороны (ГНИИ МО) Российской Федерации, выполнившем в кратчайшие сроки проект подъема затонувшего судна.
Поднять дизель-электроход «Булгария» требовалось как можно скорее, поскольку из корпуса судна было необходимо извлечь тела погибших людей, которые не удалось найти водолазам, участвовавшим в спасательной операции. Кроме того, было необходимо выполнить обследование судна в рамках проводимых следственных действий, направленных на определение причин произошедшей катастрофы. Необходимость подъема также была обусловлена требованиями защиты окружающей природной среды и обеспечения благоприятного режима плавания, так как затонувшее судно представляло собой навигационную опасность вблизи от судового хода.
Поднять дизель-электроход «Булгария» требовалось как можно скорее, поскольку из корпуса судна было необходимо извлечь тела погибших людей, которые не удалось найти водолазам, участвовавшим в спасательной операции. Кроме того, было необходимо выполнить обследование судна в рамках проводимых следственных действий, направленных на определение причин произошедшей катастрофы. Необходимость подъема также была обусловлена требованиями защиты окружающей природной среды и обеспечения благоприятного режима плавания, так как затонувшее судно представляло собой навигационную опасность вблизи от судового хода.
Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации поднять затонувший дизель-электроход «Булгария» должен был его собственник – Камское речное пароходство. Однако в силу отсутствия необходимых материальных ресурсов пароходство было не в состоянии организовать и провести подъем судна в сжатые сроки. Бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте в лице Волжского ГБУ также не был способен самостоятельно организовать работы по подъему с последующей реализацией своего права на полное возмещение поне¬сенных им расходов со стороны собственника судна.
Работы производились в экстренном порядке в режиме чрезвычайной ситуации. Заказчиком работ было определено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Исполнителем работ было назначено ФБУ «Подводречстрой» из состава Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России). От Минтранса России в работах также участвовали подразделения ФБУ «Госморспасслужба России» и ФБУ «Волжское ГБУ». Кроме того, к работам были привлечены отдельные подразделения Минобороны России (МО РФ) и МЧС России.
Финансирование судоподъемных работ производилось через МЧС России. Общий объем финансирования составил около 150 миллионов рублей.
Подъемом руководил штаб
Для подъема дизель-электрохода «Булгария» 12 июля 2011 года был создан оперативный штаб, в который вошли заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковник Александр Чуприян, начальник 40 ГНИИ МО РФ капитан 1 ранга Андрей Звягинцев, руководитель ФБУ «Подводречстрой» Андриан Алтухов, заместитель руководителя ФБУ «Подводречстрой» Николай Дорофеев, назначенный техническим руководителем работ, а также представители 40 ГНИИ МО РФ, МЧС России и других организаций, привлеченных к работам по подъему теплохода. При оперативном штабе была создана инженерная группа, в которую вошли специалисты 40 ГНИИ МО РФ, МЧС России, «Госморспасслужбы».
Руководителем штаба был назначен заместитель Министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский, который являлся еще и непосредственным руководителем работ по подъему дизель-электрохода «Булгария». Это назначение имело практический смысл как с точки зрения взаимодействия с другими ведомствами, так и со стороны профессионального управления силами и средствами, задействованными в операции.
Общее руководство работами со стороны Минтранса России осуществлял лично Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. В наиболее ответственный момент 22 июля 2011 года он провел на месте работ совещание оперативного штаба и решил вопросы, связанные с транспортировкой поднятого плавкранами судна (на подвесе) для постановки его в док.
Штаб 13 июля 2011 года создал межведомственное судоподъемное формирование, в которое вошли организации трех министерств, и осуществлял управление этим формированием. Создание такого формирования было вызвано тем, что в настоящее время, согласно российскому законодательству, ни одно ведомство не имеет возможности самостоятельно проводить работы по подъему затонувшего объекта, особенно, если они носят экстренный характер.
Проект за сутки
По заказу штаба 13 июля 2011 года технический проект подъема дизель-электрохода «Булгария» был разработан специалистами 40 ГНИИ МО РФ (Андреем Краморенко, Михаилом Краморенко, Антоном Агеевым) под руководством начальника 40 ГНИИ МО РФ Андрея Звягинцева в течение одних суток. Целью данного проекта стал успешный подъем судна в кратчайшие сроки с минимальной затратой ресурсов. В документе, подготовленном институтом, было дано обоснование выбранного способа подъема, приведена технология выполнения всех технологических этапов с учетом оценки рисков.
Технология подъема была основана на использовании двух мощных 350-тонных плавучих кранов, выделенных Минтрансом России: «Могучий» (капитан Евгений Мельников) и КПЛ-351 (капитан Александр Седов). Первый из них принадлежит волгоградскому подразделению «Подводречстроя», второй - «Каналу имени Москвы». Плавкраны были оперативно доставлены к месту проведения подъемных работ к 16 июля.
Конструктивные особенности и положение на грунте затонувшего судна потребовали выполнения большого объема водолазного труда для выполнения подготовительных работ к его подъему. Поэтому ФБУ «Подводречстрой» Минтранса России направило в район работ 17 водолазов из Московского и Волгоградского отрядов под руководством ведущих в стране водолазных специалистов Анатолия Видилина и Игоря Щебатурина, соответственно. За материально-техническое обеспечение работ и снабжение отвечал начальник Волгоградского филиала «Подводречстроя» Олег Клюев. Координацию деятельности «Подводречстроя» в Москве осуществлял первый заместитель руководителя этой организации Александр Беловодов, а на месте – Денис Видилин. Кроме того Минтранс направил в район работ специалистов и бригаду опытных такелажников из Балтийского БАСУ и Новороссийского отряда АСПТР. Представители этих организаций Евгений Морозов (Балтийское БАСУ) и Павел Гущин (Новороссийский отряд АСПТР) вошли в состав инженерной группы.
Учитывая важность и сжатые сроки работ по подъему дизель-электрохода «Булгария», Игорь Левитин наделил руководителя работ Виктора Олерского полномочиями привлекать к работам все необходимые плавсредства. В частности, были задействованы 7 буксиров, мощностью по 2000 л.с. (озерные толкачи, дислоцировавшиеся в этом районе Волги), которые были использованы для обеспечения транспортировки поднятого судна на мелководье. Большую роль сыграли два баржевых состава с гравием, состоящие из четырех попарно соединенных барж, каждый длиной свыше 200 м, которые оградили место работ от действия волнения (высота волн на месте крушения «Булгарии» в период проведения операции достигала полутора метров).
Большую помощь «Подводречстрою» оказали водолазы ВМФ из 40 ГНИИ МО РФ и 328 экспедиционного отряда под руководством командира отряда Андрея Новожилова, а также водолазные группы «Госакваспаса» и «Центроспаса», организационно принадлежащие МЧС России. Группой «Госакваспаса» руководил Николай Колосков, долгое время служивший в УПАСР (Управление поисковыми аварийно-спасательными работами) ВМФ главным инженером. Он, понимая, что на подъеме «Булгарии» наблюдается некоторый переизбыток водолазов при нехватке такелажников, санкционировал использование водолазов МЧС в качестве такелажников при работе со стропами.
10 дней на подъем
Подъем судна производился с 16 по 26 июля 2011 года. Работам предшествовал подготовительный этап, в течение которого было разработан технический проект подъема, мобилизованы необходимые средства, изготовлена необходимая технологическая оснастка.
Работы по подъему судна включали в себя пять этапов.
Вначале за четверо суток удалось произвести выравнивание (спрямление) дизель-электрохода на грунте поворотом корпуса судна вокруг горизонтальной оси, проходящей через его центр тяжести. Это было достигнуто одновременным приложением усилий обоих плавкранов.
Затем за 40 часов был осуществлен подъем спрямленного судна двумя плавкранами. Этот этап завершился выносом главной палубы над поверхностью воды.
Третьим этапом стала герметизация корпуса дизель-электрохода после его перевода на мелководье и постановки на грунт.
После этого произведена откачка воды из затопленных помещений и только потом перевод и постановка судна в плавучий док.
Важной особенностью водолазных работ при подъеме дизель-электрохода была организация работ, предложенная штабом операции. Все работы производились посменно, с инструктажем водолазов, которые, кроме герметизации корпуса, обеспечивали заведение и закрепление стропов, а также выступали в роли такелажников, разнося и навешивая стропы, а затем и судоподъемные полотенца.
Как отметил собеседник ИАА «ПортНьюс» в 40-м институте Минобороны, «успешной реализации проекта подъема дизель-электрохода «Булгария» способствовала профессиональная работа штаба, которым руководил Виктор Олерский». Проектанты отмечают, что в условиях ограниченного времени, отпущенного для выполнения судоподъемной операции, и жесткого контроля со стороны Президента и Правительства России было крайне важно своевременно решать все проблемные вопросы и организовывать взаимодействие представителей всех организаций, участвующих в подъеме судна. «Все это блестяще осуществлялось руководителем штаба», - рассказал представитель института.
Важную роль при организации подъема «Булгарии» сыграло привлечение специалистов 40 ГНИИ МО РФ для разработки технического проекта подъема судна, что, полагают в институте, целесообразно делать и в дальнейшем, особенно при выполнении экстренных судоподъемных работ.
Работы по подъему судна были окончены 26 июля 2011 года постановкой «Булгарии» в плавучий док ПД-955 судоремонтного завода в поселке Куйбышевский Затон. Судно было передано Следственному Комитету Российской Федерации для осмотра.
Бесценный опыт
Двухнедельная напряженная работа по подъему дизель-электрохода «Булгария» вписала славную страницу в историю деятельности спасателей Минтранса, МЧС и Минобороны России. Их работа была высоко оценена Руководством Минтранса России и МЧС России.
Итогом работ по подъему дизель-электрохода «Булгария» стало приобретение ценного практического опыта. Работы по подъему дизель-электрохода «Булгария» еще раз подтвердили необходимость четкой организации и распределения труда между участниками подъема.
Подъем «Булгарии» выявил отсутствие в настоящее время нормативных правовых актов, регулирующих отношения между различными федеральными органами исполнительной власти и организациями различных форм собственности при подъеме затонувших объектов в территориальных морях и внутренних водах Российской Федерации. Очевидно, что разработка и утверждение таких документов крайне необходима.
В ходе сложной технической операции выявлена необходимость развития средств и технологий выполнения водолазных, такелажных и судоподъемных работ.
Как следствие, остро встал вопрос о целесообразности глубокого реформирования всей системы спасания на водных акваториях Российской Федерации. Опыт организации экстренных судоподъемных работ, выполняемых в режиме чрезвычайной ситуации, диктует необходимость создания мощной, хорошо оснащенной техникой и укомплектованной превосходно подготовленными специалистами Единой государственной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации, объединяющей силы и средства всех ведомственных аварийно-спасательных служб.
Надежда Малышева.
Конструктивные особенности и положение на грунте затонувшего судна потребовали выполнения большого объема водолазного труда для выполнения подготовительных работ к его подъему. Поэтому ФБУ «Подводречстрой» Минтранса России направило в район работ 17 водолазов из Московского и Волгоградского отрядов под руководством ведущих в стране водолазных специалистов Анатолия Видилина и Игоря Щебатурина, соответственно. За материально-техническое обеспечение работ и снабжение отвечал начальник Волгоградского филиала «Подводречстроя» Олег Клюев. Координацию деятельности «Подводречстроя» в Москве осуществлял первый заместитель руководителя этой организации Александр Беловодов, а на месте – Денис Видилин. Кроме того Минтранс направил в район работ специалистов и бригаду опытных такелажников из Балтийского БАСУ и Новороссийского отряда АСПТР. Представители этих организаций Евгений Морозов (Балтийское БАСУ) и Павел Гущин (Новороссийский отряд АСПТР) вошли в состав инженерной группы.
Учитывая важность и сжатые сроки работ по подъему дизель-электрохода «Булгария», Игорь Левитин наделил руководителя работ Виктора Олерского полномочиями привлекать к работам все необходимые плавсредства. В частности, были задействованы 7 буксиров, мощностью по 2000 л.с. (озерные толкачи, дислоцировавшиеся в этом районе Волги), которые были использованы для обеспечения транспортировки поднятого судна на мелководье. Большую роль сыграли два баржевых состава с гравием, состоящие из четырех попарно соединенных барж, каждый длиной свыше 200 м, которые оградили место работ от действия волнения (высота волн на месте крушения «Булгарии» в период проведения операции достигала полутора метров).
Большую помощь «Подводречстрою» оказали водолазы ВМФ из 40 ГНИИ МО РФ и 328 экспедиционного отряда под руководством командира отряда Андрея Новожилова, а также водолазные группы «Госакваспаса» и «Центроспаса», организационно принадлежащие МЧС России. Группой «Госакваспаса» руководил Николай Колосков, долгое время служивший в УПАСР (Управление поисковыми аварийно-спасательными работами) ВМФ главным инженером. Он, понимая, что на подъеме «Булгарии» наблюдается некоторый переизбыток водолазов при нехватке такелажников, санкционировал использование водолазов МЧС в качестве такелажников при работе со стропами.
10 дней на подъем
Подъем судна производился с 16 по 26 июля 2011 года. Работам предшествовал подготовительный этап, в течение которого было разработан технический проект подъема, мобилизованы необходимые средства, изготовлена необходимая технологическая оснастка.
Работы по подъему судна включали в себя пять этапов.
Вначале за четверо суток удалось произвести выравнивание (спрямление) дизель-электрохода на грунте поворотом корпуса судна вокруг горизонтальной оси, проходящей через его центр тяжести. Это было достигнуто одновременным приложением усилий обоих плавкранов.
Затем за 40 часов был осуществлен подъем спрямленного судна двумя плавкранами. Этот этап завершился выносом главной палубы над поверхностью воды.
Третьим этапом стала герметизация корпуса дизель-электрохода после его перевода на мелководье и постановки на грунт.
После этого произведена откачка воды из затопленных помещений и только потом перевод и постановка судна в плавучий док.
Важной особенностью водолазных работ при подъеме дизель-электрохода была организация работ, предложенная штабом операции. Все работы производились посменно, с инструктажем водолазов, которые, кроме герметизации корпуса, обеспечивали заведение и закрепление стропов, а также выступали в роли такелажников, разнося и навешивая стропы, а затем и судоподъемные полотенца.
Как отметил собеседник ИАА «ПортНьюс» в 40-м институте Минобороны, «успешной реализации проекта подъема дизель-электрохода «Булгария» способствовала профессиональная работа штаба, которым руководил Виктор Олерский». Проектанты отмечают, что в условиях ограниченного времени, отпущенного для выполнения судоподъемной операции, и жесткого контроля со стороны Президента и Правительства России было крайне важно своевременно решать все проблемные вопросы и организовывать взаимодействие представителей всех организаций, участвующих в подъеме судна. «Все это блестяще осуществлялось руководителем штаба», - рассказал представитель института.
Важную роль при организации подъема «Булгарии» сыграло привлечение специалистов 40 ГНИИ МО РФ для разработки технического проекта подъема судна, что, полагают в институте, целесообразно делать и в дальнейшем, особенно при выполнении экстренных судоподъемных работ.
Работы по подъему судна были окончены 26 июля 2011 года постановкой «Булгарии» в плавучий док ПД-955 судоремонтного завода в поселке Куйбышевский Затон. Судно было передано Следственному Комитету Российской Федерации для осмотра.
Бесценный опыт
Двухнедельная напряженная работа по подъему дизель-электрохода «Булгария» вписала славную страницу в историю деятельности спасателей Минтранса, МЧС и Минобороны России. Их работа была высоко оценена Руководством Минтранса России и МЧС России.
Итогом работ по подъему дизель-электрохода «Булгария» стало приобретение ценного практического опыта. Работы по подъему дизель-электрохода «Булгария» еще раз подтвердили необходимость четкой организации и распределения труда между участниками подъема.
Подъем «Булгарии» выявил отсутствие в настоящее время нормативных правовых актов, регулирующих отношения между различными федеральными органами исполнительной власти и организациями различных форм собственности при подъеме затонувших объектов в территориальных морях и внутренних водах Российской Федерации. Очевидно, что разработка и утверждение таких документов крайне необходима.
В ходе сложной технической операции выявлена необходимость развития средств и технологий выполнения водолазных, такелажных и судоподъемных работ.
Как следствие, остро встал вопрос о целесообразности глубокого реформирования всей системы спасания на водных акваториях Российской Федерации. Опыт организации экстренных судоподъемных работ, выполняемых в режиме чрезвычайной ситуации, диктует необходимость создания мощной, хорошо оснащенной техникой и укомплектованной превосходно подготовленными специалистами Единой государственной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации, объединяющей силы и средства всех ведомственных аварийно-спасательных служб.
Надежда Малышева.