Кому в порту работать хорошо?
По мере развития портов и портовых мощностей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, все более востребованными специалистами становятся стивидоры, докеры-механизаторы, операторы погрузо-разгрузочных работ (ПРР). В чем же особенности этих специальностей? Насколько они могут быть интересны молодым специалистам с точки зрения оплаты труда и социальных гарантий?
Среднемесячная заработная плата докеров-механизаторов на Северо-Западе составляет около 49,9 тыс. рублей, стивидоров - около 46,3 тыс. рублей. Обучение по специальности докер-механизатор, при наличии среднего общего образования, можно пройти за 2-3 месяца в специализированном учебном центре, например в «Морском кадровом агентстве» (входит в группу компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»).
В обязанности старшего стивидора входят планирование и руководство обработкой судна, координация работы с администрацией судна, оформление соответствующих документов. У старшего стивидора в подчинении находятся сменные стивидоры, которые непосредственно руководят бригадами докеров, операторов ПРР при производстве грузовых работ.
Для успешной работы стивидорам необходимо обладать хорошими знаниями и практическими навыками. Профессионализм этих специалистов, грамотное составление плана грузовых операций, знание необходимых международных документов и требований позволяют избегать непроизводительных потерь времени и претензий, а, следовательно, убытков порта. Для этого необходимы: грамотное обучение, постоянное обновление знаний, обмен опытом.
Обучение стивидоры, докеры и операторы ПРР зачастую проходят непосредственно в порту, а также в специализированных тренажерных центрах. Организацию обучения и переподготовки специалистов обычно берет на себя администрация порта, которая больше всех заинтересована в грамотных, квалифицированных кадрах.
Среднемесячная заработная плата докеров-механизаторов на Северо-Западе составляет около 49,9 тыс. рублей, стивидоров - около 46,3 тыс. рублей. Обучение по специальности докер-механизатор, при наличии среднего общего образования, можно пройти за 2-3 месяца в специализированном учебном центре, например в «Морском кадровом агентстве» (входит в группу компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»).
В обязанности старшего стивидора входят планирование и руководство обработкой судна, координация работы с администрацией судна, оформление соответствующих документов. У старшего стивидора в подчинении находятся сменные стивидоры, которые непосредственно руководят бригадами докеров, операторов ПРР при производстве грузовых работ.
Для успешной работы стивидорам необходимо обладать хорошими знаниями и практическими навыками. Профессионализм этих специалистов, грамотное составление плана грузовых операций, знание необходимых международных документов и требований позволяют избегать непроизводительных потерь времени и претензий, а, следовательно, убытков порта. Для этого необходимы: грамотное обучение, постоянное обновление знаний, обмен опытом.
Обучение стивидоры, докеры и операторы ПРР зачастую проходят непосредственно в порту, а также в специализированных тренажерных центрах. Организацию обучения и переподготовки специалистов обычно берет на себя администрация порта, которая больше всех заинтересована в грамотных, квалифицированных кадрах.
О том, насколько хорошо оплачивается труд этой категории работников порта, где обучаются и в каких условиях работают специалисты, какие имеют социальные гарантии, мы побеседовали с представителями группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» (ГК МП СПб) и «Национальной Контейнерной Компании» (НКК).
- Расскажите о приеме на работу стивидоров, докеров и операторов ПРР. Проводится ли в Вашей компании обучение таких специалистов?
ГК МП СПб – На позицию стивидора принимаются работники, имеющие среднее специальное или высшее образование в области эксплуатации водного транспорта. Обучиться профессии докер-механизатор можно в «Морском кадровом агентстве», которое входит в ГК МП СПб.
НКК – При подборе специалистов для «Первого Контейнерного Терминала» (ПКТ) мы сотрудничаем с двумя специализированными морскими кадровыми агентствами. Обучение докеров в обязательном порядке проводится при поступлении, поскольку работа на контейнерном терминале требует особой квалификации. В дальнейшем сотрудники терминала проходят повышение квалификации в связи с регулярной модернизацией оборудования.
- Какие действия предпринимает Ваша компания для привлечения и удержания таких специалистов, имеются ли социальные гарантии?
ГК МП СПб – Сегодня в группе компаний работают 2,7 тыс. человек. Для социальной поддержи сотрудников существует целевой фонд, на формирование которого ежемесячно отчисляется 1% от фонда оплаты труда. В компании предусмотрены различные льготы и компенсации, материальная помощь сотрудникам, обязательное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, поддержка ветеранов порта. Для детей сотрудников в возрасте от 6 до 15 лет ежегодно организуется летний отдых в детском оздоровительном лагере «Маяк».
НКК – На ПКТ кадровая ситуация стабильная, текучесть кадров достаточно низкая. Какого-либо ощутимого недостатка в специалистах нет. Всем сотрудникам терминалов гарантировано устройство в соответствии с трудовым законодательством, предоставляется дополнительный соцпакет. На терминале работает профсоюз и действует коллективный договор.
- Какова средняя заработная плата этих специалистов?
ГК МП СПб – Средняя заработная плата сотрудников ГК МП СПб традиционно превышает показатель средней зарплаты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Так, на сегодняшний день среднемесячная заработная плата докеров-механизаторов составляет около 49,9 тыс. рублей, стивидоров - около 46,3 тыс. рублей.
Подытоживая вышесказанное, а также учитывая стабильное развитие портовых мощностей в поселке Усть-Луга Ленинградской области и строительство нового порта Бронка в районе примыкания дамбы с кольцевой автодорогой к территории города Ломоносов, можно с уверенностью сказать, что спрос на таких специалистов в ближайшей перспективе будет только расти.
Маргарита Бабкова.
- Расскажите о приеме на работу стивидоров, докеров и операторов ПРР. Проводится ли в Вашей компании обучение таких специалистов?
ГК МП СПб – На позицию стивидора принимаются работники, имеющие среднее специальное или высшее образование в области эксплуатации водного транспорта. Обучиться профессии докер-механизатор можно в «Морском кадровом агентстве», которое входит в ГК МП СПб.
НКК – При подборе специалистов для «Первого Контейнерного Терминала» (ПКТ) мы сотрудничаем с двумя специализированными морскими кадровыми агентствами. Обучение докеров в обязательном порядке проводится при поступлении, поскольку работа на контейнерном терминале требует особой квалификации. В дальнейшем сотрудники терминала проходят повышение квалификации в связи с регулярной модернизацией оборудования.
- Какие действия предпринимает Ваша компания для привлечения и удержания таких специалистов, имеются ли социальные гарантии?
ГК МП СПб – Сегодня в группе компаний работают 2,7 тыс. человек. Для социальной поддержи сотрудников существует целевой фонд, на формирование которого ежемесячно отчисляется 1% от фонда оплаты труда. В компании предусмотрены различные льготы и компенсации, материальная помощь сотрудникам, обязательное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, поддержка ветеранов порта. Для детей сотрудников в возрасте от 6 до 15 лет ежегодно организуется летний отдых в детском оздоровительном лагере «Маяк».
НКК – На ПКТ кадровая ситуация стабильная, текучесть кадров достаточно низкая. Какого-либо ощутимого недостатка в специалистах нет. Всем сотрудникам терминалов гарантировано устройство в соответствии с трудовым законодательством, предоставляется дополнительный соцпакет. На терминале работает профсоюз и действует коллективный договор.
- Какова средняя заработная плата этих специалистов?
ГК МП СПб – Средняя заработная плата сотрудников ГК МП СПб традиционно превышает показатель средней зарплаты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Так, на сегодняшний день среднемесячная заработная плата докеров-механизаторов составляет около 49,9 тыс. рублей, стивидоров - около 46,3 тыс. рублей.
Подытоживая вышесказанное, а также учитывая стабильное развитие портовых мощностей в поселке Усть-Луга Ленинградской области и строительство нового порта Бронка в районе примыкания дамбы с кольцевой автодорогой к территории города Ломоносов, можно с уверенностью сказать, что спрос на таких специалистов в ближайшей перспективе будет только расти.
Маргарита Бабкова.