Из огня да в полымя
Панический обвал фондовых рынков, напоминающий ситуацию 2008 года, по мнению большинства аналитиков, вызван не столько скандалом с поднятием лимита государственного заимствования США и снижением кредитного рейтинга этой страны агентством S&P, а более фундаментальными причинами. Дело в том, что выйти из острой фазы кризиса удалось за счет программ количественного смягчения, то есть печатания денег, что лишь надуло новые финансовые «пузыри», но не решило ни одной системной проблемы мировой экономики. И теперь эти «пузыри» начали лопаться. Плохая макроэкономическая статистика в США, долговые проблемы стран Еврозоны, высокий уровень инфляции в Китае, резкий рост спроса на золото – все эти тревожные симптомы говорят о том, что угроза новой волны кризиса более чем реальна.
В кризисный период 2009 года грузооборот портов России рос за счет экспорта энергоносителей, сырьевых грузов, зерна. Так, объем перевалки угля тогда составил 63,9 млн тонн (+20,4%), черных металлов – 27,6 млн тонн (+14,3%), зерна – 21 млн тонн (в 2,3 раза больше), руды – 4,1 млн тонн (в 2,1 раза больше), цветных металлов – 4,1 млн тонн (+3,6%), наливных грузов – 230,6 млн тонн (+9,3%). При этом объем перевалки импортных грузов резко снизился до 27,4 млн тонн (-34,9%), в том числе грузов в контейнерах – 12,9 млн тонн (-34,0%), генеральных – 7,2 млн тонн (-42,5%).
Сейчас ситуация со структурой грузооборота несколько иная. Объем перевалки нефти сокращается – по итогам I полугодия 2011 года падение грузооборота «черного золота» составило 5,1% - до 98,7 млн тонн. Грузооборот угля растет, но уже не так быстро – до 38,1 млн тонн (+16,1%), а объем перевалки черных металлов вообще ушел в глубокий минус, рухнув на 13,2%. В целом, за январь-июнь 2011 года экспортных грузов было перегружено 194,7 млн тонн, что на 3,2% меньше по сравнению с I полугодием 2010 года.
В то же время, объем перевалки импортных грузов, напротив, вырос на 32,7%.
Тенденция на сокращение спроса на российские энергоносители со стороны западных стран прослеживается уже давно, а проблемы их экономик лишь усугубляют эту ситуацию. Отметим в этой связи, что Международное энергетическое агентство в своем обзоре указывает, что экономические риски могут снизить рост нефтяного спроса на целых 60% в 2012 году.
Но еще более тревожным сигналом, пожалуй, является замедление темпов роста экономики Китая, который в 2009-10 годах выступил основным драйвером роста благодаря высокому спросу на сырьевые ресурсы со стороны растущего производства. Если тенденция на замедление китайской экономики закрепится, то российскому сырьевому экспорту уже не удастся «вытянуть» за счет спроса «Поднебесной».
Кроме того, если в 2009 году наблюдался рост экспорта зерна, то после введения эмбарго на его продажу за границу полностью восстановить позиции на мировом рынке российским экспортерам будет уже гораздо сложнее.
Между тем, резкий рост импорта в структуре грузооборота российских портов говорит о том, что за период кризиса структурных изменений в экономике страны так и не произошло и ее зависимость от «нефтяной иглы» не уменьшилась. Растущий импорт означает недостаточность производства товаров народного потребления внутри страны, который и покрывается импортными контейнерами. Однако вряд ли операторам контейнерных терминалов стоит радоваться – ведь в случае новой рецессии, падения спроса на российские нефть и сырье, платежеспособность населения также упадет, что приведет и к сокращению импорта. И здесь перед нами – наглядный пример резкого сокращения контейнерооборота 2009 года.
Кроме того, порты России пока не успели повысить свою конкурентоспособность в сравнении с портами сопредельных государств Балтии и Украины, хотя шаги в этом направлении активно предпринимаются министерством транспорта. Однако для получения ожидаемого эффекта требуется время. Так, доля российских внешнеторговых грузов в иностранных портах в текущем году пока что продолжает расти, о чем мы более подробно писали в разделе «Актуальная тема» от 2 августа 2011 года. >>>>
Таким образом, в случае нового обострения кризиса в мировой экономике, российский стивидорный бизнес может оказаться уже далеко не так устойчив к падению, как это было в 2008 году.
Если же лидеры ведущих экономик вновь пойдут по пути количественного смягчения, то это может отсрочить новую волну кризиса, но не решит проблемы принципиально.