Объемы перевозки сырой нефти и нефтепродуктов по Балтике растут с каждым годом. Во многом это связано со строительством новых нефтеналивных портов на российском берегу Финского залива. Кроме того, на росте объемов экспорта нефти напрямую сказывается рост ее добычи и потребления во всем мире. По прогнозам российских и иностранных специалистов к 2010 году суммарный поток нефти по Балтике составит 190 млн. т. в год, что почти вдвое превышает уровень 2003 года. Такой поток нефти приведет к увеличению количества нефтяных танкеров в регионе до 6 тыс. в год. В связи с этим, угроза аварий морских танкеров и, следовательно, угроза крупных нефтеразливов на Балтике возрастает в разы. Решать проблему безопасности перевозок нефти Россия, Финляндия и Эстония будут сообща.
Учитывая особую тяжесть катастроф с танкерами и возможный ущерб для экологии региона, требования к подготовке экипажей танкеров и специалистов, несущих готовность к ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) должны быть не только унифицированы на международном уровне, но и ужесточены. Понимая это, Государственная морская академия им. адм. С.О.Макарова (Россия), Институт дополнительного профессионального образования г. Котка (Финляндия) и Эстонская морская академия (Эстония) подписали в 2004 году соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по ЛАРН.
Старт проекту дан в Петербурге
Презентация проекта Международного сотрудничества в обеспечении морской безопасности и защиты окружающей среды Финского залива (SUMMERI) состоялась 14 апреля в морской академии им. Макарова в Санкт-Петербурге. Идея проекта состоит в создании национальных антикризисных центров по предотвращению нефтеразливов в каждой из трех стран-участников и объединении информации этих центров на базе петербургского центра. Это позволит обеспечить взаимодействие экспертов трех государств в работе по обеспечению безопасности морских перевозок нефти. Как отметил в своем выступлении один из авторов проекта - ректор Института дополнительного профессионального образования г. Котка (Финляндия) Йорма Лааксо, «этот проект является независимым, однако в своей работе мы намерены использовать все рекомендации ХЕЛКОМ».
Тренажерные ученья дешевле натурных
Результатом реализации проекта станет создание системы тренажерной подготовки соответствующих специалистов на компьютерных комплексах, устанавливаемых в трех центрах: в России, Финляндии и Эстонии. Методическое обеспечение и серверное управление проектом будет осуществляться в ГМА им. адм. С.О.Макарова на базе Морского учебно-тренажерного центра. В ходе реализации проекта будет разработано методическое обеспечение курсов подготовки специалистов ЛАРН, комплекс типовых сценариев учений и тренировок, сформированы необходимые базы данных по ресурсам, предназначенным для ликвидации разливов в регионе. В планах инициаторов проекта - проведение совместной подготовки специалистов трех стран на компьютерных тренажерах. «Совместные учения в реальной обстановке достаточно дорогие, а тренажерный центр позволит провести учения не только намного дешевле, но и гораздо более масштабно», - отметил Йорма Лааско.
В Финском заливе есть критические точки
Г-н Лааско сообщил, что в восточной части Балтийского моря и в Финском заливе существует несколько критических точек, которые имеют наибольший риск
нефтеразливов в силу высокой интенсивности судоходства. Самая опасная из них расположена на пересечении судоходных путей между Таллинном и Хельсинки. Здесь ежедневно проходит 42 судна с нефтью и нефтепродуктами из Финляндии в Эстонию и столько же в обратном направлении. К этому добавляется ежедневный трафик всех остальных судов, и еще порядка сотни яхт. «В июне-июле эта точка на Балтике напоминает Невский проспект в Петербурге утром», - заметил г-н Лааско. Направление течения в этой точке таково, что при любом крупном аварийном разливе вся нефть за сутки достигнет берегов Финляндии и России.
Справиться с разливом можно только сообща
При столкновении двух танкеров дедвейтом около 100 тыс. тонн, единовременно в море попадет порядка 10 тыс. тонн нефти. Ни одно из названных государств не в состоянии собственными силами справиться с таким разливом. «Только сложив ресурсы трех стран, и заранее спланировав совместные действия в чрезвычайной ситуации, мы сможем быть готовы к крупным разливам», - заявил Йорма Лааско. Российская сторона уже приступила к формированию собственной базы средств, которые могут быть задействованы в экологических операциях на Балтике. По словам начальника морского тренажерного центра академии им. Макарова Сергея Айзинова, академия приступила к созданию региональной базы сил и средств РФ, которые могут быть привлечены к международным операциям по ЛАРН на Балтике.
Заходы в чужие тер.воды надо упростить
Для выполнения совместных международных операций не только в нейтральных водах, но и в территориальных водах государств Балтики требуется внести соответствующие изменения в местные таможенные правила. Длительное согласования захода судов в чужие территориальные воды может стать серьезным препятствием для оперативной работы по ликвидации нефтеразливов. Поэтому, принято решение обратиться в правительства трех стран с просьбой урегулировать эту проблему.
Целесообразность регламентирования международного сотрудничества при проведении крупномасштабных операций по ЛАРН подтвердил в интервью корреспонденту ИА «ПортНьюс» генеральный директор петербургской компании «КОНТУР СПб», которая владеет уникальным морским танкером нефтесборщиком «Смольный», Александр Терентьев. Он сообщил, что несколько лет назад, при аварии танкера «Престиж», «Смольный» должен был принять участие в операции по сбору нефти у берегов Испании. Однако, из-за длительных бюрократических процедур по оформлению таможенных документов российский танкер не смог вовремя придти на помощь. «Конечно, в тот раз последствия катастрофы ликвидировали и без нас, но при возникновении схожей чрезвычайной ситуации у нас на Балтике, присутствие зарубежных нефтесборщиков может оказать решающее значение», - подчеркнул Терентьев.
Идею информационного центра поддержал ЕС
Финансирование проекта по созданию международной информационной системы для предотвращения нефтеразливов на первом этапе, по словам г-на Лааксо, будет произведено на средства Европейского Союза по программе Интеррек в объеме 452 тыс. евро. Эти деньги будут выделены в 2005 - 2006 году. Кроме того, к финансированию проекта подключится Восточный Комитет Финляндии. «Единая информационная сеть будет создана к 2006 году, затем существование национальных центров будет поддерживаться за счет организации тренингов по предотвращению и ликвидации нефтеразливов для нефтяных компаний», - пояснил г-н Лааско.
18 апреля 2005г.