Просветления не будет
Очередной бункеровочный форум в Санкт-Петербурге на этот раз оказался более чем представительным. В город на Неве прибыли руководители бункерных компаний со всей России, в том числе речные бункеровщики. Были также представлены судоходные компании, нефтеперерабатывающие заводы, проектные организации, аналитические и консалтинговые компании, таможенники и представители экспертных организаций. По всей видимости, такой интерес был не случаен – ведь именно сейчас российская нефтеперерабатывающая отрасль и как следствие – бункеровочный бизнес, стоят на распутье. От выбора дальнейшей стратегии развития будет зависеть практически все.
Одним из главных вопросов, волновавших бункеровочное сообщество в этой связи – это ужесточение экологических требований к судовому топливу в связи с вводом с 2015 года на Балтике ограничения по содержанию серы в топливе в 0,1%. Для России этот вопрос стоит особенно остро в связи с неготовностью нефтеперерабатывающей промышленности к массовому производству низкосернистого мазута. Понятно, что переход на дистилляты был бы слишком дорог для судовладельцев, поэтому вопрос заключается в том, смогут ли российские бункеровщики предоставить низкосернистый мазут, отвечающий экологическим требованиям, или его будет попросту негде взять.
В то же время, по словам выступившего на Форуме генерального директора ОАО «ВНИПИнефть» Владимира Капустина, технически произвести продукт с содержанием серы в 0,1% и со свойствами мазута не представляет проблемы. Однако для этого требуются установки глубокой переработки, в частности, гидрокрекинга. То есть российским нефтепереработчикам придется осуществить серьезные инвестиции в производства. Другими словами, сделать за несколько лет то, к чему в развитых странах шли более десятилетия. «Российская нефтепереработка отстала от западной лет на 20», - констатировал эксперт.
Впрочем, по мнению Владимира Капустина, вертикально-интегрированные производители имели все возможности провести модернизацию за прошедшие несколько лет. Ведь государство предоставило им налоговые льготы и пониженную экспортную пошлину на темные нефтепродукты. Подразумевалось, что сэкономленные «льготные» деньги (а это, по экспертным оценкам, $15 млрд в год в течение 6 лет) будут направлены на оборудование заводов мощностями глубокой переработки. «Но деньги компании брали, а модернизацию не проводили» - отметил специалист. По его мнению, отмена льгот и преференций нефтяным компаниям – шаг в верном направлении, так как данная политика себя не оправдала – «воз и ныне там».
С другой стороны, другого выхода, кроме как увеличения глубины переработки у России нет. Ведь если сохранить массовое производство мазута с содержанием серы в 3,5%, то, хоть его и можно будет экспортировать для дальнейшей переработки, но только «за копейки».
«Новая программа модернизации нефтепереработки вряд ли будет полностью выполнена», - считает Владимир Капустин. По его словам, процесс модернизации производств идет крайне медленно и отягощен большой коррупционной составляющей. Спасти нефтепереработку в России может только увеличение глубины переработки и сокращение коррупции при распределении средств. «Если хотя бы половина из выделенных $50 млрд в год на модернизацию будет пущена в дело, то уже хорошо», - подытожил Владимир Капустин.
Участники Форума также говорили о судьбе независимых нефтеперерабатывающих заводов, так как от их развития, во многом, будет зависеть доступность низкосернистого мазута для бункеровочных компаний, особенно тех, что не связаны с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. Пока эти заводы находятся «в подвешенном» состоянии – позиция государства относительно их будущего не ясна.
О том, что в условиях удорожания бункерного топлива судовладельцы все шире используют темные нефтепродукты, рассказал в своем выступлении и управляющий директор «Северо-Западного пароходства» Альберт Выговский. По его мнению, спрос на темное бункерное топливо будет расти, несмотря на увеличение стоимости техобслуживания при его использовании.
«Потенциальное увеличение стоимости ремонта из-за использования темных нефтепродуктов – это только риск, а выгода от этого – живые деньги», - пояснил руководитель пароходства.
Витая в вакууме
Другая немаловажная проблема для бункеровщиков сейчас – это тот правовой вакуум, который образовался в части процедуры декларирования бункерного топлива.
Более подробно о вопросах, обсуждавшихся на форуме, читайте в готовящемся полугодовом выпуске отчета «Портовый Сервис. Бункерный рынок».