Президент УК «Морской Фасад» Шавкат Кары-Ниязов: «Главная отличительная черта нашего порта – это ориентированность исключительно на пассажирские перевозки»
Балтийский регион – один из самых бурно развивающихся и перспективных направлений круизного рынка. Только с 2003 года количество пассажиров, посетивших Санкт-Петербург, увеличилось более чем в два раза. 27 мая 2011 года городу был передан новый пассажирский порт Санкт-Петербурга - «Морской фасад» . О тенденциях развития круизного рынка, его проблемах и перспективах в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает президент управляющей компании «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов.
- Какое влияние на круизную индустрию оказало создание пассажирского порта «Морской фасад» и передача его Санкт-Петербургу?
- Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира, его ежегодно посещают миллионы туристов из разных стран. Помимо богатого исторического и культурного наследия у Петербурга есть ещё одно важное достоинство – расположение города на берегу Финского залива. Именно это открывает широкие возможности для водного туризма. Согласитесь, комфортное путешествие по морю – приятная альтернатива воздушному перелету или длительной поездке на поезде. Однако до недавнего времени Северная Столица была просто не готова к приему постоянно увеличивающегося пассажиропотока: круизные операции осуществлялись в неприспособленном для этого грузовом порту. Менее чем за пять лет силами компании «Морской фасад» при активной поддержке федерального правительства и администрации Санкт-Петербурга порт был построен. Буквально на днях, 27 мая, он перешел в собственность города.
С появлением специализированного пассажирского порта еще очевидней стали колоссальные возможности для развития круизной индустрии не только Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Западного региона. В прошлом году «Морской фасад» принял 80% круизных пассажиров, прибывших в город. В нынешнем году этот показатель возрастет до 90%.
- Какие преимущества и недостатки захода круизных судов в порт Морской фасад можно отметить в сравнении с Морским вокзалом? С грузовым портом?
- Пассажирские операции в нашем городе осуществляются в нескольких местах: в Гавани Васильевского острова, на набережных (Английской и Лейтенанта Шмидта) и, конечно, на Морском фасаде. Главная отличительная черта нашего порта – это ориентированность исключительно на пассажирские перевозки. Как ни парадоксально, в мире очень мало портов с подобной инфраструктурой. Возможно, это объясняется тем, что причальные стенки и в целом порт как таковой – весьма дорогие объекты. Поэтому круизные суда приходят в торговый порт, который наряду с грузовыми операциями осуществляет пассажирские. Естественно, если обслуживание грузов и пассажиров совмещено, это наносит ущерб качеству услуг. Понятно и то, что при проектировании инфраструктуры двойного назначения всегда сложнее наилучшим образом учесть специфику работы с круизными пассажирами. Инфраструктура «Морского фасада» полностью отвечает мировым стандартам, сегодня можно уверено сказать, что это один из самых современных портов в мире. Это тоже, несомненно, добавляет ему привлекательности в глазах туристов.
Если сравнивать наш порт с Морским вокзалом, то главным преимуществом является возможность приема крупных пассажирских лайнеров длиной до 317 м и осадкой до 9-ти. В Морском вокзале могут швартоваться лишь небольшие суда (до 200 м). С учетом того, что габариты круизных и паромных судов непрерывно растут (также важно понимать, что лайнеры класса люкс обычно колоссальных размеров, а статус их пассажиров требует соответствующего сервиса) и их пассажировместимость увеличивается, строительство нового порта было просто необходимо городу.
-Какова в настоящее время структура круизного рынка в Санкт-Петербурге, основные игроки?
- Морских круизных туристов в Санкт-Петербурге обслуживают около 80 туристических компаний, хотя 80% рынка принадлежит всего трем (Арктур Трэвел, Балтик Тревел и ДенЭсти).
- Рассчитываете ли вы на увеличение количества круизных туристов в Санкт-Петербурге, если да, то по каким причинам, на какую величину?
- Сегодня клиенты покупают меньше экзотических круизов, выбирают маршруты ближе к дому: европейцы – Средиземноморье, Балтику, американцы – круизы из портов США. Круизы по Балтике - особенно интересны для европейской клиентуры, а ее количество неустанно растет. Растут габариты судов, увеличивается пассажировместимость круизных лайнеров. На рынках Европы, США и Южной Америки в настоящий момент осуществляется политика активного продвижения круизов, что позволяет максимально загружать суда. Так что мы полагаем, что при благоприятных экономических и политических условиях можно ожидать увеличения пассажиропотока (по оценкам экспертов ежегодный рост пассажиропотока на Балтике в последние годы составляет до 10%). Последние годы круизным туризмом заинтересовались и российские потребители (по крайней мере, определенный сдвиг в этой области наметился), что тоже, по нашему мнению, должно способствовать росту отрасли.
- Каковы основные проблемы развития и тенденции круизного рынка?
- На наш взгляд, одним из сдерживающих факторов развития въездного круизного рынка России все еще остается проблема удобной и своевременной доставки туристов к достопримечательностям: у круизных туристов все расписано по минутам. В частности, в Санкт-Петербурге надо больше развивать речной транспорт, в сезон расширять время работы музеев и парков.
Другой фактор – круизный отдых все еще остается достаточно «экзотичным» для россиян. Это связано с недостаточной информированностью людей о круизах, уровне сервиса, с экономической стороной вопроса, а также отсутствием российских круизных линий. Исключение составляют Балтийские круизы, которые могут позволить себе многие и которые стали весьма популярны в последнее время. Пассажирский порт «Морской фасад» во многом стал катализатором развития этого направления.
- Какое влияние на круизную индустрию оказало создание пассажирского порта «Морской фасад» и передача его Санкт-Петербургу?
- Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира, его ежегодно посещают миллионы туристов из разных стран. Помимо богатого исторического и культурного наследия у Петербурга есть ещё одно важное достоинство – расположение города на берегу Финского залива. Именно это открывает широкие возможности для водного туризма. Согласитесь, комфортное путешествие по морю – приятная альтернатива воздушному перелету или длительной поездке на поезде. Однако до недавнего времени Северная Столица была просто не готова к приему постоянно увеличивающегося пассажиропотока: круизные операции осуществлялись в неприспособленном для этого грузовом порту. Менее чем за пять лет силами компании «Морской фасад» при активной поддержке федерального правительства и администрации Санкт-Петербурга порт был построен. Буквально на днях, 27 мая, он перешел в собственность города.
С появлением специализированного пассажирского порта еще очевидней стали колоссальные возможности для развития круизной индустрии не только Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Западного региона. В прошлом году «Морской фасад» принял 80% круизных пассажиров, прибывших в город. В нынешнем году этот показатель возрастет до 90%.
- Какие преимущества и недостатки захода круизных судов в порт Морской фасад можно отметить в сравнении с Морским вокзалом? С грузовым портом?
- Пассажирские операции в нашем городе осуществляются в нескольких местах: в Гавани Васильевского острова, на набережных (Английской и Лейтенанта Шмидта) и, конечно, на Морском фасаде. Главная отличительная черта нашего порта – это ориентированность исключительно на пассажирские перевозки. Как ни парадоксально, в мире очень мало портов с подобной инфраструктурой. Возможно, это объясняется тем, что причальные стенки и в целом порт как таковой – весьма дорогие объекты. Поэтому круизные суда приходят в торговый порт, который наряду с грузовыми операциями осуществляет пассажирские. Естественно, если обслуживание грузов и пассажиров совмещено, это наносит ущерб качеству услуг. Понятно и то, что при проектировании инфраструктуры двойного назначения всегда сложнее наилучшим образом учесть специфику работы с круизными пассажирами. Инфраструктура «Морского фасада» полностью отвечает мировым стандартам, сегодня можно уверено сказать, что это один из самых современных портов в мире. Это тоже, несомненно, добавляет ему привлекательности в глазах туристов.
Если сравнивать наш порт с Морским вокзалом, то главным преимуществом является возможность приема крупных пассажирских лайнеров длиной до 317 м и осадкой до 9-ти. В Морском вокзале могут швартоваться лишь небольшие суда (до 200 м). С учетом того, что габариты круизных и паромных судов непрерывно растут (также важно понимать, что лайнеры класса люкс обычно колоссальных размеров, а статус их пассажиров требует соответствующего сервиса) и их пассажировместимость увеличивается, строительство нового порта было просто необходимо городу.
-Какова в настоящее время структура круизного рынка в Санкт-Петербурге, основные игроки?
- Морских круизных туристов в Санкт-Петербурге обслуживают около 80 туристических компаний, хотя 80% рынка принадлежит всего трем (Арктур Трэвел, Балтик Тревел и ДенЭсти).
- Рассчитываете ли вы на увеличение количества круизных туристов в Санкт-Петербурге, если да, то по каким причинам, на какую величину?
- Сегодня клиенты покупают меньше экзотических круизов, выбирают маршруты ближе к дому: европейцы – Средиземноморье, Балтику, американцы – круизы из портов США. Круизы по Балтике - особенно интересны для европейской клиентуры, а ее количество неустанно растет. Растут габариты судов, увеличивается пассажировместимость круизных лайнеров. На рынках Европы, США и Южной Америки в настоящий момент осуществляется политика активного продвижения круизов, что позволяет максимально загружать суда. Так что мы полагаем, что при благоприятных экономических и политических условиях можно ожидать увеличения пассажиропотока (по оценкам экспертов ежегодный рост пассажиропотока на Балтике в последние годы составляет до 10%). Последние годы круизным туризмом заинтересовались и российские потребители (по крайней мере, определенный сдвиг в этой области наметился), что тоже, по нашему мнению, должно способствовать росту отрасли.
- Каковы основные проблемы развития и тенденции круизного рынка?
- На наш взгляд, одним из сдерживающих факторов развития въездного круизного рынка России все еще остается проблема удобной и своевременной доставки туристов к достопримечательностям: у круизных туристов все расписано по минутам. В частности, в Санкт-Петербурге надо больше развивать речной транспорт, в сезон расширять время работы музеев и парков.
Другой фактор – круизный отдых все еще остается достаточно «экзотичным» для россиян. Это связано с недостаточной информированностью людей о круизах, уровне сервиса, с экономической стороной вопроса, а также отсутствием российских круизных линий. Исключение составляют Балтийские круизы, которые могут позволить себе многие и которые стали весьма популярны в последнее время. Пассажирский порт «Морской фасад» во многом стал катализатором развития этого направления.
Беседовал Виталий Чернов.