Перезагрузка рек
Увеличение добычи углеводородов на Каспии неминуемо приведет к росту судоходства, отметил вице-премьер правительства России, председатель Морской коллегии при правительстве РФ Сергей Иванов в рамках выездного заседания коллегии в Астрахани. Это касается и Волго-Каспийского канала, который уже сегодня работает на пределе своих возможностей, заметил Иванов.
Выступивший с докладом руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Александр Давыденко рассказал о мероприятиях, которые проводят и планируют на будущее министерства и ведомства, ответственные за функционирование судоходных артерий в России. Приводим доклад руководителя Росморречфлота на Морской коллегии.
«Единая глубоководная система (ЕГС) создана в 50-х годах прошлого века и имеет стратегическое значение. ЕГС базируется на реке Волга, в нее включены Беломоро-Балтийский канал, канал им.Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь. ЕГС обеспечивает транспортную связь Каспия, Балтийского, Азовского и Черного и Белого морей. Кроме того, действует Северодвинская шлюзовая система, соединяющая Волго-Балтийский водный путь с реками Сухона и Северная Двина.
На основном протяжении ЕГС установлены гарантированные глубины 4 метра, за исключением нескольких достаточно протяженных участков.
В 2010 году по ЕГС было перевезено в обоих направлениях почти 70 млн тонн грузов и 12 млн пассажиров, что составляет 2/3 от общего объема перевозок по внутренним водным путям (ВВП) России. На ЕГС находятся 60 речных портов и пристаней, включенных в перечень портов общего пользования, через которые было переработано около 100 млн тонн грузов. Это также составляет более 2/3 от суммарного грузооборота всех речных портов России.
В соответствии с Европейским соглашением от 19 января 1996 года, подписанным Российской Федерацией и ратифицированным в 2000 году, ЕГС протяженностью около 6 тыс. км входит в состав ВВП международного значения. Это так называемое большое европейское водное кольцо. Трасса кольца составляет более 10 тыс. км и проходит по территории 12 стран. До сих пор перевозки по этому кольцу не реализованы в полном объеме из-за препятствий законодательного свойства, неполной готовности водных путей, отсутствия достаточного количества судов определенного класса и др.
На ЕГС расположено 67 гидроузлов. В течение последних трех лет количество судоходных гидротехнических сооружений с требуемым уровнем безопасности сократилось более чем в 2 раза. К 2015 году планируется привести все сооружения в надлежащее состояние. Всего за навигацию 2010 года на ЕГС произведено более 230 тыс. шлюзований, прошлюзовано более 350 тыс. ед. флота, что более чем на 7% выше показателей 2009 года.
На развитие судоходства на ЕГС негативное влияние оказывают лимитирующие участки, на которых глубины не достигают 4 метров. Реализация мер предыдущей федеральной целевой программы уже позволила ликвидировать одно из узких мест – это Кочетовский гидроузел.
Основным проблемным местом сегодня является 40 км участка от Городца до Нижнего Новгорода с глубинами менее 2,5 метра. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие транспортные суда (паузиться), пассажирский круизный флот – перевозить пассажиров на данном участке автобусами или ожидать отпусков воды из Горьковского водохранилища.
Ранее мы планировали решать этот вопрос в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» путем строительства Нижегородского низконапорного гидроузла. Сегодня в соответствии с поручением президента РФ и распоряжением правительства РФ от 2010 года подготавливаются изменения в проектную документацию строительства Чебоксарской ГЭС, предусматривающие возможность наполнения Чебоксарского водохранилища с 63 метров до отметки 68 метров. То есть на 5 метров уровень водохранилища может подняться выше. Это должно, в том числе, решить проблемы судоходства на участке Городец - Нижний Новгород.
Акционерное общество «Русгидро» проводит проектно-изыскательские работы, которые завершатся в текущем году. Есть надежда, что эта проблема, имеющая 30-тилетнюю историю, будет решена в 2012-2013 годах, максимум в 2014 году.
Другим лимитирующим участком является шлюз Нижнесвирского гидроузла Волго-Балтийского водного пути. Его построили в 1933 году с габаритами меньшими в 2 раза, чем у других шлюзов данного канала, которые строились позже. На этом участке снижение пропускной способности большегрузных составов достигает 70% из-за простоя таких составов более 3 суток в ожидании проводки. Проблему предусмотрено решить в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». В 2011 году завершится проектирование второй нитки Нижнесвирского узла, разработка проектной документации. В конце года планируется начать конкурсную процедуру по выбору генерального подрядчика ее строительства.
Выступивший с докладом руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Александр Давыденко рассказал о мероприятиях, которые проводят и планируют на будущее министерства и ведомства, ответственные за функционирование судоходных артерий в России. Приводим доклад руководителя Росморречфлота на Морской коллегии.
«Единая глубоководная система (ЕГС) создана в 50-х годах прошлого века и имеет стратегическое значение. ЕГС базируется на реке Волга, в нее включены Беломоро-Балтийский канал, канал им.Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь. ЕГС обеспечивает транспортную связь Каспия, Балтийского, Азовского и Черного и Белого морей. Кроме того, действует Северодвинская шлюзовая система, соединяющая Волго-Балтийский водный путь с реками Сухона и Северная Двина.
На основном протяжении ЕГС установлены гарантированные глубины 4 метра, за исключением нескольких достаточно протяженных участков.
В 2010 году по ЕГС было перевезено в обоих направлениях почти 70 млн тонн грузов и 12 млн пассажиров, что составляет 2/3 от общего объема перевозок по внутренним водным путям (ВВП) России. На ЕГС находятся 60 речных портов и пристаней, включенных в перечень портов общего пользования, через которые было переработано около 100 млн тонн грузов. Это также составляет более 2/3 от суммарного грузооборота всех речных портов России.
В соответствии с Европейским соглашением от 19 января 1996 года, подписанным Российской Федерацией и ратифицированным в 2000 году, ЕГС протяженностью около 6 тыс. км входит в состав ВВП международного значения. Это так называемое большое европейское водное кольцо. Трасса кольца составляет более 10 тыс. км и проходит по территории 12 стран. До сих пор перевозки по этому кольцу не реализованы в полном объеме из-за препятствий законодательного свойства, неполной готовности водных путей, отсутствия достаточного количества судов определенного класса и др.
На ЕГС расположено 67 гидроузлов. В течение последних трех лет количество судоходных гидротехнических сооружений с требуемым уровнем безопасности сократилось более чем в 2 раза. К 2015 году планируется привести все сооружения в надлежащее состояние. Всего за навигацию 2010 года на ЕГС произведено более 230 тыс. шлюзований, прошлюзовано более 350 тыс. ед. флота, что более чем на 7% выше показателей 2009 года.
На развитие судоходства на ЕГС негативное влияние оказывают лимитирующие участки, на которых глубины не достигают 4 метров. Реализация мер предыдущей федеральной целевой программы уже позволила ликвидировать одно из узких мест – это Кочетовский гидроузел.
Основным проблемным местом сегодня является 40 км участка от Городца до Нижнего Новгорода с глубинами менее 2,5 метра. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие транспортные суда (паузиться), пассажирский круизный флот – перевозить пассажиров на данном участке автобусами или ожидать отпусков воды из Горьковского водохранилища.
Ранее мы планировали решать этот вопрос в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» путем строительства Нижегородского низконапорного гидроузла. Сегодня в соответствии с поручением президента РФ и распоряжением правительства РФ от 2010 года подготавливаются изменения в проектную документацию строительства Чебоксарской ГЭС, предусматривающие возможность наполнения Чебоксарского водохранилища с 63 метров до отметки 68 метров. То есть на 5 метров уровень водохранилища может подняться выше. Это должно, в том числе, решить проблемы судоходства на участке Городец - Нижний Новгород.
Акционерное общество «Русгидро» проводит проектно-изыскательские работы, которые завершатся в текущем году. Есть надежда, что эта проблема, имеющая 30-тилетнюю историю, будет решена в 2012-2013 годах, максимум в 2014 году.
Другим лимитирующим участком является шлюз Нижнесвирского гидроузла Волго-Балтийского водного пути. Его построили в 1933 году с габаритами меньшими в 2 раза, чем у других шлюзов данного канала, которые строились позже. На этом участке снижение пропускной способности большегрузных составов достигает 70% из-за простоя таких составов более 3 суток в ожидании проводки. Проблему предусмотрено решить в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». В 2011 году завершится проектирование второй нитки Нижнесвирского узла, разработка проектной документации. В конце года планируется начать конкурсную процедуру по выбору генерального подрядчика ее строительства.
Еще один лимитирующий участок расположен в нижнем течении реки Волга – Сараевский водный узел. В связи с происходящими активными многолетними процессами переформирования русла реки, этот участок является самым сложным для судоходства на реке Волга. На нем глубина судового хода уменьшается до 3,6 метра, а ширина до 100 метров, что позволяет осуществлять только одностороннее движение судов. Это отрицательно влияет на безопасность судоходства и экономическую эффективность работы флота. Решение этого вопроса мы также планируем в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы».
Более подробно хотел бы остановиться на вопросе, решение которого пока не нашло отражения в федеральных целевых программах. В связи с нехваткой водных ресурсов в последние годы и в обозримой перспективе, остро встали проблемы судоходства в бассейне Нижнего Дона. Самым затруднительным для судоходства является участок от Кочетовского гидроузла до населенного пункта Багаевский. Глубины здесь иногда не превышают 3 метров. Это не позволяет использовать на полную загрузку крупнотоннажные суда, которые берут на борт лишь 80% от возможного объема перевозки груза, что приводит к снижению экономической эффективности работы флота, увеличению нагрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт. Суммарные потери флота из-за неполного использования грузоподъемности судов составляют более 0,5 млрд руб. в год.
Решением данной проблемы может стать строительство низконапорного гидроузла в районе населенного пункта Багаевский. Это позволит регулировать проблемный участок водного пути. Нужно отметить, что создание в районе станицы Багаевская гидроузла даст возможность комплексного решения, как проблем судоходства, так и водохозяйственной проблемы региона в целом.
Для этого в составе 3 этапа проекта по реконструкции объектов Азово-Донского бассейна в 2011-2012 годах планируется провести проектно-изыскательские работы для обоснования инвестиций в строительство такого гидроузла. И совместно с Росводресурсами оценить совокупный эффект от реализации этого проекта. Есть надежда завершить работы по строительству до 2016 года.
Устранение узких мест на внутренних водных путях ЕГС крайне важно, так как это призвано решить вопрос роста объемов перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, увеличить привлекательность для инвесторов транспортной артерии и повысить транзитный потенциал Российской Федерации.
В рамках комплексного подхода Росморречфлот ведет работу по оснащению ВВП самыми современными системами связи и навигации. В первую очередь это РСУДС с использованием элементов системы автоматической идентификации. Только в 2010 году на ЕГС было построено 67 базовых станций автоматической информационной системы (АИС), а степень покрытия контрольно-корректирующих станций на данный момент составляет около 94%. Кроме того, уже создан комплект электронных навигационных карт на всю ЕГС. После оснащения судов внутреннего водного транспорта системами отображения электронных карт и информации планируется внедрение отраслевого мониторинга транспортных средств. Эта работа уже ведется под руководством Минтранса России совместно с судовладельцами и Ространснадзором.
В части повышения эффективности использования имущественного комплекса Росморречфлот готовит предложения по использованию имущества в речных портах. Эта работа направлена не только на решение текущих задач, но и на подготовку к открытию ВВП России для судоходства под иностранным флагом.
Настало время разработки отдельной стратегии, нацеленной на реализацию основных преимуществ самого экономичного, экологичного и безопасного вида транспорта. Это даст возможность для концептуально нового подхода к развитию флота, обеспечения безопасности судоходства, развития информационного обеспечения , развития портовых и логистических мощностей на ВВП, совершенствования законодательства.
Это также окажет позитивное влияние на развитие регионов, снизит нагрузку на железнодорожный и автотранспорт, будет способствовать интеграции России в мировую экономику. Минтрансом России и Росморречфлотом создана рабочая группа, которая приступила к реализации стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации».