Корабелы на распутье
В то время, как в мире назревает судостроительный кризис перепроизводства и смена технологических поколений судов, судьба крупнейших российских судостроительных предприятий и проектов все еще остается неясной. «Балтийский завод» и «Северная верфь» будут выставлены на торги, «Адмиралтейские верфи» «выселят» на о. Котлин, а сделка, предполагающая участие российских заводов в строительстве кораблей типа Mistral оказалась под угрозой срыва. Финансирование проектов строительства верфей на Дальнем Востоке пока также под вопросом.
Палки в колесах
Передышкой, связанной с грядущим мировым судостроительным кризисом, о котором ИАА «ПортНьюс» более подробно писало в разделе «Актуальная тема» от 2 декабря 2010 года >>>>, необходимо воспользоваться для строительства новых и модернизации старых верфей с тем, чтобы к моменту нового бума быть готовыми войти на мировой рынок с конкурентоспособными предложениями. Без иностранных технологий здесь не обойтись Именно поэтому так важны проекты, предполагающие обмен инновационными решениями с иностранными партнерами.
Государственная «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) изначально пошла по такому пути, заявив о намерении реализовать несколько крупных проектов с участием иностранных компаний. Речь шла, прежде всего, о двух верфях на Дальнем Востоке - российско-корейской «Звезда–D.S.M.E.» и российско-сингапурской «Восток-Раффлс».
Кроме того, госкорпорация создала Консорциум с французской государственной судостроительной корпорацией DCNS, предполагающий технологический обмен и совместное участие в тендерах. Прежде всего, в тендере на строительство вертолетоносца типа Mistral.
Палки в колесах
Передышкой, связанной с грядущим мировым судостроительным кризисом, о котором ИАА «ПортНьюс» более подробно писало в разделе «Актуальная тема» от 2 декабря 2010 года >>>>, необходимо воспользоваться для строительства новых и модернизации старых верфей с тем, чтобы к моменту нового бума быть готовыми войти на мировой рынок с конкурентоспособными предложениями. Без иностранных технологий здесь не обойтись Именно поэтому так важны проекты, предполагающие обмен инновационными решениями с иностранными партнерами.
Государственная «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) изначально пошла по такому пути, заявив о намерении реализовать несколько крупных проектов с участием иностранных компаний. Речь шла, прежде всего, о двух верфях на Дальнем Востоке - российско-корейской «Звезда–D.S.M.E.» и российско-сингапурской «Восток-Раффлс».
Кроме того, госкорпорация создала Консорциум с французской государственной судостроительной корпорацией DCNS, предполагающий технологический обмен и совместное участие в тендерах. Прежде всего, в тендере на строительство вертолетоносца типа Mistral.
В конце 2010 года администрации президентов России и Франции сделали совместное заявление, в котором сообщалось, что в рамках международного тендера на поставку двух десантных вертолётоносных кораблей-доков для Минобороны России, российские власти сделали выбор в пользу предложения, представленного консорциумом DCNS и российского ОСК. На начальном этапе предложение консорциума предусматривает совместное строительство двух кораблей этого типа с последующим производством двух дополнительных единиц. ОСК сумела прописать такие условия создания Консорциума, в соответствии с которыми российские верфи смогут получать передовые французские технологии.
Тем не менее, данная сделка оказалась под угрозой срыва. По данным французской прессы, Францию не устроила цена, предлагаемая российской стороной. Кроме того, против сделки высказывается ряд стран, прежде всего прибалтийские республики, Грузия и Япония, опасающиеся за свою безопасность, а также руководство НАТО. Поэтому состоится ли эта сделка вообще – еще неизвестно. «В Париже эта история уже смущает даже самых убежденных сторонников соглашения, которые начинают подумывать о том, что его цена слишком велика», - отмечается во французской прессе.
Что касается проекта строительства верфи «Звезда-DSME» на Дальнем Востоке, то, как сообщили ИАА «ПортНьюс» во «Внешэкономбанке», решение о предоставлении кредита ОСК на ее строительство на Дальнем Востоке пока не принято. Данный проект находится на рассмотрении в банке и в настоящее время «Внешэкономбанк» ждет от ОСК документацию по нему.
Разводка мостов
Другой проект – а именно перенос мощностей ОАО «Адмиралтейские верфи» (входит в ОСК) на о. Котлин (Кронштадт, Санкт-Петербург), где ОСК планирует создать судостроительное предприятие с участием корейской STX, также имеет ряд сложностей.
Ушедший в отставку в начале года с должности генерального директора верфи Владимир Александров уже заявил, что перенос предприятия на новое место невозможен в те сроки, которые были заявлены. Напомним, что вопрос связан с желанием города освободить участок Ново-Адмиралтейского острова, занимаемый заводом, в частности, для строительства Ново-Адмиралтейского моста, который призван стать дублером Дворцового моста (который требуется закрыть на ремонт). Новый мост планируется построить в 2013 году, в то время как целесообразность его возведения уже вызвала критическую реакцию ряда экспертов по градостроительству.
Как сообщил на днях председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Алексей Чичканов, до конца 2011 года планируется объявить конкурс на продажу участка, занимаемого судостроительным предприятием.
Планировалось, что вывод «Адмиралтейских верфей» пройдет в несколько этапов. Сначала будет возведен новый мост с Васильевского на Ново-Адмиралтейский остров с выходом в улично-дорожную сеть Адмиралтейского района. Следующим этапом станет перебазирование оставшихся производственных мощностей с Ново-Адмиралтейского острова. На заключительном этапе все мощности «Адмиралтейских верфей» будут переведены на остров Котлин.
Отметим в этой связи, что «Адмиралтейские верфи» являются ключевым российским предприятием для выполнения заказа на строительство кораблей типа Mistral. Нависшая над ним перспектива перемещения на новое место не способствует успешному прохождению сделки.
Кроме того, вывод мощностей с Ново-Адмиралтейского острова повлияет на возможности и сроки выполнения военных заказов.
Вопрос не в деньгах, а в их количестве
В последнее время крупные заказы от Минобороны поступили соседу «Адмиралтейских верфей» - «Северной верфи», основным акционером которой, как и «Балтийского завода», пока является «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК). Так, «Северная верфь» признана единственным поставщиком фрегатов проекта 22350 и корветов проекта 20385. Контракт на строительство 4-х фрегатов и 9-ти корветов подписан Минобороны и передан «Северной верфи».
Кроме того, данное предприятие рассчитывает на получение заказа «Газпрома» на строительство двух судов-снабженцев. Как сообщил накануне генеральный директор верфи Андрей Фомичев, предложение предприятия уже признано лучшим.
В то же время, «Северная верфь», «Балтийский завод» и конструкторское бюро «Айсберг» находятся в составе испытывающей финансовые затруднения ОПК и потому будут выставлены на продажу. ОСК уже давно пыталась получить контроль над данными предприятиями, что позволило бы ей выстроить единый петербургский судостроительный кластер и эффективное производственное взаимодействие. Это смягчило бы и негативные последствия затяжного процесса переноса «Адмиралтейских верфей».
Тем не менее, ОСК так и не удалось договориться с ОПК о цене данных активов. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в ОПК, в настоящее время активы находятся в залоге Центрального Банка России. При этом их стоимость оценивается по-разному. ОПК придерживается оценки в более 100 млрд руб., с которой не согласен Центробанк. Ранее сообщалось, что ОСК оценивает судостроительные активы ОПК в 23 млрд руб.
В настоящее время вопрос стоимости активов рассматривается в Арбитражных судах отдельно по каждому предприятию. При этом, по словам собеседника в ОПК, их предполагается объединить в одно дело и перенести его рассмотрение в Санкт-Петербург, где расположены данные активы.
Между тем, как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» Андрей Фомичев, между «Балтийским заводом» и «Северной верфью» уже налажено тесное производственное взаимодействие (ранее ОПК объявляло о намерении превратить обе верфи в единый судостроительный комплекс). Так, 60% корпусных работ выполняется на «Балтийском заводе». Помимо военных заказов, предприятия успешно работают по гражданским контрактам. В частности, ими строится полная линейка судов для обслуживания нефтедобывающих платформ в Норвегии.
Крупные военные и гражданские заказы содействуют повышению рыночной стоимости данных предприятий.
Как бы то ни было, игры вокруг ключевых судостроительных предприятий России не идут на пользу развитию отечественного судостроения.
Виталий Чернов.