Ледяной порт (фоторепортаж)
Восточная часть Финского залива, несмотря на начавшуюся весну, остается скована льдами. Критическая ситуация, сложившаяся 10-11 марта 2011 года из-за сильного ветра, по мнению специалистов, вполне может еще повториться. Ледокольной помощи ежедневно ожидает не менее сотни судов, а в структурах Минтранса активно обсуждается программа строительства дополнительного ледокольного флота и снятия ряда законодательных ограничений, мешающих ледовой проводке. ИАА «ПортНьюс» предлагает собственный фоторепортаж с акватории Большого порта Санкт-Петербург, сделанный с буксира ЗАО «Портофлот» при швартовке контейнеровоза на «Первом контейнерном терминале».
В настоящее время в Большом порту Санкт-Петербург одновременно работают 12 дизель-электрических ледоколов ФГУП «Росморпорт» и один атомный ледокол «Вайгач» ФГУП «Атомфлот». В принципе, в настоящее время в Финском заливе сосредоточена максимально возможная ледокольная группировка в нынешних условиях. Однако этого явно недостаточно, и в случае повторения следующими зимами нынешней ледовой ситуации, порты российской части Финского залива может ожидать коллапс. Да и этой зимой дело уже дошло до приостановки поставок нефти в порт Приморск по Балтийской трубопроводной системе (БТС).
В настоящее время в Большом порту Санкт-Петербург одновременно работают 12 дизель-электрических ледоколов ФГУП «Росморпорт» и один атомный ледокол «Вайгач» ФГУП «Атомфлот». В принципе, в настоящее время в Финском заливе сосредоточена максимально возможная ледокольная группировка в нынешних условиях. Однако этого явно недостаточно, и в случае повторения следующими зимами нынешней ледовой ситуации, порты российской части Финского залива может ожидать коллапс. Да и этой зимой дело уже дошло до приостановки поставок нефти в порт Приморск по Балтийской трубопроводной системе (БТС).
Дело в том, что в следующие навигации к действующим мощностям добавятся новые – будут увеличиваться отгрузки с введенного в текущем году терминала «Роснефтьбункер» в порту Усть-Луга, начнется работа нефтеналивного терминала-конечной точки БТС-2 в том же порту, будет запущен «Усть-Лужский контейнерный терминал».
Так, по данным заместителя министра транспорта Российской Федерации Виктора Олерского, объем экспорта нефтепродуктов через терминал ОАО «Роснефтьбункер» в 2011 году ожидается в объеме 10-11 млн тонн. По его словам, в 2012 году грузооборот терминала запланирован в объеме 20 млн тонн, в 2013 - 30 млн тонн. Росту объема экспорта будет способствовать ожидаемое к сентябрю текущего года углубление акватории порта до 17 метров для приема крупнотоннажных танкеров.
Как сообщил заместитель председателя правительства России Игорь Сечин, к концу 2011 года должен заработать и нефтеналивной терминал в порту Усть-Луга, являющийся конечной точкой БТС-2. Мощность нефтепровода на первом этапе строительства составит 30 млн тонн, на втором - будет увеличена до 50 млн тонн в год.
Также к следующему году ожидается запуск «Усть-Лужского контейнерного терминала» c перспективной пропускной способностью 3 млн TEUs в год.
Таким образом, уже к следующей зимней навигации в восточной части Финского залива может появиться «второй Приморск» и почти «второй Петербург».
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов, российским портам Финского залива требуется не менее 12 линейных ледоколов.
Так, по данным заместителя министра транспорта Российской Федерации Виктора Олерского, объем экспорта нефтепродуктов через терминал ОАО «Роснефтьбункер» в 2011 году ожидается в объеме 10-11 млн тонн. По его словам, в 2012 году грузооборот терминала запланирован в объеме 20 млн тонн, в 2013 - 30 млн тонн. Росту объема экспорта будет способствовать ожидаемое к сентябрю текущего года углубление акватории порта до 17 метров для приема крупнотоннажных танкеров.
Как сообщил заместитель председателя правительства России Игорь Сечин, к концу 2011 года должен заработать и нефтеналивной терминал в порту Усть-Луга, являющийся конечной точкой БТС-2. Мощность нефтепровода на первом этапе строительства составит 30 млн тонн, на втором - будет увеличена до 50 млн тонн в год.
Также к следующему году ожидается запуск «Усть-Лужского контейнерного терминала» c перспективной пропускной способностью 3 млн TEUs в год.
Таким образом, уже к следующей зимней навигации в восточной части Финского залива может появиться «второй Приморск» и почти «второй Петербург».
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов, российским портам Финского залива требуется не менее 12 линейных ледоколов.
В этом году к 4 линейным ледоколам ФГУП «Росморпорт» («Санкт-Петербург», «Москва», «Ермак», «Капитан Сорокин»), имеющимся в порту, были добавлены линейный ледокол «Капитан Драницын» и атомный линейный ледокол «Вайгач». По мнению Паринова, для нормальной работы портов количество линейных ледоколов должно быть увеличено вдвое.
«На нефтяной терминал в Приморске нужно поставить минимум 4 линейных ледокола, на нефтетерминал в Усть-Луге - 4, на терминал светлых нефтепродуктов в Приморске и на Высоцк - 2, еще 2 линейных ледокола - в Санкт-Петербург», - пояснил капитан порта.
Собеседник агентства привел пример организации ледокольной проводки в Ботническом заливе к портам Финляндии, где каждое судно на буксире проводит один ледокол. «У нас сейчас стоят в ожидании проводки 153 судна. Так сколько нам нужно ледоколов?» - задает риторический вопрос капитан порта.
По словам генерального директора ФГУП «Росморпорт» Игоря Русу, для ритмичной эксплуатации существующих и строящихся портов Финского залива в период до 2020 года необходимо построить не менее 5 линейных ледоколов. Кроме того, в течение 15 лет требуется заменить минимум 10 портовых ледоколов, срок эксплуатации которых истекает. На эти цели потребуется более 60 млрд руб.
"Ледоколы, работающие в Финском заливе, прикладывают максимум усилий для поддержания ритмичной работы в первую очередь крупных экспортных нефтетерминалов, а также для обеспечения проводки линейного флота", - прокомментировал глава «Росморпорт» ситуацию с ледовой проводкой у нефтеналивного порта Приморск.
"Несмотря на погодные условия, с которыми порты Северо-Запада столкнулись в этом году, мы обязаны обеспечить нормальную работу морских портов. Вынужденные простои судов обходятся и грузовладельцу и государству слишком дорого. Вот почему возрастает необходимость ускорения реализации программы обновления российского ледокольного флота", - уверен Игорь Русу.
Понятно, что быстро построить новые ледоколы невозможно. Поэтому в рамках подготовки к зимней навигации 2011-12 годов рассматривается возможность привлечения еще двух дизель-электрических ледоколов с Дальнего Востока, а также атомного с Северного бассейна.
Тем не менее, для максимально эффективной работы ледоколов существуют, ко всему прочему, законодательные препятствия. Так, ледоколы, пересекающие государственную границу с Финляндией для проводки судов, при обратном ее пересечении в российскую сторону вынуждены проходить государственную комиссию, что отнимает много столь ценного времени. Другая проблема – если привлекать к работе в Финском заливе атомные ледоколы, они не могут пересекать границы портов. В настоящее время Минтрансом РФ уже ведется работа по решению этих проблем.
Виталий Чернов.