Безвозмездно – значит, бесплатно
В соответствии с действующим законодательством, финансирование создания, обустройства и реконструкции пунктов пропуска через государственную границу России, а также их содержание, может осуществляться только за счет федерального бюджета. На практике получается так, что у государства не хватает на эти цели денег из-за чрезмерных требований, предъявляемых со стороны контролирующих органов к пунктам пропуска. Возникает замкнутый круг, когда государство не может выполнить свои обязательства из-за требований собственных же служб, которые, не тратя средств из собственного бюджета, напрямую не заинтересованы в оптимизации этих требований. От этой ситуации страдает, естественно, в первую очередь частный бизнес, работающий в морских портах.
В связи с этим возникла идея законодательно восстановить возможность участия частных компаний в финансировании пунктов пропуска. Если говорить о морских пунктах пропуска, то фактически речь идет о стивидорном бизнесе. Как пояснила ИАА "ПортНьюс" идею введения механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в этом вопросе начальник Управления государственной политики в сфере обустройства государственной границы Росграницы Елена Китова, "мы считаем, что привлекать бизнес целесообразно, потому что участники рынка напрямую заинтересованы в функционировании пунктов пропуска".
В связи с этим отметим, что в соответствии с разрабатываемым законопроектом «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», строительство объектов, оснащение и реконструкция пунктов пропуска могут осуществляться за счет средств частных инвесторов на конкурсной основе, с последующей передачей их государству безвозмездно. При этом содержание пунктов пропуска допускается только за счет бюджетных средств, как объясняют разработчики проекта – чтобы избежать влияния инвесторов на работу контролирующих органов.
В то же время, Росграницей разрабатывается Концепция Федеральной целевой программы (ФЦП) "Государственная граница Российской Федерации (2012-2017 годы)", которую уже в ноябре 2010 года планируется внести на рассмотрение правительства России, и в случае одобрения, подготовить саму ФЦП к лету 2011 года. Предполагается, что в ФЦП будет заложено финансирование реконструкции пунктов пропуска в 60 морских портах России. Как пояснили в федеральном агентстве, на основании ФЗ "О государственной границе Российской Федерации" в ФЦП идет речь только о федеральных средствах, которые направлены на обустройство и оснащение пунктов пропуска. Но процедура реализации ФЦП позволяет вносить изменения. Поэтому, если норма о государственно-частном партнерстве будет принята в рамках закона о пунктах пропуска, то это даст возможность пересмотреть сроки и объемы работ и выделенных федеральных средств с учетом работы в условиях ГЧП.
Закон суров, портовики - тоже
Тем не менее, сами стивидорные компании относятся к идее выполнения обязательств государства за их счет скептически. Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» председатель Комитета по инвестиционным программам развития портовой инфраструктуры и производственным вопросам Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Дмитрий Морозов, портовики готовы осуществлять финансирование строительства, обустройства и реконструкции морских пунктов пропуска, но только на возмездной основе, а не бесплатно, как это предусмотрено действующей редакцией указанного законопроекта.
"Существующий текст данного законопроекта говорит о безвозмездной передаче объектов пункта пропуска, созданных на частные средства, в распоряжение государства. Однако это прямо противоречит закону о госгранице. Ведь инвестор, фактически, исполняет обязательства Российской Федерации и поэтому мы рассчитываем на 100% возмещение его затрат», - говорит Дмитрий Морозов.
По его словам, решение проблемы видится в выработке разумного технического задания на проектирование пунктов пропуска, особенно в портах, где, наверное, нет необходимости строить на каждом терминале полноформатный пункт пропуска.
"Оптимизация требований, внедрение новых технологий, что в настоящее время просто не нужно и невыгодно таможенникам и пограничникам, приведет тем самым к снижению объема затрат. В этой ситуации необходим арбитр между интересами различных контрольных органов. Арбитр, имеющий полномочия для определения требований к пунктам пропуска и принятию решений в этой сфере. Таким арбитром может стать Росграница, - считает Дмитрий Морозов. - Поэтому мы приветствуем разработку законопроекта о пунктах пропуска, который поднимет нормативную базу, регулирующую деятельность Росграницы, до уровня федерального закона".
АСОП уже внесла предложения по тексту законопроекта, которые гарантировали бы интересы портового бизнес-сообщества, возврат частных инвестиций, расширение полномочий Росграницы. Пока этих норм в предложенном варианте законопроекта нет.
По мнению Дмитрия Морозова, сократить затраты на морские пункты пропуска можно, в частности, грамотно объединив в общепортовом пункте пропуска часть общих функций и объектов, чтобы избежать их бессмысленного дублирования на каждом из терминалов в рамках одного порта.
Точку зрения о необходимости унификации и упрощения пограничных формальностей, а также формирования полноценных общепортовых пунктов пропуска разделяет и руководитель Росграницы Дмитрий Безделов. "Унификация снимет большой круг вопросов", - подчеркнул он в ходе выступления на II Международной конференции "Современное управление границей" в Москве.
Кроме того, нельзя забывать о том, что в условиях Таможенного союза и далее Единого экономического пространства, придется вырабатывать единые подходы к организации пунктов пропуска на внешних границах, что также потребует новых согласований и унификации контрольных процедур. По мнению выступившей на Конференции директора правового департамента секретариата Комиссии Таможенного союза Натальи Слюсарь, на территории союза необходимо создать нечто наподобие европейской зоны Шенгенского соглашения.
Виталий Чернов.