Кто не ищет внутренних путей?
В то же время, действующий порядок досмотра судов в пунктах пропуска, например при перевозках контейнеров на судах река-море из Европы в Россию и далее по ее внутренним водным путям, приведет к дополнительным расходам. К примеру, таможенники могут принять решение о досмотре контейнеров в нижнем ряду, из-за чего придется разгружать весь груз.
Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в Северо-Западном таможенном управлении Федеральной таможенной службы России (СЗТУ), решение о необходимости проведения досмотра принимается на основании «профилей рисков». То есть нет никакой гарантии, что судно не попросят разгружать при досмотре. Как рассказал в беседе с агентством начальник функционирования отделов пункта пропуска СЗТУ Евгений Беспалов, на практике это происходит регулярно, а разрешиться данная проблема может тогда, когда заработает система предварительного информирования.
Как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в логистической компании «Волго-Балтик Логистик», стоимость перегрузки одного контейнера составляет минимум $100. При этом, конечно, таможенный досмотр не является единственной проблемой для международных перевозок с использованием внутренних водных путей, однако, в отличие от фактора сезонности, эта проблема субъективна и решаема при наличии соответствующей политической воли.
Благо, опыт соседних стран перед глазами. Так, к примеру, в соседней Финляндии таможня уже за 2-3 суток до прибытия груза знает, есть ли факторы риска, требующие проведения выборочной проверки. Большая часть финской таможенной документации подготавливается и передается представителем грузовладельца в электронном виде. Оформление всех экспортных грузов полностью переведено на эту форму. Через таможню можно пройти за несколько минут, если все документы в порядке. «Мы делаем иногда выборочные проверки, - рассказал глава таможни Котки Эско Нордлунд. – Основная работа приходится на анализ факторов риска». По словам финского таможенника, когда, к примеру, представители японских и корейских промышленных предприятий планируют новый маршрут для своей продукции, она сначала узнают, каким образом на пути ее следования действуют таможни разных стран. «Дальневосточные поставщики работают с огромными объемами. Они не хотят идти на риск простоя», - подчеркивает Эско Нордлунд. Высокая скорость прохождения таможни в Финляндии является несомненным преимуществом финских терминалов перед российскими.
Развитие с таможенным законодательством в России усугубляется из-за создания Таможенного союза, ситуация в котором напоминает сюжет из басни про лебедя, рака и щуку. Чтобы что-то изменить, придется ожидать соответствующего решения от наднационального органа – Таможенной комиссии Таможенного союза.
Комиссары на борту
Тем не менее, российский Минтранс пытается облегчить работу участникам внешнеэкономической деятельности. Министерством подготовлен проект изменений в закон о государственной границе России, предполагающий отмену комиссионного порядка досмотра. Однако процесс внесения изменений в федеральный закон непрост – он должен быть согласован в федеральных исполнительных органах власти, рассмотрен и одобрен правительством России, внесен на рассмотрение Госдумы, пройти парламентские слушания и быть подписан президентом. Поэтому пока Минтранс подготовил проект внесения изменений в Типовую схему организации пропуска через государственную границу, которые позволят производить погрузо-разгрузочные операции параллельно с работой комиссии.
Как прокомментировал инициативы министерства директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса России Алексей Клявин, «предлагаемые нами изменения направлены на отмену действующего в настоящее время комиссионного порядка оформления судов, а также на разрешение проводить погрузо-разгрузочные работы непосредственно после прибытия судна в порт до завершения таможенного, пограничного и других видов контроля с тем, чтобы максимально сократить время нахождения судна на стоянке в ожидании комиссии». По словам Алексея Клявина, судно должно обрабатываться немедленно после прибытия, а государственные органы будут проводить в соответствии с определенной методикой свою работу. Новая технология государственного контроля будет основываться, в том числе, на основе выборочного контроля судов, решение о проведении которого принимается путем анализа предварительной информации.
«В настоящее время мы находимся в стадии согласования этого приказа с государственными контрольными органами. В целом предложенные изменения поддержаны всеми федеральными органами власти. Когда такой приказ выйдет, мы серьезно облегчим работу и портов и судовладельцев», - подчеркнул Алексей Клявин.
Виталий Чернов.