Что нам стоит флот построить…
За несколько лет России придется практически полностью обновить речной флот: те суда, которые еще могут работать, устарели морально, но в большинстве своем сухогрузы и танкеры, построенные 30-40 лет назад, придется либо продать на металлолом, либо подвергнуть глубокой модернизации. Планы по строительству и обновлению флота рассчитаны на тысячи судов и десятки миллиардов рублей.
«В ближайшие 5-10 лет по причине устаревания может быть списано до 90% существующего речного флота», - сказал в рамках круглого стола «Речное судостроение в России: проблемы и перспективы развития» заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров, добавив, что это порядка 9 тыс. судов. При этом, по его словам, для обновления флота есть и хороший повод: рост грузоперевозок. Торопиться со строительством новых судов нужно и по причине морального устаревания флота, и его крайней изношенности, и вступления в силу международных норм.
«В то же время, существует ряд факторов, сдерживающих процесс обновления флота. Это, прежде всего, сезонность работы речного флота, и, как следствие, - длительная окупаемость судов. Это порядка 10-1 5 лет, - констатировал Денис Мантуров. - И в совокупности с ограниченными собственными возможностями по кредитованию, с которыми все, особенно в последние годы столкнулись».
Представитель Минпромторга поделился новостью о предварительном согласовании с Минфином и Минэкономразвития механизма лизинга на ближайшие годы. «Мы вышли с инициативой о выходе нового распоряжения правительства. Я думаю, что мы в ближайшее время этот документ выпустим. Субсидия на лизинг будет прописана на 7-8 лет, что дает возможность нашим судоходным компаниям рассчитывать на постоянную господдержку в течение срока, на который будет подписан сам лизинговый договор», - сказал Мантуров.
Однако последовало и другое заявление: начать строить суда в лизинг на льготных условиях судоходная компания сможет только до конца 2011 года, а не 2017 года. Правительство не может планировать бюджет так далеко, признался Мантуров. При этом судоходным компаниям будет компенсироваться до 90% ставки по кредиту, а не 2/3, как есть сейчас.
Кто первый?
По информации, прозвучавшей в ходе круглого стола, первой и пока единственной компанией, начавшей строиться в лизинг, стало «Волжское пароходство», флот которого насчитывает 301 судно суммарным дедвейтом 804,2 тыс. тонн. С государственной поддержкой на «Окской судоверфи» планируется построить 10 речных сухогрузов. По словам председателя совета директоров пароходства Ришата Багаутдинова, «это ничего» для крупной компании, тем более, что в составе флота пароходства есть еще танкеры, пассажирские теплоходы и вспомогательные суда. Он считает, что обновление флота возможно лишь при широкой государственной поддержке, в том числе в виде предоставления «длинных» денег под глубокую модернизацию судов.
А, по мнению Багаутдинова, нынешние кредитные ставки с учетом компенсации со стороны государства, «выглядят совершенно разумными». Вместе с тем он подчеркивает: «Компания «средней руки» на сегодняшний день не может позволить себе построить 10 судов». Представитель «Волжского пароходства» указывает на скудость залоговой базы отечественных компаний. Пароходство, сумевшее привлечь государственные средства для реализации своей судостроительной программы, входит в крупный транспортный холдинг, что дает ему более широкую базу для гарантий по кредитам.
Без помощи государства не обойдутся и российские судостроительные предприятия, отметил в свою очередь вице-президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (100% акций владеет Российская Федерация) Дмитрий Мироненков. Так, в части речного судостроения планируется возрождать 3 завода: в Хабаровске, в Калининграде и в Астраханской области.
На юге России выбран судостроительный завод «Лотос», в котором частной Группе компаний «Каспийская Энергия» принадлежит 45% акций, государственной ОСК – 44%, миноритарным пакетом владеет администрация региона. «Мы начинаем контролировать это предприятие в части управления», - заявил топ-менеджер ОСК, однако причину выбора именно этого завода в качестве базового для корпорации не назвал. Дмитрий Мироненков пояснил, что контроль над предприятием получен благодаря договоренностям с руководством Астраханской области, и для эффективной работы потребуется поменять директора ССЗ. «Рестарт» предприятия будет осуществлен на проекте строительства серии судов для «Западного пароходства». Серия, по словам Мироненкова, пока состоит из двух судов. Представители «Каспийской Энергии» в интервью ИАА «ПортНьюс» эту информацию подтверждают. Также сообщается, что ССЗ «Лотос» будет строить 4-6 судов ежегодно.
Больший объем строительства готова дать Группа компаний «МНП», контролирующая нижегородское ОАО «Красное Сормово». Как заявил руководитель группы Вадим Малов, в 2011 году предприятие построит 9 судов, в том числе 7 танкеров дедвейтом 5530 тонн для «В.Ф. Танкер» по проекту 19614, еще два танкера нового проекта 19900 - для Sommet Finance. В МНП уточнили, что портфель заказов Группы на 2011 год полностью сформирован, причем он превысит объемы предыдущих лет: ранее завод строил 7-8 судов в год. Сделать это удастся за счет рациональной организации производства.
По словам президента Ассоциации судоходных компаний (АСК) Николая Смирнова, на сегодняшний день 21 судостроительный завод в России готов приступить к строительству речных судов или судов класса «река-море». Он напомнил, что в 1980 году тогда еще советским верфям удалось построить 1041 судно, поэтому, по его мнению, задача обновления флота России под силу. В то же время, отмечает руководитель АСК, есть вопросы к морально устаревшим проектам судов, которые предполагают большой расход топлива, неоправданное число членов экипажа и т.д., а также к общим правилам игры для судоходных компаний на рынке речных перевозок. Например, отметил Николай Смирнов, речные перевозки контейнеров – довольно перспективный рынок, однако построить современный контейнеровоз, получить лицензию таможенного перевозчика, не каждой компании под силу.
Помочь бизнесу принять решение строиться должен закон о мерах по поддержке судоходства и судостроения, сказал заместитель министра транспорта Виктор Олерский, отметив, что сразу несколько министерств работали над ним, понимая важность документа. «Мы полагаем, что уже в этом году, в октябре-ноябре нам удастся внести этот законопроект в Госдуму. Там его уже ждут. Мы уже получили первый неофициальный отзыв из Госдумы, неплохой, поэтому я считаю, что есть большие шансы этому законопроекту стать законом», - добавил он.
Светлана Енаки
«В ближайшие 5-10 лет по причине устаревания может быть списано до 90% существующего речного флота», - сказал в рамках круглого стола «Речное судостроение в России: проблемы и перспективы развития» заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров, добавив, что это порядка 9 тыс. судов. При этом, по его словам, для обновления флота есть и хороший повод: рост грузоперевозок. Торопиться со строительством новых судов нужно и по причине морального устаревания флота, и его крайней изношенности, и вступления в силу международных норм.
«В то же время, существует ряд факторов, сдерживающих процесс обновления флота. Это, прежде всего, сезонность работы речного флота, и, как следствие, - длительная окупаемость судов. Это порядка 10-1 5 лет, - констатировал Денис Мантуров. - И в совокупности с ограниченными собственными возможностями по кредитованию, с которыми все, особенно в последние годы столкнулись».
Представитель Минпромторга поделился новостью о предварительном согласовании с Минфином и Минэкономразвития механизма лизинга на ближайшие годы. «Мы вышли с инициативой о выходе нового распоряжения правительства. Я думаю, что мы в ближайшее время этот документ выпустим. Субсидия на лизинг будет прописана на 7-8 лет, что дает возможность нашим судоходным компаниям рассчитывать на постоянную господдержку в течение срока, на который будет подписан сам лизинговый договор», - сказал Мантуров.
Однако последовало и другое заявление: начать строить суда в лизинг на льготных условиях судоходная компания сможет только до конца 2011 года, а не 2017 года. Правительство не может планировать бюджет так далеко, признался Мантуров. При этом судоходным компаниям будет компенсироваться до 90% ставки по кредиту, а не 2/3, как есть сейчас.
Кто первый?
По информации, прозвучавшей в ходе круглого стола, первой и пока единственной компанией, начавшей строиться в лизинг, стало «Волжское пароходство», флот которого насчитывает 301 судно суммарным дедвейтом 804,2 тыс. тонн. С государственной поддержкой на «Окской судоверфи» планируется построить 10 речных сухогрузов. По словам председателя совета директоров пароходства Ришата Багаутдинова, «это ничего» для крупной компании, тем более, что в составе флота пароходства есть еще танкеры, пассажирские теплоходы и вспомогательные суда. Он считает, что обновление флота возможно лишь при широкой государственной поддержке, в том числе в виде предоставления «длинных» денег под глубокую модернизацию судов.
А, по мнению Багаутдинова, нынешние кредитные ставки с учетом компенсации со стороны государства, «выглядят совершенно разумными». Вместе с тем он подчеркивает: «Компания «средней руки» на сегодняшний день не может позволить себе построить 10 судов». Представитель «Волжского пароходства» указывает на скудость залоговой базы отечественных компаний. Пароходство, сумевшее привлечь государственные средства для реализации своей судостроительной программы, входит в крупный транспортный холдинг, что дает ему более широкую базу для гарантий по кредитам.
Без помощи государства не обойдутся и российские судостроительные предприятия, отметил в свою очередь вице-президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (100% акций владеет Российская Федерация) Дмитрий Мироненков. Так, в части речного судостроения планируется возрождать 3 завода: в Хабаровске, в Калининграде и в Астраханской области.
На юге России выбран судостроительный завод «Лотос», в котором частной Группе компаний «Каспийская Энергия» принадлежит 45% акций, государственной ОСК – 44%, миноритарным пакетом владеет администрация региона. «Мы начинаем контролировать это предприятие в части управления», - заявил топ-менеджер ОСК, однако причину выбора именно этого завода в качестве базового для корпорации не назвал. Дмитрий Мироненков пояснил, что контроль над предприятием получен благодаря договоренностям с руководством Астраханской области, и для эффективной работы потребуется поменять директора ССЗ. «Рестарт» предприятия будет осуществлен на проекте строительства серии судов для «Западного пароходства». Серия, по словам Мироненкова, пока состоит из двух судов. Представители «Каспийской Энергии» в интервью ИАА «ПортНьюс» эту информацию подтверждают. Также сообщается, что ССЗ «Лотос» будет строить 4-6 судов ежегодно.
Больший объем строительства готова дать Группа компаний «МНП», контролирующая нижегородское ОАО «Красное Сормово». Как заявил руководитель группы Вадим Малов, в 2011 году предприятие построит 9 судов, в том числе 7 танкеров дедвейтом 5530 тонн для «В.Ф. Танкер» по проекту 19614, еще два танкера нового проекта 19900 - для Sommet Finance. В МНП уточнили, что портфель заказов Группы на 2011 год полностью сформирован, причем он превысит объемы предыдущих лет: ранее завод строил 7-8 судов в год. Сделать это удастся за счет рациональной организации производства.
По словам президента Ассоциации судоходных компаний (АСК) Николая Смирнова, на сегодняшний день 21 судостроительный завод в России готов приступить к строительству речных судов или судов класса «река-море». Он напомнил, что в 1980 году тогда еще советским верфям удалось построить 1041 судно, поэтому, по его мнению, задача обновления флота России под силу. В то же время, отмечает руководитель АСК, есть вопросы к морально устаревшим проектам судов, которые предполагают большой расход топлива, неоправданное число членов экипажа и т.д., а также к общим правилам игры для судоходных компаний на рынке речных перевозок. Например, отметил Николай Смирнов, речные перевозки контейнеров – довольно перспективный рынок, однако построить современный контейнеровоз, получить лицензию таможенного перевозчика, не каждой компании под силу.
Помочь бизнесу принять решение строиться должен закон о мерах по поддержке судоходства и судостроения, сказал заместитель министра транспорта Виктор Олерский, отметив, что сразу несколько министерств работали над ним, понимая важность документа. «Мы полагаем, что уже в этом году, в октябре-ноябре нам удастся внести этот законопроект в Госдуму. Там его уже ждут. Мы уже получили первый неофициальный отзыв из Госдумы, неплохой, поэтому я считаю, что есть большие шансы этому законопроекту стать законом», - добавил он.
Светлана Енаки