• 9 сентября 2010

    Увидеть Север и не умереть

    Северо-Западный регион России в последнее время активно занялся вопросами развития морского туризма. Третий по величине город Европы - Санкт-Петербург, обладающий огромным туристическим потенциалом, только сейчас начинает развивать круизный и паромный туризм. А посетить Арктику на атомном ледоколе  стало возможным благодаря предложению "Атомфлота".

     

    Святой Петр в помощь

     

    Регулярное международное паромное сообщение в Санкт-Петербурге существовало до 1996 года, но в связи с банкротством Балтийского морского пароходства было прервано.

     

    В двухтысячные годы предпринимались неоднократные попытки его возродить, однако все они встречали целый ряд проблем - от отсутствия инфраструктуры для приема таких туристов, до несовершенства российского визового законодательства.

     

    С целью увеличения притока туристов администрация города сумела пролоббировать принятие закона, разрешающего нахождение на территории России туристов, прибывающих на паромах, в течение 72 часов. Это решило законодательную проблему.

     

    В апреле 2010 г. компания ST. Peter line предприняла очередную попытку в этой эпопее, поставив паром "Принцесса Мария" на линию Санкт-Петербург-Хельсинки. Паром рассчитан на перевозку 1638 пассажиров и почти 395 автомобилей. На борту - 606 кают различных классов.

     

    Тогда в первый рейс парома отправился и корреспондент ИАА "ПортНьюс", впечатления о линии оказались смешанными - избежать проволочек на границе не удалось, да и в Хельсинки паром прибыл с опозданием от первоначально запланированного срока. Впрочем, эти проблемы можно списать на эффект "первого блина", которому положено быть "комом".

     

    Как бы то ни было, по итогам летней навигации (с апреля по сентябрь) линии удалось перевезти 100 тыс. пассажиров, а к концу года их число, как планируется, возрастет до 180 тыс. человек. Конечно, это далеко от заявлявшихся наполеоновских планов перевезти 500 тыс. пассажиров за год, из которых половина были бы иностранцами. Тем не менее, имеющийся результат дает надежду полагать, что линия будет развиваться и дальше.

     

    Среди факторов, которые способствовали относительному успеху линии, помимо облегченного визового режима, можно назвать аномальную жару, стимулировавшую россиян спасаться от духоты задымленных городов, а также, безусловно, низкие цены. Так, минимальная стоимость билета в одну сторону на пароме в настоящее время составляет 1202 руб. Для сравнения, автобус в Хельсинки из Санкт-Петербурга обойдется в 800 руб., - небольшая переплата за комфорт и морские впечатления. Особенно если учесть, что минимальная цена проезда в новом скоростном поезде Allegrо до Хельсинки, как заявлено, составит "астрономические" 84 евро (более 3,3 тыс. руб.).

     

    Однако, судя по всему, такие цены долго не продержатся - войдя на рынок, оператор будет их только повышать. А следовательно, его ценовая конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта будет снижаться. Как сообщил журналистам президент ST. Peter line Игорь Глухов,  в настоящее время стоимость билета на паром находится на очень низком уровне, ниже которого  компания будет работать себе в убыток. «Дешевле - только вплавь. Поэтому понижать стоимость мы не будем, она будет только расти», - сказал Глухов.

     

    Тем не менее, руководство "Линии святого Петра" уверено в росте туристического потока и даже планирует в 2012 г. поставить на линию второй паром, а также открыть новый маршрут Санкт-Петербург-Стокгольм с заходом в Таллинн. Для повышения привлекательности сервиса компания будет развивать собственно круизную, развлекательную составляющую путешествия, которой нет ни у поезда, ни у автобуса. Также не лишним будет отметить, что на борту парома работает казино, которое, в условиях ограничения деятельности игорного бизнеса в России, также представляет отдельный интерес для определенных слоев населения.

     

    Кроме того, в 2011 году должен заработать паромный комплекс в новом пассажирском порту Петербурга "Морской фасад" с развитой инфраструктурой для приема туристов, услугами которого и планирует воспользоваться ST. Peter line.

     

    Помимо "Линии святого Петра" круизный туризм в городе на Неве развивает компания «С-Континенталь» (входит в корпорацию PMI), которая в июне 2010 г. открыла регулярный круизный сервис для россиян как раз из пассажирского порта "Морской фасад". Как сообщил ИАА "ПортНьюс" президент корпорации Евгений Финкельштейн, круиз с заходом в Хельсинки, Стокгольм и Таллинн (линию в Стокгольм с заходом в Таллинн ST. Peter line еще только планирует открыть),   осуществляется раз в неделю. Для этого используется модернизированное судно советской постройки, названное SC-Atlantic, на 236 пассажиров. Оператор круиза изначально делает акцент на круизный отдых, таким образом не конкурируя пока напрямую с ST Peter Line, которая делает больший акцент на паромную доставку пассажиров в Финляндию  с определенным уровнем комфорта и не является "чистым" круизом.

     


     
    Как рассказали представители PMI, на первый рейс было реализовано 95% мест.

     

    В "Морской фасад"  Санкт-Петербурга заходят также крупные круизные лайнеры международных операторов.

     

    Напомним, в навигацию 2009 года в морской «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» прибыли 245 тыс. пассажиров. Всего состоялось 115 судозаходов – это 97% от максимально возможной загрузки первой очереди порта.


     
    Кто не рискует, тот не плывет

     

    Риском для роста паромного туризма в Санкт-Петербурге является снижающаяся туристическая привлекательность города из-за проводимой градостроительной политики, искажающей "открыточный" облик города. Отметим в этой связи, что в городе заявлено строительство небоскреба высотой 400 м., который "убьет" неповторимую петербургскую архитектурную небесную линию. И тогда о стабильном потоке иностранных туристов в город можно будет забыть. Да и общий имидж России в Европе невысок. Так, доля иностранцев в общем пассажиропотоке "Линии Святого Петра" за период летней навигации составила всего около 30%.

     

    Еще одна проблема - вывоз туристов за пределы Васильевского острова. Не секрет, что город задыхается в "пробках" и дополнительные десятки туристических автобусов в центре города приведут к полному транспортному коллапсу. В этой связи правительство города рассчитывает на развитие речного транспорта, в этом направлении пока делаются первые шаги. Кстати говоря, в планах развития "Морского фасада" значится и создание речного вокзала, но это пока дело неопределенного будущего.

     

    В то же время, по мнению исполнительного директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии Татьяны Гавриловой,  настоящий момент является оптимальным для открытия паромных и круизных линий. "Сейчас очень правильное время для открытия новых линий, так как туристическая отрасль в России демонстрирует бурный рост", - уверена Татьяна Гаврилова.

     

    По мнению Татьяны Гавриловой, повысить привлекательность морского туризма можно, усилив конгрессную индустрию, а именно предлагая проведение встреч и конференций на борту паромов. Предложение кажется разумным если учесть, что в России практически отсутствуют конгрессные центры, удовлетворяющие современным мировым стандартам.

     

    Впрочем, как известно, особенностью примитивных сырьевых экономик является как раз то, что периоды бурного роста сменяют периоды еще более бурных спадов, как мы это могли наблюдать не далее, как в прошлом году. Так что впадать в эйфорию пока что рано.

     

    Говоря о развитии морского туризма на Северо-Западе России, стоить упомянуть и такую экзотику, как путешествие на атомных ледоколах в Арктику. Подобные услуги оказывает ФГУП "Атомфлот", входящее в госкорпорацию "Росатом" и основным видом деятельности которого является ледовая проводка судов в северных морях. При этом генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Вячеслав Рукша опроверг распространенное мнение, будто доходы от арктического туризма составляют чуть ли не львиную долю выручки компании. По его словам, эта доля составляет порядка 2%. Напомним, предприятие осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики.

     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен