Россия собирает на хлеб
Из-за аномальной жары, вызвавшей засуху, правительство России приняло решение ввести временный запрет на экспорт российского зерна. В то же время, эксперты опасаются потери отечественными производителями зерновых завоеванных с большим трудом позиций на мировом рынке, что в свою очередь может привести к свертыванию проектов расширения и строительства зерновых терминалов в морских портах страны.
Страна незаходящего Солнца
Страна незаходящего Солнца
В соответствии с пессимистичным прогнозом Минсельхоза России, который был озвучен главой министерства Еленой Скрынник в ходе рабочей встречи с председателем правительства Владимиром Путиным, в 2010 году в России будет собрано порядка 60 млн т. урожая зерна. Этого едва хватит для удовлетворения внутреннего спроса. «Все те меры, которые предпринимаются на сегодняшний день, позволяют нам надеяться на то, что мы удовлетворим зерновыми нашу страну», - добавила министр.
Отметим, что ранее прогноз министерства составлял 85 млн т. зерна, что предусматривало экспортный потенциал в 20 млн т. Сокращение прогноза на 25 млн т. говорит о том, что экспортный потенциал исчезает и даже на внутреннем рынке возможен дефицит.
Столь неуверенные настроения заставили правительство пойти на крайний шаг, который может обернуться долгоиграющими негативными последствиями – временный запрет экспорта зерна до конца текущего года.
В то же время, в Российском зерновом союзе уверены, что с учетом прошлогодних запасов зерна должно хватить не только для внутреннего рынка, но и для мирового, хотя и в значительно меньших, нежели ранее, объемах.
Столь неуверенные настроения заставили правительство пойти на крайний шаг, который может обернуться долгоиграющими негативными последствиями – временный запрет экспорта зерна до конца текущего года.
В то же время, в Российском зерновом союзе уверены, что с учетом прошлогодних запасов зерна должно хватить не только для внутреннего рынка, но и для мирового, хотя и в значительно меньших, нежели ранее, объемах.
«Если убрать эмоциональную составляющую, то можно уверенно сказать: даже при самом неблагоприятном варианте валового сбора зерна урожая 2010 года, с учетом запасов, которые остались с прошлого года, все внутренние потребности страны в продовольственном и фуражном зерне будут обеспечены в полном объеме, - говорят в Зерновом союзе. Больше того, наши ресурсы дают возможность продолжить его экспорт, быть может, в существенно меньшем, чем в прошлые годы, объеме, но на достаточном уровне для сохранения завоеванных огромными усилиями за последние 10 лет позиций на мировом агропродовольственном рынке».
В Российском Зерновом Союзе уверены, что нынешняя ситуация несет в себе существенные долгосрочные риски как для развития сельского хозяйства, так и для социально-экономического положения в стране в целом, в том числе в связи со спекулятивным повышением цен на зерно, которое не имеет под собой долгосрочных фундаментальных оснований и поэтому может обернуться резким падением. С этой угрозой, по словам заместителя правительства РФ Виктора Зубкова, власти намерены бороться с помощью зерновых интервенций.
Комментируя решение о введении временного моратория на экспорт зерна, президент России Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость юридической поддержки на уровне государства экспортёрам, чтобы временный запрет «однозначно» расценивался зарубежными покупателями как форс-мажор и отсутствие возможности совершать поставки.
Тем не менее, уход с рынка даже на несколько месяцев может привести к тому, что российским экспортерам придется заново отвоевывать утраченные позиции, а доверие к России у потребителей будет подорвано.
Зерно истины
В этой связи встает вопрос о судьбе многочисленных портовых проектов, ориентированных на экспортную перевалку зерновых.
Одна только «Объединенная зерновая компания» еще в июне 2010 года заявляла о намерении инвестировать 22 миллиарда рублей в развитие российских морских зерновых терминалов. По планам ОЗК, планируется увеличение пропускной способности портов в Азово-Черноморском бассейне на 10-15 млн т. в год, на Дальнем Востоке на 4-5 млн т. и на Балтике - до 3 млн т.
В частности, в Новороссийске планируется модернизация зернового терминала с увеличением годовой перевалки до 5 млн т. в год, строительство нового глубоководного терминала с возможностью перевалки до 8-9 млн т. в год в порту Тамань, строительство сети речных зерновых терминалов на Волге и на Дону с объемом перевалки до 3 млн т. в год.
Кроме того, для выхода на мировые рынки сибирского зерна планируется развитие соответствующих терминалов в портах Дальнего Востока. Совместно с "Базовым элементом", "Сахо", Itochu и Mitsui прорабатываются проекты строительства терминалов в портах Ванино, Находка и Восточный. Также, в порту Владивосток планируется построить зерновой терминал мощностью до 3 млн т. в год.
На Северо-Западе ОЗК, совместно с ОАО "Компания "Усть-Луга", разрабатывает проект строительства терминала в порту Усть-Луга.
Реализация данных проектов должна была дать возможность увеличения объемов экспортных поставок и открыть новые направления для экспорта зерна, новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Южной Америке.
О корректировке этих планов инвесторы пока предпочитают не заявлять. В частности, во «Владивостокском морском торговом порту» (ВМТП) ИАА «ПортНьюс» сообщили, что каких-либо изменений, связанных с запретом экспорта зерновых, в планы ВМТП относительно создания специализированного зернового терминала внесено не было, а его строительство предусмотрено Стратегией развития предприятия до 2015 года.
После объявления правительством России временного запрета на экспорт зерна обращений инвесторов с изменением намерений по строительству нового морского зернового терминала в порту Усть-Луга также не было. Об этом ИАА «ПортНьюс» сообщили в пресс-службе ОАО «Компания Усть-Луга», реализующего проект строительства порта в Ленинградской области.
«Обращений от инвесторов с просьбой пересмотреть предварительные соглашения по строительству в Усть-Луге экспортного зернового комплекса не было. Все предложения связанные со строительством зернового терминала в Усть-Луге – это не сиюминутное решение, а проекты на долгосрочную перспективу, поэтому и каких-либо отказов от переговоров не было», - сказали в пресс-службе.
Пресс-секретарь ОЗК Дмитрий Тейбаш сообщил ИАА «ПортНьюс», что «временный запрет экспорта зерна не отразится на собственных инфраструктурных проектах компании, так как они еще находятся в начальной стадии». Их реализация будет идти в соответствии с планами.
В то же время, климат становится все более непредсказуемым и нет никаких гарантий того, что российские производители вообще смогут выйти на прежние объемы урожая зерновых и обеспечить наличие экспортного потенциала. В частности, по словам советника президента России по климату, президента Всемирной метеорологической организации Александра Бедрицкого, повторение аномальной жары в России вполне возможно. Ссылаясь на прогнозы, выпущенные межправительственной группой экспертов совместно с Росгидрометом и Академией наук России, ученый подчеркнул, что волны тепла на территории России будут наблюдаться чаще.
В любом случае, инвестиции в зерновые проекты, рассчитанные на увеличение объемов экспорта, становятся все более рискованными.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» аналитик инвестиционной группы «Энергокапитал» Александр Игнатюк, запрет на экспорт зерна окажет долгосрочное негативное влияние на эффективность инвестиций в зерновые терминалы российских портов.
"Экспортеры потеряют наработанные связи и договоренности с покупателями, их придется достигать заново, снова доказывая качество российской продукции. Поэтому окупаемость инвестиций в зерновые терминалы окажется растянута по времени, а управляющим компаниям придется либо пытаться перепрофилировать их, либо вообще уйти с этого рынка", - считает аналитик.
По мнению Александра Игнатюка, возврат прежних объемов загрузки зерновых терминалов произойдет не ранее, чем через 2-3 года. Тем более, что российские экспортеры, в отличие, например, от американских, в основном работают по прямым контрактам, а не через биржевые торги.
С другой стороны, после восстановления позиций новые зерновые мощности в портах могут оказаться востребованными, ведь спрос на зерно на мировом рынке достаточно высок. И здесь все будет зависеть от экономики конкретных компаний, так как нынешние убытки придется переносить на будущее время. По расчетам аналитиков "Энергокапитала", общий объем инвестиций в зерновые терминалы может сократиться на 10-15%.
Виталий Чернов.
по данным "Объединенной зерновой компании"