На пути к инновациям
- Аскар Аменович, на Петербургском форуме речь шла о финансовом кризисе и бюджетном дефиците, о международном сотрудничестве и энергетике, об образовании и даже о кинематографе. Но проблемы транспортной инфраструктуры в повестку дня просто не вошли. Чем же это мероприятие стало значимым для вас, как для портовика?
- Понятно, что нельзя объять необъятное и за три дня обсудить вопросы, касающиеся всех без исключения направлений экономики и отраслей промышленности. И частные панельные дискуссии о кинематографе или о футболе, которые разбавляли центральные и смыслообразующие заседания форума, не должны вызывать ревность у профессионалов из других областей.
Для меня особенно ценным стало то, что на данном мероприятии были предложены новые модели эффективных экономических стратегий на уровне государств и крупных корпораций. И что особенно значимо, в основных подходах к их рассмотрению сошлись не только отечественные чиновники и бизнесмены, но и зарубежные эксперты.
«Жизненно необходимо доводить до ума те технологические и инфраструктурные цепочки, которые могут обеспечить развитие и бизнеса, и социальной сферы, и, в конечном итоге, поддержать те самые инновационные составляющие экономики будущего» |
Многие комментаторы, освещавшие Петербургский экономический форум во время его проведения, делали основной упор на модернизации как динамическом сочетании инвестиций и инноваций. По существу это верно. Но такая констатация выглядит поверхностно, если перейти к анализу конкретных финансово-экономических и социальных инструментов модернизации, проще говоря, от вопроса «что делать?» к вопросу «как именно делать?»
- В чьих же руках сегодня находится весь набор «инструментов»?
- Разумеется, в первую очередь, в руках президента, правительства, а также нашего парламента, если вести речь о законодательной базе для развития экономики.
Кстати, говоря о нормативно-правовых аспектах намеченных преобразований, президент Дмитрий Медведев озвучил новые рамки для инвестиционной политики в том числе и для компаний морского и речного транспорта. Ведь в число предприятий, утративших статус стратегических, согласно указу президента, включены 22 порта и 11 пароходств. Теперь их доли и акции будут значительно более активно обращаться на финансовых (в том числе международных) рынках.
Но дело не только в этом. Современная инновационная экономика — слишком сложное и хрупкое образование, для развития которого мало только политической воли и благоприятной финансовой конъюнктуры. Ее основой должен служить мощный и диверсифицированный промышленно-производственный потенциал.
Выпадающие звенья
- Находит ли, на ваш взгляд, эта позиция понимание у российских руководителей?
- Мне кажется, что наиболее развернуто и последовательно на форуме данную систему взглядов выразил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. И это системно уравновешивало безусловно яркие и по-хорошему амбициозные выступления президента Медведева. Задача лидера нации состояла в том, чтобы, не застревая в частностях, показать сущностные ориентиры развития отечественной экономики.
Представители правительства, в том числе и министр финансов, привязывали эти ориентиры к сегодняшним (не во всем благополучным) реалиям российской жизни.
Мне запомнились слова Кудрина о том, что модернизация должна непременно включать в себя три направления работы: диверсификацию экономики, включение в процессы производства товаров и услуг современных (уже разработанных и освоенных) технологических наработок, и уже на этой основе — инновационную деятельность, то есть внедрение изобретений, которых еще не было на рынке.
Причем, держа равнение на страны-лидеры в области хай-тека, необходимо четко осознавать, что он еще долгие годы не будет доминировать в нашей экономике. Поэтому жизненно необходимо доводить до ума те технологические и инфраструктурные цепочки, которые могут обеспечить развитие и бизнеса, и социальной сферы, и, в конечном итоге, поддержать те самые инновационные составляющие экономики будущего.
- О каких именно технологических цепочках вы говорите?
Проще всего мне будет объяснить это на примере нашего предприятия. На сегодняшний день строительство Беломорского морского торгового порта — это проект, правда, практически полностью готовый к реализации и уже включенный в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».
Его необходимость была вызвана как раз структурной несбалансированностью российской транспортной схемы. Общеизвестно, что Россия, являясь признанным лидером по добыче природных ресурсов, упускает огромные финансовые возможности, связанные с переработкой и транспортировкой этих богатств. В настоящее время порядка 100 млн тонн российских грузов ежегодно уходят в порты Прибалтики и Украины, способствуя росту экономики и созданию новых рабочих мест у наших зарубежных соседей. Тогда как наши собственные территории, например, республика Карелия, где расположено наше предприятие, буквально задыхаются от отсутствия инвестиций и недостатка собственных точек роста. Наш порт — это как раз одно из тех самых недостающих звеньев в производственной и инфраструктурной цепочке, в которых так остро нуждается российская экономика.
Шанс на экономический прорыв
- Но ведь осуществление такого проекта требует немалых затрат?
- Да, строительство обойдется примерно в 16 млрд руб. Но даже по самым осторожным прогнозам срок окупаемости проекта составит всего 8,5 года. А это, согласитесь, весьма перспективное и выгодное вложение в столь серьезный объект.
Именно поэтому интерес инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, к нашему строительству огромный. Благодаря данному обстоятельству, мы можем не только закладывать в свой проект самое современное портовое оборудование, но и использовать последние достижения в сфере логистики и экологической безопасности.
Таким образом, Беломорский порт полностью соответствует заявленному российскими лидерами курсу на модернизацию экономики. Но все же напрямую он не связан ни с инновациями, ни с производством в сфере хай-тек. Отсюда у отдельных горячих голов, способных превратить в кампанейщину любой стратегический посыл руководителей нашего государства, может возникнуть искушение объявить неэффективными те затраты из федерального бюджета, которые включены в упомянутую ФЦП, и которые по закону могут осуществляться только за счет казны.
- А каковы объемы этих средств?
- Порядка 4 млрд руб. Эти деньги нужны, главным образом, на проведение дноуглубительных работ (недостаточные глубины для проводки крупнотоннажных судов — главный бич большинства российских портов). Но это — возвратные средства, которые станут долей государства в собственности компании.
Теперь представим себе, что произойдет (вернее, чего не произойдет), если федеральное финансирование программы будет свернуто, например, в рамках сокращения бюджетного дефицита.
Президент РФ Дмитрий Медведев:«Очевидно, что инвестиционная активность - один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации нашей экономики. России нужен настоящий инвестиционный бум».
|
Но это — только одна сторона вопроса. По расчетам специалистов из Российской академии транспорта каждое рабочее место порта приводит к созданию семи рабочих мест в смежных отраслях хозяйствования и сфере услуг, что вполне закономерно и объяснимо.
Далее. Налогооблагаемая база предприятия также будет расти. И по предварительным подсчетам за первые десять лет составит 5,59 млрд руб. платежей в бюджеты всех уровней, достигнув 950 млн руб. ежегодно. А есть ведь еще и внебюджетные отчисления в виде, например, арендной платы.
Дополнительные же налоговые поступления от смежных, а также вновь созданных предприятий, которые появятся благодаря работе Беломорского порта, и вовсе трудно поддаются подсчету до старта проекта. Но если взять за основу приведенную положительную динамику роста занятости, то цифры получатся весьма впечатляющие.
Три-четыре таких предприятия, как наше, могли бы обеспечить настоящий прорыв в экономике Карельской республики. Что, в свою очередь, инициировало резкий подъем в социальной области, в частности, в сфере образования. Принципиально изменилась бы система подготовки кадров. И уже на этой базе можно было бы с большим основанием говорить о создании и развитии на территории республики высокотехнологичных производств и венчурных фондов.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин:«Модернизация должна непременно включать в себя три направления работы: диверсификацию экономики, включение в процессы производства товаров и услуг современных (уже разработанных и освоенных) технологических наработок, и уже на этой основе - инновационную деятельность, то есть внедрение изобретений, которых еще не было на рынке».
|
Экономическая база хай-тека
- Конечно, такие амбициозные проекты, как Сколково, способны значительно продвинуть отечественную прикладную науку и технологии. Но не стоит забывать, что сегодняшние одаренные дети, живущие, например, в том же Беломорске, могут даже не узнать о своих талантах и способностях и не получить возможности как-то их проявить. Кто же тогда завтра будет работать в отечественной «силиконовой долине» - иностранные специалисты?
- В основе наукоемких технологий всегда должна лежать здоровая мощь развитой индустриальной экономики. Иначе все наши претензии на хай-тек и хай-хьюм будут представлять собой шаткую верхушку карточного домика несбыточных мечтаний. И дело не только в экономической угрозе и вызовах финансового кризиса. Самая большая опасность — растратить человеческий капитал, отнять будущее у тех, кто еще только сидит за партами.
А это вполне возможно, если такие проекты, как наш, будут рассматриваться лишь с точки зрения досадных финансовых затрат, которых «лучше бы избежать», сославшись на кризис.
Да, картина вырисовывается довольно мрачная. И назвать ее в этом случае следовало бы «Упущенные возможности». Сколько таких картин мы видим повсеместно в российской действительности — оборванных экономических цепочек, технологических ниш, отданных на откуп зарубежным компаниям — вряд ли есть аналитик, способный дать численное выражение этим потерям.
Поэтому я был искренне рад услышать на Петербургском форуме от представителей российской и мировой экономической элиты трезвые и взвешенные рассуждения по поводу направлений и перспектив проводимой в стране политики модернизации.
Главный приоритет – инвестиции
В своей программной речи президент России Дмитрий Медведев четко обозначил главный приоритет для нашей страны: «Очевидно, что инвестиционная активность - один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации нашей экономики. России нужен настоящий инвестиционный бум».
Под эту основополагающую цель уже верстается новая налоговая политика, пересматриваются принципы расходования бюджетных средств. С 2011 года бюджетный процесс будет переориентирован с устаревшей практики постатейного финансирования на реализацию конкретных целевых программ.
Все это не может не обнадеживать. На Петербургском экономическом форуме международным экспертным сообществом было озвучено немало ценных и весьма интересных идей по волнующей всех проблеме сокращения бюджетного дефицита.
- И все же та модель, которую выбрало для себя российское руководство, представляется мне наиболее оправданной. В чем же она состоит?
- Ресурсы для отечественной модернизации находятся как в сфере инноваций и высоких технологий, так и в оптимизации и развитии уже наработанного производственного и промышленного потенциала страны. Мобилизовать работу на этих направлениях — вот главная задача, которая на сегодняшний день стоит перед нашим бизнесом и сектором государственного управления.
Таков, на мой взгляд, главный вывод, который можно сделать по итогам работы Петербургского форума.
Подготовила Софья Винарова