Активизация ОСК
Процесс консолидации судостроительных активов в руках государства завершается. На днях подписан указ президента РФ Дмитрия Медведева о передаче «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) госдолей еще ряда предприятий, в том числе ФГУП «Судэкспорт» (которое предполагается акционировать). Это позволит Корпорации заняться внешнеэкономической деятельностью и создать еще один субхолдинг на юге России. Кроме того, до 20 июня 2010 г. планируется завершить сделку по продаже ОСК «Балтийского завода» и «Северной верфи». Все это должно создать предпосылки для скоординированного развития отрасли.
Время собирать камни
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О развитии открытого акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация». В соответствии с документом, предполагается акционирование ФГУП «Судэкспорт» с передачей акций предприятия в ОСК. Благодаря этому ОСК сможет заниматься внешнеторговыми операциями по экспорту и импорту судов, плавсредств, судового и другого оборудования, приборов, запчастей и материалов, а также вопросами лизинга. Таким образом, госкорпорация замкнет на себе цепочку от производства судов до работы с заказчиками.
Как заметил в беседе с Дмитрием Медведевым президент ОСК Роман Троценко, в настоящее время около 30% отечественной судостроительной продукции идёт на экспорт. По словам Троценко, передача в корпорацию «Судэкспорта» очень важно, «поскольку на сегодняшний день послепродажное обслуживание является ключевым фактором конкурентоспособности нашей продукции».
Также, указом предусматривается передача в ОСК 14 предприятий, расположенных преимущественно в южной части России. Как прокомментировал Роман Троценко, «те предприятия, которые сейчас включаются, речь идёт о 14 предприятиях, – в основном, это незначительные миноритарные или блокирующие пакеты, однако часть из них расположена на юге России и позволяет нам сформировать центр судостроения на Каспийском море для строительства буровых платформ в этом регионе». Отметим в этой связи, что указом правительству дано поручение о создании Южного центра судостроения и судоремонта в рамках ОСК.
Кроме того, в пресс-службе «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК) ИАА «ПортНьюс» сообщили, что в настоящее время ОПК ведет переговоры о продаже ОСК своих контролирующих пакетов в «Балтийском заводе» и «Северной верфи». В связи с этим отметим, что на базе указанных судостроительных предприятий, расположенных в Петербурге, ОПК планировала создать современный судостроительный комплекс, позволяющий выпускать весь продуктовый ряд судов дедвейтом до 300 тыс. тонн. Новый судостроительный комплекс производительностью до 500 тыс. тонн дедвейта в год должен был быть создан с использованием имеющихся мощностей «Северной верфи» и «Балтийского завода» путем реконструкции и технического перевооружения существующих производств, а также строительства новых объектов. Теперь вопрос создания такого комплекса будет решаться новым владельцем - ОСК.
Отметим, что до настоящего времени было заявлено достаточно большое количество крупных проектов в области судостроения. Помимо вышеописанного проекта, только в Петербурге и Ленобласти планируется осуществить перенос «Адмиралтейских верфей» на о. Котлин под Петербургом и построить суперверфь в Приморске.
В частности, как сообщалось ранее, на о. Котлин предполагается строительство двух сухих доков. Проект рассчитан на производство порядка 15 судов в год, в том числе, возможно, авианосцев. Объем инвестиций оценивается в 65 млрд руб.
Проект новой верфи в Приморске Выборгского судостроительного завода предполагает строительство судов для перевозки газа водоизмещением до 200 тысяч тонн, танкеров ледокольного класса свыше 100 тысяч тонн и буровых платформ. Вместе с инфраструктурой проект оценивается в 58 миллиардов рублей.
Кроме того, ОСК планирует создание двух крупных судостроительных предприятий на Дальнем Востоке и реализацию ряда других проектов.
Однако одновременное строительство всех заявленных верфей затруднено, как с финансовой, так и с кадровой точки зрения. Поэтому здесь необходима единая государственная политика, расставляющая приоритеты и направляющая на приоритетные проекты финансовые и людские ресурсы. Передача «Балтийского завода» и «Северной верфи» в ОСК будет этому способствовать.
В поисках главного
Дмитрий Медведев выделил несколько приоритетных направлений развития отечественного судостроения. По его словам, во-первых, нужно завершить работу над программой развития военного кораблестроения, где будет чётко определён перечень перспективных образцов, предусмотреть конкретные меры и сроки реализации программы. И соответственно, предусмотреть объёмы финансирования в рамках Государственной программы вооружения на период с 2011 по 2020 год, а также ряда ФЦП. Отметим в этой связи, что в ходе визита председателя правительства РФ Владимира Путина во Францию он заявил журналистам, что возможность покупки французских кораблей-вертолетоносцев типа Mistral можно рассматривать только при условии одновременной передачи России соответствующих технологий.
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О развитии открытого акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация». В соответствии с документом, предполагается акционирование ФГУП «Судэкспорт» с передачей акций предприятия в ОСК. Благодаря этому ОСК сможет заниматься внешнеторговыми операциями по экспорту и импорту судов, плавсредств, судового и другого оборудования, приборов, запчастей и материалов, а также вопросами лизинга. Таким образом, госкорпорация замкнет на себе цепочку от производства судов до работы с заказчиками.
Как заметил в беседе с Дмитрием Медведевым президент ОСК Роман Троценко, в настоящее время около 30% отечественной судостроительной продукции идёт на экспорт. По словам Троценко, передача в корпорацию «Судэкспорта» очень важно, «поскольку на сегодняшний день послепродажное обслуживание является ключевым фактором конкурентоспособности нашей продукции».
Также, указом предусматривается передача в ОСК 14 предприятий, расположенных преимущественно в южной части России. Как прокомментировал Роман Троценко, «те предприятия, которые сейчас включаются, речь идёт о 14 предприятиях, – в основном, это незначительные миноритарные или блокирующие пакеты, однако часть из них расположена на юге России и позволяет нам сформировать центр судостроения на Каспийском море для строительства буровых платформ в этом регионе». Отметим в этой связи, что указом правительству дано поручение о создании Южного центра судостроения и судоремонта в рамках ОСК.
Кроме того, в пресс-службе «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК) ИАА «ПортНьюс» сообщили, что в настоящее время ОПК ведет переговоры о продаже ОСК своих контролирующих пакетов в «Балтийском заводе» и «Северной верфи». В связи с этим отметим, что на базе указанных судостроительных предприятий, расположенных в Петербурге, ОПК планировала создать современный судостроительный комплекс, позволяющий выпускать весь продуктовый ряд судов дедвейтом до 300 тыс. тонн. Новый судостроительный комплекс производительностью до 500 тыс. тонн дедвейта в год должен был быть создан с использованием имеющихся мощностей «Северной верфи» и «Балтийского завода» путем реконструкции и технического перевооружения существующих производств, а также строительства новых объектов. Теперь вопрос создания такого комплекса будет решаться новым владельцем - ОСК.
Отметим, что до настоящего времени было заявлено достаточно большое количество крупных проектов в области судостроения. Помимо вышеописанного проекта, только в Петербурге и Ленобласти планируется осуществить перенос «Адмиралтейских верфей» на о. Котлин под Петербургом и построить суперверфь в Приморске.
В частности, как сообщалось ранее, на о. Котлин предполагается строительство двух сухих доков. Проект рассчитан на производство порядка 15 судов в год, в том числе, возможно, авианосцев. Объем инвестиций оценивается в 65 млрд руб.
Проект новой верфи в Приморске Выборгского судостроительного завода предполагает строительство судов для перевозки газа водоизмещением до 200 тысяч тонн, танкеров ледокольного класса свыше 100 тысяч тонн и буровых платформ. Вместе с инфраструктурой проект оценивается в 58 миллиардов рублей.
Кроме того, ОСК планирует создание двух крупных судостроительных предприятий на Дальнем Востоке и реализацию ряда других проектов.
Однако одновременное строительство всех заявленных верфей затруднено, как с финансовой, так и с кадровой точки зрения. Поэтому здесь необходима единая государственная политика, расставляющая приоритеты и направляющая на приоритетные проекты финансовые и людские ресурсы. Передача «Балтийского завода» и «Северной верфи» в ОСК будет этому способствовать.
В поисках главного
Дмитрий Медведев выделил несколько приоритетных направлений развития отечественного судостроения. По его словам, во-первых, нужно завершить работу над программой развития военного кораблестроения, где будет чётко определён перечень перспективных образцов, предусмотреть конкретные меры и сроки реализации программы. И соответственно, предусмотреть объёмы финансирования в рамках Государственной программы вооружения на период с 2011 по 2020 год, а также ряда ФЦП. Отметим в этой связи, что в ходе визита председателя правительства РФ Владимира Путина во Францию он заявил журналистам, что возможность покупки французских кораблей-вертолетоносцев типа Mistral можно рассматривать только при условии одновременной передачи России соответствующих технологий.
Во-вторых, как сказал Дмитрий Медведев, нужно до конца 2010 года разработать долгосрочную комплексную программу развития судостроения. Эта программа должна учитывать всю совокупность факторов, которые влияют на развитие отрасли, включая и условия международной конкуренции. «Здесь мы никуда не сможем спрятаться; по понятным причинам всё, что мы делаем, будет находиться в достаточно жёстком рыночном противостоянии с другими поставщиками такого рода продукции», - подчеркнул президент России.
Кроме того, он выделил проблемы, связанные с борьбой за арктические ресурсы. «Такая программа должна быть стратегической и охватывать не только военный, но и, конечно, гражданский сектор судостроения. При этом также необходимо утвердить перспективную линейку морской и речной техники, которая должна выпускаться в России. То есть мы должны понимать вообще, что мы можем и что мы не можем. И сформировать перечень востребованных судостроительной промышленностью современных – как принято говорить, прорывных технологий. Решить, что мы будем в любом случае обязательно производить у себя даже с точки зрения безопасности, а что будем покупать за границей», - сказал Медведев.
Наконец, по словам главы государства, в ходе стратегического планирования нужно определиться с мерами государственной поддержки отрасли. «Особо хотел бы подчеркнуть, что эти меры поддержки должны подкрепляться ростом производительности труда на предприятиях, о чём мы всегда говорим с вами, и повышением эффективности использования активов, а также снижением издержек», - отметил он.
Кроме того, он выделил проблемы, связанные с борьбой за арктические ресурсы. «Такая программа должна быть стратегической и охватывать не только военный, но и, конечно, гражданский сектор судостроения. При этом также необходимо утвердить перспективную линейку морской и речной техники, которая должна выпускаться в России. То есть мы должны понимать вообще, что мы можем и что мы не можем. И сформировать перечень востребованных судостроительной промышленностью современных – как принято говорить, прорывных технологий. Решить, что мы будем в любом случае обязательно производить у себя даже с точки зрения безопасности, а что будем покупать за границей», - сказал Медведев.
Наконец, по словам главы государства, в ходе стратегического планирования нужно определиться с мерами государственной поддержки отрасли. «Особо хотел бы подчеркнуть, что эти меры поддержки должны подкрепляться ростом производительности труда на предприятиях, о чём мы всегда говорим с вами, и повышением эффективности использования активов, а также снижением издержек», - отметил он.
В этой связи стоит упомянуть и разработанный Минтрансом законопроект о поддержке судостроения и судоходства, предоставляющий ряд преференций судостроителям, а также стимулирующий судовладельцев заказывать суда на отечественных верфях.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» последствия создания ОСК ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, говорить о монополизации рынка здесь некорректно, так как конкуренция на отечественном рынке судостроения все равно сохранится, ведь в ОСК вошли не все судостроительные активы, и не на всех предприятиях доля корпорации является контролирующей.
«Основная идея, которую заложили власти при создании ОСК, заключается в том, что необходимо воссоздавать гражданское судостроение в стране и стимулировать судовладельцев строить суда на наших верфях. А для этого необходимо объединить эти активы, чтобы они вместе могли строить корабли, отвечающие всем современным требованиям», - считает Дмитрий Баранов.
По мнению аналитика, создание ОСК должно повысить конкурентоспособность российских верфей. "Понятно, что сразу это не произойдёт, но постепенно, ОСК может стать одним из активных игроков мирового судостроения", - полагает Дмитрий Баранов.
По его мнению, в первую очередь нужно провести инвентаризацию всех предприятий, передаваемых в ОСК, выяснить их особенности и ресурсы, а только затем составлять план развития ОСК, собирать заявки на строительство судов, организовывать кооперацию между верфями и выстраивать всю логистику деятельности корпорации.
Виталий Чернов.