• 15 марта 2005

    ВТО для стивидоров

    Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), скорее всего, состоится в 2006 году. После серии переговоров российского Президента и правительства с основными странами-членами ВТО, это событие можно считать свершившимся фактом. Опрошенные ИА «ПортНьюс» эксперты склоняются к мнению, что судьба отечественных стивидоров будет зависеть исключительно от политики федеральных властей. На какие уступки пойдет Россия? Будет ли предоставлен нашему государству переходный период? Как будут сбалансированы тарифы российских естественных монополий? Ответы на эти вопросы могут дать пока только чиновники.

     

     

    Минэкономразвития предсказывает проблемы

    Министерство экономического развития РФ подтверждает официально, что все переговоры о вступлении России в ВТО будут завершены летом текущего года. На сегодняшний день, 15 основных членов ВТО, включая Евросоюз, согласны видеть Россию в составе организации. Российские политики, правительство, а так же бизнес-структуры все чаще склонны рассматривать этот процесс не только с негативной точки зрения, но и «как средство создания в стране конкурентоспособной экономики». «С одной стороны, все, что служит сближению России с Европой, что служит интеграции страны и ее экономических, политических и гражданских институтов в европейские структуры - все это, замечательно, - считает научный руководитель Института национального проекта «Общественный договор» Денис Драгунский. - С другой стороны, есть тревожные моменты». Представители экономического министерства, ответственного за переговоры со странами-участниками ВТО, соглашаются, что у некоторых российских компаний, в результате присоединения к Всемирной Организации, могут возникнуть проблемы.

     

     

    Портовики опасаются за ж/д тарифы

    Портовый бизнес, в первую очередь, опасается ухода грузов к зарубежным портам-конкурентам. Такое развитие ситуации напрямую связано с позицией федерального правительства в вопросе установления железнодорожных тарифов. В настоящее время стоимость перевозки грузов по железной дороге в адрес российских портов в 1,7 раза дешевле, чем стоимость доставки тех же грузов в адрес пограничных переходов, то есть к зарубежным портам.

     

    Председатель правления портового комплекса «Белое море» Александр Митрофанов считает, что в случае выравнивания транспортных тарифов, «российские стивидоры станут менее конкурентоспособными». Иллюстрируя такое развитие ситуации, Митрфанов приводит в пример действующую уже сейчас в ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) практику «сквозных тарифов». Такая система позволяет, например, перевозить казахскую нефть через финские порты на более выгодных условиях, чем через порты российского Севера. Северные порты России недополучают грузы и винят в этом руководство «РЖД».

     

    «Если тарифы на ж/д перевозки до российских портов и погранпереходов будут выровнены, то в этом случае, несмотря на наличие псевдо-конкурентной среды, российские порты окажутся в заведомо более невыгодных условиях, по сравнению со схожими терминалами стран - соседей», - считает советник генерального директора «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ) Кирилл Котин. При ином варианте развития переговорного процесса о вступлении России в ВТО, правительство может решить поддержать портовую отрасль как одну из базовых, позволяющих российским товарам конкурировать на внешнем рынке. «В этом случае, - говорит Котин, - можно прогнозировать сохранение дискриминационных ставок на транспортировку грузов по железной дороге к российским портам. Хотя некий дрейф (в сторону увеличения) тарифов неизбежен». Данный вариант, напоминают в ПНТ, соответствует общей федеральной концепции «Российские грузы - в российские порты» и до настоящего времени поддерживается правительством.

     

     

    Надежды рассеет ВТО

    По мнению председателя петербургского Комитета по транзитно-транспортной политике Андрея Карпова, надежды портовиков на сохранение существующих транспортных тарифов необоснованны. «С вступлением в ВТО любые преференции для российских портов станут протекционализмом. Нас все равно заставят выровнять тарифы», - считает он.

     

    Эта позиция получила подтверждение в начале февраля 2005 года на встрече министров путей сообщения Латвии, Литвы, Эстонии и России. Россию призвали уже сейчас выровнять тарифы на железнодорожные перевозки грузов. «Россия должна пересмотреть свою экономическую стратегию перевозки грузов в балтийском направлении», - заявил по окончании встречи на брифинге для журналистов министр транспорта Латвии Айнарс Шлесерс. Госсекретарь министерства путей сообщения Литвы Алминас Мачюлис поддержал своего коллегу и подчеркнул, что существующая в России тарифная система «негативно отражается на рентабельности морских портов государств Балтии, Калининграда, Клайпеды, приостанавливает их расширение и модернизацию». По статистике, которую приводит «Прайм-Тасс», еще 3 года назад грузы из России составляли около 57% всего оборота Клайпедского порта, а в 2004 году этот показатель упал до 12-13%.

     

    Представители ЕС вряд ли отступятся от своих требований к России в части выравнивания ж/д тарифов. На упомянутой выше встрече Эстонский министр экономики и коммуникаций Андрус Ансип заявил о целесообразности вовлечения России в проект «Рэйл Балтия» (европейский железнодорожный транспортный коридор Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава). Он считает необходимым включить в эту схему Санкт-Петербург. «Этот проект, стоимостью 2,5 млрд. евро, государствам Балтии без инвестиций ЕС и России осуществить не под силу», - добавил г-н Ансип. Естественно, что в случае участия российской стороны в этом проекте, ни о каком дифференцировании тарифов речь идти не может.

     

     

    Законодательство РФ к ВТО не готово

    Снижению конкурентоспособности портов РФ после вступления в ВТО будет способствовать и множество других факторов, считает Котин: «Среди них можно выделить несовершенство российской правовой базы, отсутствие понятий «свободный порт» и «свободная экономическая зона», а также географическое положение отечественных портов».

     

    Одна из проблем, которая может встать перед Россией после вступления в ВТО, связанна с внутренним водным транспортом. Внутренние водные пути Российской Федерации сейчас закрыты для прохода судов под флагами иностранных государств. В настоящее время все перевозки грузов и пассажиров осуществляются во внутренних водах российскими судоходными компаниями. «Поэтапное открытие внутренних водных путей для судов, ходящих под флагами иностранных государств, является одним из направлений политики Российской Федерации по углублению международной экономической интеграции, вхождению в ВТО и присоединению к договорам и соглашениям о свободном судоходстве», - заявил в ходе парламентских слушаниях в Госдуме заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. Таким образом, государство намерено расширить этот рынок, допустив на него зарубежные судоходные компании. Причем в числе претендентов на долю рынка внутрироссийских водных перевозок называют украинские и азербайджанские компании.

     

     

    Об интенсивности судоходства придется договариваться

    Из Минэкономразвития в прессу попадает дозированная информация о том, чего удалось достичь российской стороне при переговорах по ВТО. В одной из публикаций «Новых известий» говорится, что министерство добилось сближения позиций с ЕС по вопросам морского судоходства. В частности, как представители ЕС, так и их российские коллеги считают необходимым повышать безопасность перевозки морских грузов и, в первую очередь, нефти. Обе стороны выступают за запрет движения танкеров с одинарным бортом. Тем не менее, Комиссия ЕС продолжает делать акцент на проблемах, связанных с интенсивным судоходством.

     

     

    Для Петербурга ВТО на пользу

    Спектр мнений по вопросу последствий для российских портов после вступления в ВТО велик. Так, например, бывший депутат Госдумы, а ныне сенатор от Читинской области Григорий Томчин считает, что вступление России в ВТО, напротив, «создаст ряд серьезных предпосылок для завоевания Россией сильных позиций на международном рынке транспортных услуг». Еще в 2003 году Томчин продвигал идею переноса петербургского порта на линию Кронштадт-дамба-Ломоносов. "Присоединение к ВТО приведет к тому, что объемы перевалки коммерческих грузов в Санкт-Петербургском порту вырастут в 2 раза, - заявил Томчин на одной из своих пресс-конференций в Петербурге. - По объемам перевалки порт может приблизиться к роттердамскому". "Рынок надавит", считает он, и такое решение может стать единственно приемлемым. «Для европейцев большой порт в Санкт-Петербурге ближе и дешевле, чем, например, порты в Эстонии или Финляндии», - считает экс-депутат.

     

    В интервью радиостанции «Эхо Москвы» директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский отметил: «Мы получаем свою выгоду, а наши торговые партнеры - свою. То есть, они получают лучший инвестиционный климат, законодательство, которое становиться прогнозируемым, нормальные правила игры. Но, кстати, я хочу заметить, что это выгодно, в первую очередь, и нашему бизнесу - прозрачные, нормальные правила игры». По данным Портанского, летом прошлого года примерно 70% опрошенных информационным бюро российских бизнесменов высказались за присоединение к ВТО. Аналогичный опрос, проводимый три года назад, дал иные результаты - «за» высказались лишь 30% опрошенных.


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен