Таможня переходит границы
Реализация концепции переноса таможенного оформления к госгранице особенно остро отражается на транспортно-логистической ситуации на Северо-Западе России и, соответственно, в Санкт-Петербурге. Именно в данном регионе сосредоточен основной импортный грузопоток. По мнению экспертов, проводимые преобразования пока негативно отражаются как на бизнесе, так и на городе, количество грузового транспорта в котором только возросло. А технология «сухих портов» в существующем виде не имеет экономического смысла.
В результате упразднения таможенных постов и образования новых в Санкт-Петербурге уже возникли проблемы, в частности, для автосборочных предприятий, импортирующих автокомпоненты. Для них с конца апреля 2010 г. в Шушарах заработал специализированный Пушкинский таможенный пост, действующий на базе склада временного хранения «Первого контейнерного терминала».
Большая часть компонентов для данных предприятий доставляется морским транспортом. В частности, Hyundai осуществляет в промзоне «Каменка» строительство индустриального парка по производству автокомплектующих для автосборочного завода. С марта 2010 г. начался завоз оборудования, которое поступает в контейнерах через терминал «Моби Дик» в Кронштадте. Речь идет об объемах порядка 51 тыс. TEUs в год, которые логично оформлять в Кронштадтском таможенном посту Балтийском таможни.
Что касается Nissan, то для данного предприятия более удобно оформление на терминале «Осиновая роща», расположенного у трассы «Скандинавия» и позволяющего осуществлять прямой транзит грузов из порта.
Именно поэтому данные предприятия обратились к руководству таможни и городским властям не делать Пушкинский таможенный пост единственным, где возможно оформление автокомпонентов.
Кроме того, создание для автосборочных предприятий особого специализированного автомобильного таможенного поста не оставляет рыночного выбора и делает данный терминал монополистом, способным диктовать петербургскому автопрому свои условия обслуживания. Кроме того, оформление грузов на нем предполагает действие схемы «сухого порта», которая сама по себе неотработана.
По мнению директора по координации транспортно-логистических компаний ГК «Евросиб», бывшего начальника Пулковской и Балтийской таможни Александра Пучкова, решение об упразднении таможенных постов в Петербурге и создание новых, плохо подготовленных, было принято неожиданно, что не позволило бизнесу подготовиться к такому повороту событий.
В результате этой неразберихи транспортная ситуация в Петербурге только ухудшилась, хотя одной из целей концепции переноса таможенного оформления к госгранице является вывод грузового транспорта из мегаполиса. «Кроме того, грузовики, которые не смогли растаможиться в Петербурге, не поехали ни в Псков, ни в Новгород, поскольку это не логично и не «логистично», они поехали в Москву», - утверждает Александр Пучков.
По мнению эксперта, таможне также не удастся быстро наладить оформление на российско-финской границе, так как под строительство складов еще даже не подавалось соответствующих заявок в правительство Ленобласти. В Псковской области заявки уже поданы, однако и там строительство инфраструктуры под таможенное оформление займет не менее двух лет.
В результате преобразований не улучшается и качество таможенного контроля, потому как инспектор вынужден работать с большим количеством деклараций, чем раньше.
Странная ситуация складывается и с проектом растаможивания в «сухих портах». Дело в том, что ни на Дальнем Востоке, ни, к примеру, в Новороссийске таких портов нет и не предвидится – создавать их там бессмысленно с экономической точки зрения.
В то же время, на Северо-Западе действует экспериментальная технология перевозки грузов для таможенного оформления с «Первого контейнерного терминала» на Пушкинский таможенный пост. Однако здесь возникает проблема финансового обеспечения – по технологии «сухого порта» его объем составляет 300 млн руб., что делает данную технологию нерентабельной.
К указанным проблемам можно добавить и спешное формирование таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, последствия которого не берутся прогнозировать даже эксперты.
Все это может привести – да и уже приводит, к невозможности для бизнеса планировать свое дальнейшее развитие, а также к переделу рынка транспортно-логистических услуг.
На наш взгляд, спешно проводимые реформы в области таможенного дела могут быть вызваны не столько экономическими, сколько политическими задачами по восстановлению великодержавных позиций Москвы на постсоветском пространстве, что подразумевает и укрепление территорий по периметру внешних границ, и ужесточение государственного контроля над внешней торговлей. Если это так, то интересы бизнеса вряд ли будут учитываться как приоритетные.
Виталий Чернов.