Сырой рост
Известно, что основой грузооборота российских портов по-прежнему остаются сырьевые грузы – нефть, уголь, зерно, минеральные удобрения и железная руда. В то же время, последние события в мире, такие как долговые проблемы ряда европейских стран, авария в Мексиканском заливе и перенасыщение промышленности Китая сырьевыми ресурсами, способны оказать влияние на ситуацию со спросом на данные грузы.
Ресурсы на выдачу
По итогам первого квартала 2010 г. российские порты демонстрировал рост показателей грузооборота в основном, за счет сырьевых грузов. Так, объем перегрузки металлов вырос на 11,5 % (в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года), минеральных удобрений на 33,1 %, лесных грузов на 25,6%, зерна на 11%, сахара на 84,2%.
Исключение было лишь по перегрузке руды и цветных металлов. Что касается железной руды, то ее грузооборот в первом квартале снизился на 35%.
Как пояснила ИАА «ПортНьюс» старший аналитик ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент" Софья Рагулина, есть факты, которые свидетельствуют о перенасыщении мирового рынка железной руды. "В апреле и марте зафиксировано снижение экспорта железной руды из Бразилии, а правительство Китая выступало с инициативой временного прекращения закупок железной руды и другого сырья из-за их переизбытка", - отметила эксперт.
Что касается других сырьевых товаров, то спрос на них пока остается стабильным.
«Учитывая, что предыдущий год был кризисным, а сейчас мировая экономика выходит из кризиса, производство и потребление большинства товаров растёт, поэтому можно ожидать увеличения перевозок основных сырьевых товаров: угля, зерна, сахара и пр. Многие страны и компании будут делать запасы этих товаров, тем самым поддерживая высокий спрос на них и увеличение объёма перевозок. Перевозки угля будут увеличиваться, как в связи с растущим спросом на него со стороны металлургов, так и в связи с созданием его запасов перед предстоящей зимой в Северном полушарии», - прокомментировал экономическую конъюнктуру ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Отметим в этой связи, что в России продолжают развиваться мощности по перевалке угля. В частности, в активную фазу реализации выходит проект строительства порта Лавна в рамках Мурманского транспортного угля, планируется увеличение объемов перевалки угля в Высоцке, происходит модернизация соответствующего оборудования в порту Мурманск и других.
С другой стороны, индекс стоимости фрахта сырьевых грузов Baltic Dry пока так и не вышел на докризисные уровни и колеблется в «боковике», что, впрочем, может объясняться переизбытком флота.
Лейся нефть
Что касается главного экспортного груза России – сырой нефти, то по мнению экспертов, снижения спроса на нее в среднесрочной перспективе вряд ли стоит ожидать.
По мнению Дмитрия Баранова, спрос на «черное золото» поддерживают несколько факторов. Несмотря на извержение вулкана в Исландии, авиаперевозки в этом году показывают рост, поэтому авиакомпаниям также потребуется топливо. На это также будет работать и техногенная катастрофа в Мексиканском заливе. Из-за нее возможно ужесточение требований к деятельности нефтяных компаний, что может привести к сокращению добычи нефти в западном полушарии и росту её перевозок, как из восточного в западное, так и в пределах восточного полушария.
«Объемы перевозок нефти из российских портов в этом году, вероятнее всего, будут расти, что объясняется как общим оживлением экономики, так и вводом в строй в России ряда инфраструктурных объектов, позволяющих их увеличить», - считает эксперт.
Отметим в этой связи, что в апреле вышел на проектную мощность морской терминал в бухте Козьмино на Дальнем Востоке, куда нефть из первой очереди трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан доставляется по железной дороге.
В 2012 году также запланирован ввод в эксплуатацию в Усть-Луге нового нефтеналивного терминала Балтийской трубопроводной системы-2.
В I квартале 2010 г. объем перевалки сырой нефти российскими портами вырос на 2,8%.
Виталий Чернов.