Высоцк обойдется ЛУКОЙЛу в $0,5 млрд
РПК (перевалочный комплекс) «ЛУКОЙЛ - II» уже в первых числах апреля станет вторым после Приморска крупным портом Ленобласти, который будет принимать танкеры «60-тысячники». Это стало возможным вслед за вводом в эксплуатацию второго пускового комплекса морского терминала РПК «ЛУКОЙЛ - II» в Высоцке. Сегодня большие суда водоизмещением до 100 тыс. тонн приходят только в порт Приморск. В будущем году, с вводом третьей очереди РПК в Высоцке, терминал начнет загружать танкеры дедвейтом 80 тыс. тонн. При этом фарватер под прием тяжелых судов готов уже сейчас. Таким образом, в будущем году РПК уже будет построен полностью. Общие инвестиции в проект со стороны ЛУКОЙЛа составят $0,5 млрд.
Вопрос экспорта нефти актуален
Терминал в Высоцке обеспечивает ЛУКОЙЛу доступ к экспортным маршрутам по транспортировке нефтепродуктов в Европу и в США. То есть проблему оптимальной организации экспорта нефтепродуктов из России в западном направлении компания для себя решила. Тем временем проблема экспорта сырой нефти для ЛУКОЙЛа остается актуальной.
Сейчас компания использует для экспортной перевалки нефти 6 терминалов на Северо-Западе: государственный порт Приморск (Ленинградская область), а так же через собственные морские терминалы Варандей (Ненецкий АО), Ильинка (Архангельская обл.), Ижевское (Калининградская обл.). Кроме того, экспорт нефти ведется через Мурманский порт и частный порт Витино на Белом море. Однако так называемый доступ к «большому рынку» может быть обеспечен лишь при условии отправки нефти большими партиями (судами дедвейтом от 100 тыс. тонн). Как следствие, возникает необходимость доставки больших объемов нефти от мест ее добычи к экспортному порту с минимальными транспортными издержками, то есть - трубопроводным транспортом. Таким условиям из перечисленных терминалов отвечает лишь порт Приморск, к которому подходит нефтепровод «Транснефти».
В соответствии с планами компании, утвержденными советом директоров "ЛУКОЙЛа", только в 2005 году темп роста экспорта нефти составит 11%. Общий объем экспорта возрастет до 49 млн. т (с учетом поставок на зарубежные НПЗ компании). Долгосрочная программа развития ЛУКОЙЛа так же предусматривает ежегодный рост объемов добычи нефти, а значит и рост объемов экспорта. В этой связи только за счет расширения собственного глубоководного терминала Варандей решить проблему отправки больших объемов нефти вряд ли удастся. Терминалу необходимо обеспечить доставку нефти по системе трубопроводного транспорта.
Нефтепровод повернут в НАО
Существующий уже несколько лет проект государственной монополии «Транснефть» по строительству нефтепровода из Сибири на запад страны может в скором времени перейти к активной стадии реализации. Первоначальный вариант продления трубы до Мурманска глава «Транснефти» Семен Вайншток больше не рассматривает. Новый проект предусматривает строительство трубопровода лишь до Ненецкого автономного округа - пос. Индига. На этом месте в дальнейшем государство рассчитывает построить морской терминал по аналогии с портом Приморск на Балтике.
Оценивая заявление главы «Транснефти» о целесообразности переноса конечного пункта трубопровода из Мурманска в Индигу, Алекперов заявил следующее: «Я считаю, что в сегодняшней ситуации, когда принято решение о строительстве трубопровода Тайшет-Находка, строить такие две крупнейшие системы, конечно, экономически нецелесообразно. А строительство трубопровода Харьяга-Индига даст возможность разгрузить систему «Транснефти», которая идет в западном направлении». Кроме того, проект Харьяга-Индига, заканчиваясь на берегу Баренцева моря, неподалеку от того места, где ЛУКОЙЛ имеет свой экспортный нефтетерминал Варандей. Поэтому, считает Алекперов, строительство нового трубопровода позволит компании «получить доступ к глобальному рынку и к Восточному побережью Соединенных Штатов». Вагит Алекперов считает, что такой «усеченный» проект нефтепровода из Сибири будет «более разумным в сегодняшней ситуации».
4 марта 2005г.