1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Российские порты сядут на СУГ

29 марта 2010   12:55

Российские порты сядут на СУГ

"Газпром" консолидировал производственные активы по реализации СУГ (сжиженный углеводородный газ) в России через свою дочернюю компанию "Газэнергосеть". Как ожидается, это будет способствовать росту производства данного вида газа в России. На фоне борьбы за более эффективное использование попутного газа, о чем неоднократно говорили первые лица государства, а также появления в мире технологий, позволяющих шире применять СУГ в экономике и повседневной жизни, эксперты прогнозируют рост инвестиций и в создание соответствующих морских перевалочных мощностей в российских портах.
 
Попутный доход

Напомним, что СУГ производится, преимущественно, из попутного нефтяного газа (ПНГ), в настоящее время в России по большей части сжигаемого в факелах. В связи с этим отметим, что 8 января 2009 г. вышло постановление правительства РФ, которое определило целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) на факельных установках на 2012 год и следующие годы в размере не более 5% от объема добытого ПНГ. Повышение платы за сверхлимитное сжигание ПНГ планируется начать с 1 января 2012 года. Уровень утилизации ПНГ в мире, в среднем, составляет 95%, а в России - не больше 30%, так что потенциал роста имеется. По мнению экспертов отрасли, одним из наиболее эффективных способов утилизации ПНГ является передача его в систему "Газпрома".
 
Мировой рынок СУГ также растет. Как рассказал с беседе с ИАА "ПортНьюс" генеральный директор Safinat An-Najaat Petroleum Company Ltd (управляет терминалом "Мактрен-Нафта") Артур Минасов, на внешних рынках фиксируется, пусть и не высокий – 2-3% в год, но стабильный общий потребительский рост спроса на СУГ на протяжении нескольких последних лет. "Такими же темпами и продолжится развитие рынка потребления СУГ в среднесрочной и долгосрочной перспективе", - прогнозирует эксперт. Относительно небольшой рост потребления можно ожидать в посткризисный период.

"На наш взгляд, на темпы роста потребления СУГ может существенно повлиять лишь внедрение новых видов топлива на основе этого газа в авиаперевозках и автотранспорте. Тестовые испытания, например, новых видов топлива (более качественных и менее дорогостоящих, чем сейчас) для самолетов проходят в США", - считает Артур Минасов.

Как прокомментировал ИАА "ПортНьюс" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, в среднесрочной и долгосрочной перспективе спрос на сжиженный углеводородный газ будет увеличиваться в мире, что объясняется как желанием нефтяных компаний получать больше доходов от эксплуатации своих ресурсов, так и появлением новых, более эффективных технологий, позволяющих шире использовать СУГ в различных отраслях экономики.

Таким образом, можно ожидать роста производства СУГ в России, в том числе на экспорт. Пока же в стране действует только один терминал по перевалке СУГ - "Мактрен-Нафта" в порту Темрюк.

Кроме того, в порту Тамань компанией "Таманьнефтегаз" реализуется проект создания комплекса по перевалке СУГ на экспорт мощностью 1 млн т. в год, ввод в действие первой очереди которого запланирован на II квартал 2010 г.

На Северо-Западе "Сибур" планирует построить комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов в порту Усть-Луга, для экспорта газа в Европу. В IV квартале 2012 г. предполагается завершение строительства и ввод комплекса в эксплуатацию. Планируемый годовой грузооборот - до 1,5 млн т. СУГ в год.

Также, в конце прошлого года заявлялось о возможном строительстве терминала СУГ в порту Приморск, параметры которого не уточнялись.

Как пояснил с беседе с ИАА "ПортНьюс" вице-президент логистической инвестиционной группы "Сафинат" (владеет терминалом "Мактрен-Нафта") Артур Минасов, преимущества данных портов заключаются в совокупности характеристик, отражающих близость к экспортным транспортным путям, особенностям географического положения, подходных каналов, развитости подъездных путей и ряда других факторов.

Особенности функционирования терминалов СУГ в сегменте инфраструктурного развития отражены в характеристиках действующего терминала "Мактрен-Нафта". Так, в состав первой очереди терминала входят: двустороння железнодорожная эстакада для единовременного слива 20 цистерн, резервуарный парк емкостью 6 тыс. куб. м., трубопровод (400 м.) для транспортировки продукта на причал.

Подвижные сливные устройства позволяют работать с цистернами разной емкости 54, 75, 85 куб. м. Эффективная скорость погрузки – до 400 тонн/час. Реализованы две схемы погрузки: из резервуарного парка и по прямой схеме «цистерна-судно», предусмотрена возможность реверса  (перекачка с судна в цистерны).

Причальные сооружения комплекса и судоходный канал позволяют принимать суда с осадкой 4,6 - 5 м. Технологическое время загрузки танкера сжиженным газом составляет 8-12 часов. Наряду с технологическими сооружениями и оборудованием терминал имеет причал и собственные подъездные пути. Строительство комплекса осуществлено в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

Запуск второй очереди, намеченный на II квартал 2010 года, позволит увеличить резервуарный парк до 10 тыс. куб. м., а железнодорожную эстакаду в два раза.
 
Государство решает все
 
Хотя экономические предпосылки инвестирования в терминалы СУГ в портах России имеются, государство должно решить ряд проблемных вопросов. Во-первых, нефтяников необходимо экономически заинтересовать перерабатывать ПНГ в СУГ. Во-вторых, чтобы перевалкой газа на экспорт занимались отечественные стивидорные компании, нужно обеспечить равные условия конкуренции с соседями.

"Чем больше аналогичных терминалов будет запускаться в эксплуатацию, тем  конструктивнее будут решаться вопросы тарифного регулирования транспортировки сырья. На сегодняшний день тарифы выстроены таким образом, что  преимущества российских морских терминалов в значительной степени нивелируются 40% понижающим тарифом на экспорт к украинским пунктам перевалки", - говорит Артур Минасов.

По его словам, сегодня Россия, формирование в России перевалочных мощностей СУГ позволяет в перспективе отказаться от услуг экспортных терминалов на Украине и в странах Прибалтики.

По мнению Дмитрия Баранова, можно ожидать инвестиций в развитие сопутствующей инфраструктуры транспортировки СУГ, но  не ранее того момента, как будет создана система стимулов со стороны  государства.

"До этого момента, инвестиции будут осуществляться лишь по доброй воле самих компаний, рассчитывающих на получение дополнительных доходов от продажи и экспорта СУГ. Учитывая, что государство поставило целью не отдавать доходы от экспорта и транзита сырья в соседние страны, можно ожидать, что соответствующая инфраструктура будет создаваться на территории России, возможно даже с государственным участием", - считает аналитик.

Виталий Чернов.