Участники Форума прослушали 33 доклада, тематика которых охватила наиболее актуальные аспекты состояния транспортной отрасли региона.
Форум открылся секцией, посвященной транспортно-логистической инфраструктуре Азово-Черноморского и Каспийского регионов. Об особенностях ее развития рассказали Александр Давыденко, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта, Юрий Махошвили, Министр промышленности и природных ресурсов Астраханской области, Николай Титюхин, президент ЕвроАзиатской Логистической Ассоциации, Александр Мельников, директор по развитию Морского торгового порта Оля.
Первая очередь грузового порта в Сочи, пострадавшего из-за шторма в декабре 2009 года, будет запущена в конце марта 2010 года, сообщил г-н Давыденко. «Восстановительные работы практически закончены, первая очередь порта заработает уже в конце марта», - сказал он.
Первые мощности по перевалке рассчитаны на 2 млн тонн грузов. Вторая очередь будет запущена в декабре, когда порт будет готов к приему 6,5 млн тонн грузов в год.
Руководитель Росморречфлота также сообщил, что в августе 2010 года между болгарским портом Варна и российским портом «Кавказ» начнет курсировать второй железнодорожный паром. «Железнодорожный паром вместимостью 50 вагонов будет переправлять самую различную номенклатуру грузов, начиная с фруктов и заканчивая нефтью, минуя порты Украины», - отметил Давыденко. Также планируется развивать автомобильное, железнодорожное и пассажирское паромные сообщения с портами Турции и Румынии.
Важным вопросом конференции стала транспортировка зерна. На сегодняшний день это наиболее болезненный вопрос для Краснодарского края. Большое количество грузовых машин, наполненных зерном, простаивают на подъезде к Новороссийску, о чем в своем выступлении упомянул Сергей Гоненко, генеральный директор Проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта «НовоморНИИпроект».
Новый подход для обеспечения экспорта зерна предложил Сергей Дельз. «Для активизации развития транспортно-терминальной инфраструктуры необходимо внедрить зоноориентированный подход, хорошо зарекомендовавший себя в США», – заявил он. компании «Русагротранс»
Перед агропромышленным комплексом России поставлена масштабная задача – к 2020 году повысить валовой сбор зерна до 135 млн тонн в год и обеспечить стабильный экспорт порядка 40-50 млн тонн в год. Однако имеющиеся транспортные и терминальные мощности не позволяют экспортировать свыше 25-30 млн тонн.
«В этой ситуации, – убежден г-н Дельз, – целесообразно внедрить зоноориентированный подход по следующему алгоритму: стратификация системы; определение основных грузопотоков региона, зоны, кластера и их симбиозных связей; установление оптимального количества подвижного состава в оперативном управлении, необходимом в регионе и зоне; определение оптимальных мощностей хранения, обработки и перевалки грузов в регионе, зоне, кластере; оптимизация существующей транспортно-терминальной инфраструктуры и планирование ее дальнейшего развития».
Такой подход позволит сформировать самодостаточный производственно-транспортный кластер, снизить нагрузку на транспортную систему, сократить время оборота подвижного состава, снизить тариф на перевозку за счет уменьшения себестоимости транспортировки, эффективно планировать загруженность элеваторов и терминальных комплексов, своевременно обрабатывать и отгружать зерновые грузы в пиковые периоды.
Вопросы транспортировки зерна также осветили Владимир Герасименко, генеральный директор Туапсинского морского торгового порта, и Виктор Зеленский, начальник управления логистики и транспорта Новороссийского зернового терминала. Во второй день Форума состоялась экскурсия на Новороссийский зерновой терминал.
О том, что ОАО «РЖД» инвестирует порядка 71 млрд рублей в развитие железнодорожных подходов к портам юга до 2015 года, сообщил представитель Северо-Кавказского филиала компании Евгений Горлаков.
«Грузооборот в адрес южных портов возрастает год от года, необходимо развивать инфраструктуру в этом направлении. В адрес одного Новороссийска было направлено около 58 млн тонн грузов в 2009 году», - подчеркнул Горлаков. По его словам, порядка 11,6 млрд рублей РЖД инвестировали в реконструкцию железнодорожных подходов к южным портам в 2009 году, в том числе к порту «Кавказ», из которого часть вагонов транспортируется на паромах в страны Европы и Турцию.
Железнодорожную тему продолжили Владимир Александрин, заместитель руководителя Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, и Ертас Бейсбеков, заместитель директора Департамента формирования сводного заказа и обеспечения перевозок компании «Казахстан темир жолы» (Казахстанские железные дороги).
Также в свете последних событий еще одной темой Форума стал вопрос внедрения ГЛОНАСС на транспорте. Здесь с докладами о применении современных спутниковых технологий в транспортной индустрии выступили Владимир Климов, исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», Андрей Аникин, руководитель проекта ОАО «Навигационно-информационные системы», Ольга Иванова, менеджер по продажам и развитию бизнеса в России и странах СНГ Pacific Crest Corporation.
Также на Форуме был рассмотрен вопрос государственно-частного партнерства. В рамках этой темы выступили Виталий Максимов, советник генерального директора по государственно-частному партнерству ФГУ «Ространсмодернизация», и Александр Глухов, заместитель генерального директора компании «ТРАНСПРОЕКТ».
Кроме того, участники Форума обсудили тему российско-турецкого сотрудничества в области транспорта, не оставили без внимания тенденции таможенного развития и проблемы экологического обеспечения транспортной отрасли.
По материалам Оргкомитета Формума.