• 23 декабря 2009

    Андрей Савельев: Я считаю 2009 год удачным!

    Уходящий год для компаний, работающих в таможенной сфере, оказался знаменателен не только мировым кризисом, но и укрупнением рынка таможенных брокеров. В Реестр таможенных брокеров в 2009 году удалось войти далеко не всем. ГК «Гринвэй» сохранила право оказывать услуги по таможенному оформлению грузов. О том, как прошел этот год для группы компаний в традиционном декабрьском интервью читателям ИАА «ПортНьюс» рассказывает генеральный директор ЗАО «Гринвэй» Андрей Савельев.

    - Андрей Русланович, Вы уже подвели итоги кризисного 2009 года? Каким он стал для Вашей компании?

    - Несомненно, самым важным событием года стало ужесточение со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС) взаимоотношений с таможенными брокерами. Таможня стала более строго подходить к вопросам предоставления банковских гарантий или денежных залогов для получения лицензии таможенных брокеров. Гарантии и поручительства различных фондов больше не действуют. Теперь либо компания предоставляет на счет таможни обеспечение в размере 50 млн рублей, либо прибегает к банковской гарантии. Однако и финансовому институту требуется залог на ту же сумму. Поскольку речь идет о достаточно больших деньгах, более 200 таможенных брокеров не смогли предоставить соответствующего обеспечения, и вышли из Реестра. По прошествии года в Реестре таможенных брокеров остались только самые крупные компании.

    Для нас это оказалось положительным фактором: спрос на наши услуги возрос, клиентов стало больше, мы получили дополнительный доход. Вместе с тем, в связи с мировым кризисом изменилась структура спроса на услуги таможенных брокеров. Мелкие клиенты не смогли удержаться «на плаву» и существенно снизили количество заказов. Сейчас к нам обращаются преимущественно крупные компании, заинтересованные в транспортировке грузов. Хотя мы и потеряли в этом году часть контрактов, сохранившаяся лицензия привлекла к нам новых клиентов. Поэтому ожидаемого в начале года снижения финансово-экономических показателей по Группе «Гринвэй» не произошло. По итогам года мы увеличили на 50% к уровню прошлого года количество обработанного груза, достигнув показателя примерно в 25 тыс. teus. Финансовый результат года – на уровне предыдущего. Я считаю 2009 год удачным.

    - Можно ли сказать, что новые требования таможни пошли на благо Вашей и другим крупным компаниям–таможенным брокерам?

    - Несомненно. На благо - для крупных компаний, на беду – для мелких.

    - Каковы Ваши сегодняшние клиенты?

    - По прежнему, около 90% всех операций в сфере таможни ГК «Гринвэй» оказывает компаниям, импортирующим грузы в контейнерах. Это наша локомотивная позиция, перспективный и, вместе с тем, наиболее уязвимый в период кризиса сегмент транспортного рынка, ведь в контейнерах везут строительные грузы и другие товары народного потребления, спрос на которые упал.

    Наряду с этим мы организуем доставку негабаритных грузов, проводим зачастую уникальные грузовые операции. Мы продолжаем сотрудничать в части перевозки оборудования с такими крупными системообразующими компаниями как «Газпром» (сложные комбинированные перевозки на север и на юг, в Астрахань и в Уренгой). Интересный проект был реализован в этом году с ОАО «Метрострой». Мы выполнили контракт по доставке уникального проходческого щита для строительства тоннелей петербургского метрополитена. Для института гражданской авиации мы осуществляем таможенное оформление небольших самолетов, доставленных из США, которые будут использоваться молодыми пилотами в учебных целях.

    - В составе группы компаний «Гринвэй» действуют зарубежные офисы. Какова эффективность их работы в этом году?

    - Объем грузоперевозок из Финляндии, согласно статистике, существенно снизился. Однако логистический терминал группы «Гринвэй» в порту Котка (Финляндия) сумел показать свою эффективность в 2009 году, достигнув проектной мощности. Терминал загружен практически на 100%, свободного места нет. Через Финляндию проходит примерно 250 teus в мес. На наш терминал подходит ж/д ветка, и мы начали активно ее использовать. Сейчас, помимо автомобильных перевозок, мы занимаемся железнодорожным перевозкам грузов из Финляндии в Россию, работаем вместе с ОАО «РЖД» по этому направлению.

    Китайский офис занимается в основном экспедирование грузов на территории Китая и помогает головному петербургскому офису в оформлении фрахта, если это требуется.

    - В 2009 году ГК «Гринвэй» открыл склад в Московской области. Удалось ли его загрузить?


    - Нам удалось в разгар кризиса запустить новый складской проект, причем наш комплекс работает без особых режимов. В конце лета мы сдали весь комплекс в аренду одной компании сроком на один год. Найти арендатора очень непросто, но мы смогли предложить условия, привлекшие арендатора.

    - Согласны ли Вы с мнением, что досмотр участников ВЭД со стороны ФТС в этом году был более пристальный?

    - Я бы не сказал, что многое на таможне принципиально изменилось. Сегодня документальная обработка документов стала серьезнее, приходится по запросам таможни предоставлять все больше и больше различных документов. Мы отвечаем перед таможней за предоставленный пакет документов. Поэтому, пришлось расширить штат сотрудников, нанять более квалифицированный персонал, как это ни странно звучит в период кризиса.

    - Изменилось ли время оформления груза на таможне?


    - Да. Если раньше срок таможенного оформления груза составлял примерно 2 дня, то теперь этот срок возрос в среднем до 3-4 дней. Бывает, что за один день груз выпускается с таможни, а иногда лежит больше недели – все зависит от количества вопросов к грузу со стороны таможни. Например, если мы везем сложное технологическое оборудование, на таможне могут запросить его описание. Документы необходимо предоставлять в едином формате, переведенными на русский язык.

    - В целом для клиента стоимость перевозки грузов в 2009 году как-то изменилась по сравнению с 2008 годом?


    - В целом стоимость перевозки грузов в 2009 году снизилась, потому что спрос на грузовые перевозки снизился.

    Мы не повышали тарифы для своих клиентов в этом году. На нашем рынке тарифы практически не менялись: таможенные брокеры предпочли взять риски на себя и поддержать тех немногих клиентов, которые сохранили свой бизнес в кризис.

    Беседовала Надежда Малышева
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен