Китайские пробки
На железнодорожных подходах к ряду портов возникли подзабытые за время мирового финансового кризиса «пробки» из вагонов с углем и черными металлами. Железнодорожники обвиняют в простое своих вагонов стивидорные компании, однако, по мнению экспертов, рост перевалки угля, как и стоимости фрахта, объясняется вновь выросшим спросом на уголь со стороны Китая, который, впрочем, может вскоре опять снизиться из-за накопившихся в этой стране запасов.
Сшедшие с рельс
Недавно пресс-служба ОАО «РЖД» распространила сообщение, в котором объявила о приостановке погрузки угля, начиная с 10 ноября 2009 г. и до отмены, в адрес портов Находка и Ванино, а также черных металлов в адрес порта Махачкала, «в связи с неготовностью портов к работе в зимних условиях» и «неудовлетворительной выгрузкой вагонов с углем». По данным РЖД, для Ванинского морского торгового порта на сети российских железных дорог скопилось 1,5 тыс. вагонов с углем, в том числе на Дальневосточной железной дороге - свыше 900 вагонов при норме 450. Среднесуточная выгрузка составляет 48 вагонов при норме 100 единиц. Для Находкинского МТП на сети простаивают 245 вагонов с углем со станции Междуреченск, в том числе на Дальневосточной железной дороге - свыше 100 вагонов.
Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в РЖД, приостановка погрузки в адрес указанных портов по состоянию на 16 ноября не отменена, так как «пробки» сохраняются.
Со своей стороны, в региональном центре корпоративных отношений «Сибирь» ООО «ЕвразХолдинг» (в который входит ОАО «Находкинский морской торговый порт») ИАА «ПортНьюс» сообщили, что порт полностью готов к зимнему периоду. В частности, был проведен капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия основной дороги на территории порта и проездов к причалам в зону погрузо-разгрузочных работ,отремонтировано около 3 тыс. м. железнодорожных путей, 15 стрелочных переводов и более 1 тыс. метров подкрановых путей. Проведена профилактика и ремонт тепловых сетей, а также ревизия энергосистемы порта. Уделялось внимание и подготовке оборудования и техники к работе в зимних условиях: был отремонтирован и подготовлен к эксплуатации триммер – устройство, позволяющее оперативно разрыхлять смерзшийся уголь при выгрузке из полувагонов, проведены капитальные ремонты внутрипортовых средств для зачистки подъездных путей и складских территорий от снега. Также НМТП приобрел горючесмазочные материалы, используемые в зимний период времени.
Помимо этого, в НМТП были разработаны и согласованы с грузоотправителями угля ряд профилактических мер, направленных на сохранность вагонного парка и предотвращение смерзания угля.
«8 ноября 2009 года в ОАО «НМТП» пришли два состава с углем. В вагонах смерзаемость угля была 100%, что затрудняло выгрузку груза. Предприятие располагает в достаточном количестве оборудованием, способном разгружать уголь в смерзшемся состоянии, но 100% смерзаемость затрудняет работу даже специализированной техники. На следующий день ситуация нормализовалась, выгрузка вагонов производилась в нормальном рабочем режиме в соответствии со сменно-суточным планом», - пояснили в «ЕвразХолдинге». Для того чтобы предотвратить избыточное скопление вагонов на станции и разгрузить состав со смерзшимся углем полностью, руководство порта само обратилось к ОАО «РЖД» с просьбой с 10 по 16 ноября 2009 года приостановить отгрузку вагонов с углем, чтобы не нарушить ритм работы железнодорожной станции, - подчеркнули в холдинге.
Во ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) ИАА «ПортНьюс» сообщили, что предприятие работает в обычном режиме, а количество переваленных грузов соответствует среднемесячным показателям 2008-2009 гг. «Единственным обстоятельством, могущим в настоящее время оказать влияние на объемы грузоперевалки ММТП, является штормовая погода», - отметили в стивидорной компании.
Получить комментарии в порту Ванино не удалось.
Пробуждение восточного соседа
По мнению экспертов, подобная ситуация вызвана объективными макроэкономическими обстоятельствами – а именно возобновлением спроса на уголь со стороны Китая, где государство выделило значительные средства на реализацию ряда инфраструктурных и промышленных проектов.
По мнению старшего аналитика ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент" Софьи Рагулиной, рост перевалки угля через российские дальневосточные порты объясняется закупками со стороны импортеров КНР, которые после некоторого замедления в июле-августе (когда объемы импорта сократились почти на 30%) вновь растут, в отличие от других стран. «По моей информации, подобная ситуация с углем наблюдается и в Австралии, где скопились "пробки" из сухогрузов, ожидающих загрузки углем для Китая. С другой стороны, в настоящее время в Китае накопились определенные запасы угля, поэтому можно ожидать временного сокращения объемов закупок, как это было летом. Наблюдающийся рост индекса стоимости фрахта можно объяснить высоким спросом на сырье со стороны Китая», - отметила в беседе с ИАА «ПортНьюс» Софья Рагулина.
Действительно, индекс стоимости фрахта Baltic Dry(BDI) по состоянию на 16 ноября 2009 г. достиг 4220 пунктов, что близко к годовому максимуму в 4291 пункт. Всего с начала ноября он подскочил на 1300 пунктов, что можно охарактеризовать как очень резкий рост. BDI является индексом, отражающим изменения стоимости морской транспортировки сырья – металла, железной руды, угля, а также зерна.
Отметим, что данная тенденция подтверждается и статистикой грузооборота китайских портов, который за январь-сентябрь 2009 года вырос на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 3,52 млрд тонн.
По данным ИАА "ПортНьюс", в последнее время объем перевалки угля через порт Восточный на Дальнем Востоке в адрес Китая вырос на 30%, в то время как в адрес Кореи снизился на 10-15%, в адрес Японии на 5-7%.
Виталий Чернов.