• 6 ноября 2009

    Константин Сковорода: «История рынка автомобильной логистики – история взлетов и падений»

    Экономический кризис ненадолго ослабил интерес инвесторов к проектам по строительству морских терминалов накатных грузов. С осени 2009 года вновь появились информационные сообщения об открытии новых маршрутов доставки импортных автомобилей на российский рынок. Свою оценку перспективам развития отечественных Ro-Ro терминалов в интервью ИАА «ПортНьюс» дает генеральный директор группы компаний «Российские транспортные линии» (РТЛ) Константин Сковорода.

     

    Константин Владимирович, как Вы оцениваете перспективы и конкурентоспособность реализуемых в Санкт-Петербурге и Ленинградской области проектов по созданию Ro-Ro терминалов (МПК «Юг-2» в порту Усть-Луга, ОАО «Петролеспорт», проекты ОАО «Морской Порт Санкт-Петербург», терминалы РТЛ в Портах Санкт-Петербург, и Усть-Луга (Новая Гавань))?

    - Надо заметить, что мы рады возникшей конкуренции на этом рынке. Долгое время мы были единственной компанией, предлагающей данный сервис на регулярной основе на территории Российской Федерации вообще, и в Северо-Западном регионе в частности. Противостоять в одиночку слаженной инфраструктуре Финляндии было нелегко. С другой стороны, мы рады окончанию периода, когда было модно заявлять о своих претензиях на реализацию очередного Ro-Ro проекта на Северо-Западе России. На сегодняшний день на рынке остались только реально работающие компании, и мы все реже слышим о проектах - «мыльных пузырях».  Если рассматривать рынок Северо-Западного региона России, я бы условно разделил его на две ключевые части: Санкт-Петербург и Усть-Лугу. Санкт-Петербург – это активно действующее настоящее. Усть-Луга с ее потенциалом и запускаемыми терминалами  – несомненно, будущее российского Ro-Ro бизнеса. Вместе с тем, это больше вопрос не конкуренции терминалов, а специализации портов. И с учетом расположения, портовой и транспортной инфраструктуры, политики государства в области таможенного оформления, убежден, мы в скором времени увидим стремительное увеличение операций в морском торговом порту Усть-Луга. В то же время это не означает, что подобный бизнес совсем прекратится на терминалах Большого порта Санкт-Петербург, операторы которых сегодня много внимания уделяют совершенствованию систем управления своим бизнесом.  Организовать асфальтированную площадку – это только четверть дела. Далее требуются серьезные инвестиции в IT систему на терминале, систему контроля качества, в развитие и оптимизацию взаимодействия терминала и транспортных компаний. Например, терминал группы РТЛ, организованный в Рыбном порту в Санкт-Петербурге, прошел несколько аудитов со стороны европейских автопроизводителей. Не скрою, мы гордимся тем, что в Санкт-Петербурге предоставляемый нами сервис оценивается на уровне европейских терминалов, причем по некоторым процессам мы их даже превосходим. Надеюсь, нам будет чем удивить наших клиентов с запуском терминала «Новая гавань» в порту Усть-Луга.

    Можно ли ожидать борьбы между указанными терминалами за бренды, или они не будут пересекаться по ним?

    - Конкуренция есть и будет. Это неотъемлемая часть любого бизнеса. Ее появление заставляет нас активнее анализировать собственные бизнес-процессы, предоставляемый сервис, искать пути оптимизации и новые идеи. Ведь выбирая терминал, поставщики автомобилей ориентируются на спектр предоставляемых услуг и команду.

    Нам кажется, основная цель российских операторов Ro-Ro терминалов конкурировать не друг с другом, а с другими европейскими портами. Наша совместная задача – это развитие отечественного портового бизнеса до уровня, когда автопроизводители сами захотят переориентировать грузопотоки в российские порты. Здесь огромную роль играет государственная политика.

    К сожалению, на сегодняшний день мы проигрываем европейским портам по ряду ключевых опций, напрямую зависящих от государственных решений в данном сфере: долговременное хранение в порту под таможенным контролем, процедура перемещения груза между зонами таможенного контроля, возможности организации дополнительных услуг, изменяющих стоимость товаров, транспортная инфраструктура и т.д. Да, несомненно, государство пытается делать шаги навстречу и это не может не радовать.  Правительством России поддержана Концепция переноса таможенного оформления товаров на внешние границы РФ, активно обсуждаются на различных уровнях вопросы создания аванпортов. Но мы, к сожалению, сталкиваемся с  проблемой реализации этих идей. Например, предлагаемая государством система организации таможенно–логистических терминалов, при всей ее нужности и логичности, наталкивается на отсутствие документов, описывающих структуру и сферу деятельности данных терминалов, критерии выбора их местоположения, количества и т.п., что может убить весь здравый смысл этой идеи. Что касается процедуры перемещения товаров в аванпорты, представляется, что краеугольным камнем будут вопросы таможенного оформления, особенно с учетом планируемого реформирования Балтийской таможни. В этой связи, уже на сегодняшнем этапе необходимо установить, с чем столкнутся импортеры и операторы при переходе в порт «Усть-Луга».  

    Каковы Ваши прогнозы относительно российского автомобильного рынка. Вы ожидаете продолжения падения, или рынок достиг своего «дна».


    - Вся история развития автомобильного рынка и рынка автомобильной логистики – это история взлетов и падений. Мы уже видели и сумасшедший рост продаж, когда развитие всех участников автоиндустрии не успевало за требованиями рынка, и пережили время глубокого  пикирования вниз. И всякий раз это сопровождается паническими настроениями, словами, что инфраструктура не справится с текущими изменениями и ежедневно изменяемыми прогнозами различных экспертов и консультантов.  Мы убеждены в двух вещах: мы все хотим ездить на хороших автомобилях и мы не можем постоянно жить в панике. Мы считаем, что в данных условиях, как и в предшествующих нужно и можно уметь работать. Ведь рост рынка тоже ставит множество задач и неразрешимых проблем, которые, тем не менее, необходимо решать. Что касается нелюбимого дела - прогнозов, нам ближе точка зрения, что нет оснований для падения рынка. В первую очередь, это связано с некоторым возвратом деловой активности, а, кроме того, как это не парадоксально, с тем, что меры государственной поддержки по разным причинам не оказали, по нашему мнению, сильного эффекта и отрасль, в отличие от ситуации в ряде европейских государств вряд ли серьезно пострадает от окончания их действия. Но, повторюсь, мы готовы к любым изменениям и будем надеется на улучшение наших показателей, как вследствие роста рынка, так и в связи с более эффективной работой группы, связанной, в том числе с вводом новых активов Группы в Усть-Луге и на Юге России.
     
    Что касается именно ввоза иномарок в Россию - то нет ли опасений, что в связи с протекционистскими мерами правительства и тенденцией на локализацию их производства он будет стагнировать или даже падать?

    - В отношении протекционистских мер, нас радует, что наше государство стало уделять внимание данному рынку. Вопрос реализации данной политики стоит более остро. Здесь, как уже указывалось, мы не можем согласиться с тем, что все меры были достаточно эффективны. Несмотря на то, что сейчас бизнес РТЛ больше ориентирован на импорт автомобилей, мы понимаем, что  за развитием российского производства будущее. И стараемся строить развитие Группы с учетом этих тенденций. Реализуя стратегию развития бизнеса, мы рассчитываем не только на возврат автоимпорта, но и на работу с производителями в России,  на активную экспансию в Россию производителей автокомпонентов, запасных частей и оборудования. В то же время, что касается автомобилей, мы далеки от мысли, что в России произойдет полное импортозамещение. В той или иной степени будут востребованы как модели, выпускаемые в России, так  и импортируемые.

    Месяц назад состоялось подписание договора между «ВиДи Груп» и компанией BLG Logistics Group о создании совместного предприятия BLG ViDi Logistics на Украине для строительства логистического терминала. Ориентирован ли, по Вашему мнению, этот проект на российский рынок, отразится ли реализация этого проекта на Вашем бизнесе и каким образом?

    - Несмотря на то, что РТЛ реализует ряд проектов на территории Украины, основные наши интересы лежат в России. Открытию терминала BLG трудно дать однозначную оценку. Конечно, мы не знаем всех причин, побудивших BLG на этот шаг. С нашей точки зрения, терминал, построенный недалеко от Киева, может быть ориентирован прежде всего на нужды украинского рынка, который весьма незначителен по своим объемам. Работа через данный терминал на Российского потребителя вызывает сомнения. Автопоставщики заинтересованы в глубоководных украинских портах, но никак не в терминалах внутри страны. Вместе с тем, BLG – признанная и уважаемая компания на рынке автомобильной логистики Европы. К сожалению, их работа в порту Санкт-Петербург не достигла заявленных показателей. Но мы желаем им удачи в реализации своих проектов и надеемся на плодотворное сотрудничество.

    Возможна ли организация масштабных поставок автомобилей через российские порты Азово-Черноморского бассейна?

    - На сегодняшний день в России не осталось ни одного глубоководного порта на черноморском побережье за исключением Новороссийска, чья инфраструктура не позволяет сегодня развить серьезный Ro-Ro терминал. Мы уверены, что должна быть проведена модернизация российских портов в этом регионе. Надеемся, что заявленный проект создания нового порта Тамань будет реализован в более короткие сроки, чем другие инфраструктурные проекты, организованные  государством. Со своей стороны, мы активно развиваем здесь бизнес Группы. В частности, в ноябре состоится первый судозаход импортных автомобилей в порт Кавказ с последующей перевалкой указанной партии через терминал РТЛ в городе Новошахтинск. Представляется, что это, в том числе, станет нашим ответом на вопрос о состоянии и перспективах автомобильного рынка России.

    Существует ли у РТЛ инвестпрограмма дальнейшего развития и если да, то каковы ее параметры и сроки?


    - Да, безусловно, такая программа принята Группой. Наша стратегия заключается в создании системной логистики как для автомобилей, так и для других грузов, в первую очередь, предназначенных для автомобильной индустрии. Мы активно развиваем три основных направления доставки грузов для автомобильной индустрии: северо-западное, южное и восточное направление.

    На Северо-Западе в число наших инвестиционных проектов входит строительство терминала «Новая Гавань», входящего в границы порта Усть-Луга. Сейчас мы находимся на этапе завершения первой стадии проекта, предусматривающей создание Ro-Ro составляющей. В ближайшее время надеемся пригласить Вас на открытие терминала.

    По южному направлению мы занимаемся оптимизацией маршрута транспортировки грузов из портов Черного моря на собственный терминал РТЛ в городе Новошахтинск. Данный терминал отвечает  требованиям новой концепции ФТС, не так давно на нем был открыт склад временного хранения (СВХ). Как уже говорилось, кроме уже существующей перевалки автомобилей, следующих из портов Украины, через указанный терминал начинается перевалка автомобилей, разгружаемых в российском порту Кавказ. Кроме того, здесь планируется реализация проекта интермодальных перевозок, в том числе - запуск железнодорожной составляющей терминала. Общая площадь терминала составит около 50 га.

    На Дальнем Востоке мы развиваем сотрудничество с морскими терминалами во Владивостоке и Находке. В Зарубино Группа развивает свою деятельность в сотрудничестве с компанией «Рейлтрансавто».
     
    Беседовала Софья Винарова.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен