Александр Давыденко: порт Мурманск – ворота к шельфовым кладовым России
В октябре в Мурманске прошел первый международный экономический форум. О том, как будут развиваться северные порты России, каким будет мурманский порт, как изменились портовые сборы, и будет ли акционировано ФГУП «Росморпорт», а также о реформе системы управления внутренними водными путями в кулуарах форума ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко.
Александр Александрович, сможет ли порт Мурманск поспеть за масштабными проектами освоения Арктического шельфа? Станет ли он крупнейшим в стране угольным портом и как Вы оцениваете идею организации здесь контейнерного хаба?
Александр Александрович, сможет ли порт Мурманск поспеть за масштабными проектами освоения Арктического шельфа? Станет ли он крупнейшим в стране угольным портом и как Вы оцениваете идею организации здесь контейнерного хаба?
- Прежде всего, отмечу, что Минтранс завершил работу над проектом границ территории и акватории морского порта Мурманск. После нескольких месяцев работы согласительной комиссии с Министерством обороны, нам удалось достигнуть компромисса. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об установлении границ порта Мурманск передан в аппарат Правительства (на момент публикации данного интервью уже подписан председателем правительства - Ред.).
Границы порта Мурманск тесно увязаны с проектом развития Мурманского транспортного узла (МТУ). В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 гг.», планируется строительство новой портовой и железнодорожной инфраструктуры в порту Мурманск и на западной части Кольского залива. В частности, проектом развития Мурманского транспортного узла предусмотрено создание контейнерного морского терминала, грузооборотом до 1 млн. TEU в год, угольного перевалочного комплекса на Западном берегу Кольского залива в районе реки Лавна мощностью 18 млн. тонн в год и развитие угольного терминала на Восточном берегу Кольского залива мощностью до 12 млн. тонн в год, нефтеналивного терминала на Западном берегу Кольского залива, мощностью 35 млн. тонн в год, новой ж/д ветки (27 км) по западному берегу залива, а также создание специального логистического центра.
Развитие Мурманского транспортного узла и планируемый рост грузооборота действующих терминалов порта Мурманск требует открытия дополнительного морского пункта пропуска через государственную границу. Росморречфлот считает целесообразным открытие такого пункта пропуска в поселке Лиинахамари (Мурманская область).
Реализация любого портового проекта, и Мурманский транспортный узел не станет исключением, возможна только на условиях государственно-частного партнерства. Нам необходимо сделать проект привлекательным для притока инвестиций. Поэтому, я уверен, мы должны вернуться к вопросу создания в порту Мурманск особой экономической зоны. Это повысит деловую и инвестиционную деятельность в порту, создаст предпосылки для привлечения передовых инновационных технологий в регион и даст толчок развитию арктических перевозок.
Когда можно ждать начала активной фазы работ по проекту МТУ?
- Фактическое развитие Мурманского транспортного узла начнется в 2010-2015 годах, и уже в 2010 году проект станет приоритетным. В ближайшее время будет подготовлен инвестиционный меморандум о принципах взаимодействия между Управляющей компанией по реализации проекта развития Мурманского транспортного узла и потенциальными инвесторами.
Порт Мурманск не замерзает и имеет большие глубины, что дает возможность использования крупнотоннажных судов, которые будут напрямую следовать на европейские порты и порты Северной Америки. Это ворота к шельфовым кладовым России. Поэтому, если не будет создан в Мурманске мощный транспортный узел, мы не сможем реализовать свои арктические проекты.
Одним из акционеров управляющей компании «МТУ» является ФГУП «Росморпорт». Как идет процесс преобразования государственного предприятия в ОАО? Какая доля будет принадлежать государству в новой акционерной компании?
- ФГУП «Росморпорт» в 2008 году заказал работу по обоснованию такого шага юридической фирме «Вегас Лекс». Решение на выходе. На первом этапе – 100 % акций ОАО «Росморпорт» будет принадлежать государству.
Возможна в последующем продажа части акций?
- Не исключено.
Как Вы оцениваете последнее решение Федеральной службы по тарифам (ФСТ) по изменению ставок портовых сборов?
- Портовые сборы в российских портах не повысили, они наоборот понизились. Это связано с падением курса рубля. Как вы помните, в 2008 году мы перешли к исчислению ставок портовых сборов в рублях. Тогда доллар (в этой валюте Россия собирала портовые сборы раньше) падал. Теперь доллар подрос. Поэтому, несмотря на то, что в целом портовые сборы повысились на 27%, из-за разницы в курсах доллара и рубля в итоге портовые сборы снизились примерно на 5%.
Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями (ВВП) России принята Правительством несколько месяцев назад. Как идет реализация Концепции?
- Министр транспорта приказом утвердил план реализации этой концепции. План рассчитан на два этапа. Первый – до 2011 года. Следующий этап займет еще 3 года. Вначале мы должны подготовить и внести изменения в действующее законодательство, чтобы реформа не нарушала законы страны. Наша задача в ходе реализации этой реформы разделить хозяйственные и административно-властные полномочия (сегодня их совмещают ГБУ); создать один хозяйствующий субъект – «Росводпуть» с филиалами на бассейнах. На каждом бассейне вместо ГБУ водных путей и судоходства будет Администрация речного бассейна (АРП).
Не будут из-за кризиса внесены изменения в этот план в силу дефицита финансовых средств?
- На первом этапе финансирование не потребуется. Пока у нас по плану преимущественно организационные меры по изменению действующего законодательства: нужно реорганизовать наши ГБУ в Администрации речных бассейнов и создать ФГУП «Росводпуть».
Кто может возглавить Росводпуть?
- Есть несколько кандидатур. Я бы не хотел называть сегодня имена. Это должен быть специалист с опытом работы на реке, но в тоже время обладающий навыками администрирования.
До конца 2009 года кандидатура определится?
- Я думаю, да.
Частные инвестиции учитываются в реформе ВВП?
- Частные инвестиции нам всегда нужны! На реке же частный бизнес сейчас практически ничего не вкладывает. И наша задача – сделать внутренний водный транспорт инвестиционно привлекательным для частного капитала, в том числе и для инвестиций в строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений.
Сегодня инвесторы есть, но не с кем работать на ВВП. С государственными бассейновыми управлениями работать в направлении инвестиций не позволяет закон, это федеральные госучреждения.
Вы можете назвать инвесторов, готовых к работе в рамках реформы?
- Это судоходная компания «Палмали», Ростовский порт (администрация Ростовской области готова вкладывать средства в логистический центр), «Северо-Западное пароходство», «Волжское пароходство», «Московское пароходство». Ждем и иностранные инвестиции.
- Не исключено.
Как Вы оцениваете последнее решение Федеральной службы по тарифам (ФСТ) по изменению ставок портовых сборов?
- Портовые сборы в российских портах не повысили, они наоборот понизились. Это связано с падением курса рубля. Как вы помните, в 2008 году мы перешли к исчислению ставок портовых сборов в рублях. Тогда доллар (в этой валюте Россия собирала портовые сборы раньше) падал. Теперь доллар подрос. Поэтому, несмотря на то, что в целом портовые сборы повысились на 27%, из-за разницы в курсах доллара и рубля в итоге портовые сборы снизились примерно на 5%.
Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями (ВВП) России принята Правительством несколько месяцев назад. Как идет реализация Концепции?
- Министр транспорта приказом утвердил план реализации этой концепции. План рассчитан на два этапа. Первый – до 2011 года. Следующий этап займет еще 3 года. Вначале мы должны подготовить и внести изменения в действующее законодательство, чтобы реформа не нарушала законы страны. Наша задача в ходе реализации этой реформы разделить хозяйственные и административно-властные полномочия (сегодня их совмещают ГБУ); создать один хозяйствующий субъект – «Росводпуть» с филиалами на бассейнах. На каждом бассейне вместо ГБУ водных путей и судоходства будет Администрация речного бассейна (АРП).
Не будут из-за кризиса внесены изменения в этот план в силу дефицита финансовых средств?
- На первом этапе финансирование не потребуется. Пока у нас по плану преимущественно организационные меры по изменению действующего законодательства: нужно реорганизовать наши ГБУ в Администрации речных бассейнов и создать ФГУП «Росводпуть».
Кто может возглавить Росводпуть?
- Есть несколько кандидатур. Я бы не хотел называть сегодня имена. Это должен быть специалист с опытом работы на реке, но в тоже время обладающий навыками администрирования.
До конца 2009 года кандидатура определится?
- Я думаю, да.
Частные инвестиции учитываются в реформе ВВП?
- Частные инвестиции нам всегда нужны! На реке же частный бизнес сейчас практически ничего не вкладывает. И наша задача – сделать внутренний водный транспорт инвестиционно привлекательным для частного капитала, в том числе и для инвестиций в строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений.
Сегодня инвесторы есть, но не с кем работать на ВВП. С государственными бассейновыми управлениями работать в направлении инвестиций не позволяет закон, это федеральные госучреждения.
Вы можете назвать инвесторов, готовых к работе в рамках реформы?
- Это судоходная компания «Палмали», Ростовский порт (администрация Ростовской области готова вкладывать средства в логистический центр), «Северо-Западное пароходство», «Волжское пароходство», «Московское пароходство». Ждем и иностранные инвестиции.
Для этого не требуется открытие ВВП для захода иностранных судов?
- Этот вопрос касается судоходства и никак не связан с вопросами инвестирования в речную инфраструктуру со стороны иностранных компаний.
- Этот вопрос касается судоходства и никак не связан с вопросами инвестирования в речную инфраструктуру со стороны иностранных компаний.
Беседовала Надежда Малышева.