Схема развития северо-восточной части порта Усть-Луга сегодня проходит предварительное рассмотрение на градостроительном совете при правительстве Ленинградской области. Автор проекта - ГУП «НИИ градостроительства» - представил на суд областным архитекторам несколько вариантов расположения морских терминалов в северном районе Усть-Лужской губы. Один из них будет одобрен градостроительным советом.
По плану - еще 80 млн. тонн
Схема Генерального плана развития нового района порта будет окончательно подготовлена Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области к марту этого года. Как сообщил «ПортНьюсу» первый заместитель председателя Комитета Юрий Кутепов, обычно для окончательного утверждения градостроительной схемы какого-либо объекта не достаточно одного заседания совета - всегда возникают различные уточнения и дополнения. Однако, по мнению вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, областным властям удалось просчитать интересы и инвесторов, и населения Кингисеппского района, на территории которого строится портовый комплекс. После одобрения этого документа градостроительным советом, схема будет вынесена на утверждение областного правительства, затем - Министерства транспорта. Двас считает, что на федеральном уровне этот документ будет подписан в короткие сроки, поскольку Минтранс и сам заинтересован в строительстве портового комплекса на юге Ленобласти.
Схема предусматривает строительство в Усть-Луге нового портового комплекса мощностью до 80 миллионов тонн в год. При этом проектная мощность уже строящейся южной части порта составляет только 35 млн. тонн. Кутепов добавил, что северный район Усть-Лужской губы (условное название - район Вистино) будет разделен приблизительно на 10 земельных участков, предназначенных для строительства терминалов по переработке угля, нефти и нефтепродуктов, газового конденсата. Кроме того, предусматривается возможность строительства специализированного бункерного терминала. Комитет экономического развития Ленобласти намерен выставить новые земельные участки на конкурс. В то же время те инвесторы, которые успели пройти согласование межведомственной комиссии (МВК) до конца 2004 года, получат землю под строительство согласно имеющейся договоренности. В настоящее время на новые земли в Усть-Луге уже претендует несколько инвесторов.
ТНК-ВР
Компания ТНК-ВР была оной из первых претендентов на реализацию инвестпроекта в новом порту. В начале прошлого года областное правительство выдало компании разрешение на проведение изыскательских работ по строительству морского специализированного терминала для перевалки нефти и нефтепродуктов. Терминал будет принимать на собственную нефтебазу нефть и нефтепродукты, затем топливо будет перегружаться на морские танкеры для отправки его на экспорт. Стоимость строительства оценивается примерно в $175 млн., при этом грузооборот терминала составит 12 млн. тонн в год (в том числе: нефти - 7,5 млн.тонн, мазута - 4 млн.тонн, дизельного топлива - 0,5 млн.тонн).
Запланированный на конец 2006 года ввод терминала в эксплуатацию оказался невозможен, поскольку ТНК-ВР нарушила сроки разработки проекта. Руководство нефтяной компании в феврале этого года направило в областное правительство письмо с просьбой продлить на один год срок разработки проекта. В своем обращении ТНК-ВР ссылается на то, что в настоящее время, до окончательного согласования схемы размещения терминалов в Усть-Луге, готовить проект не представляется возможным. Вопрос о пролонгировании решения межведомственной комиссии, по словам вице-губернатора Григория Дваса, может быть внесен в повестку очередного заседания МВК.
Северо-Западный альянс
Еще одна компания, которая успешно прошла МВК и приступила к стадии изыскательских работ - Холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз». Она намерена построить морской Балтийско-Кузбасский угольный терминал в п. Логи (Горки) Кингисеппского района Ленинградской области. Ежегодный объем добычи «Сибирского Делового Союза» составляет 8 млн. тонн угля. Добыча, по словам руководителя представительства Холдинговой компании в Санкт-Петербурге Марка Гальперина, увеличивается на 1-1,5 млн. тонн ежегодно. Сегодня уголь уходит на экспорт через порты Высоцк, Ригу, Таллинн, Вентспилс, но такие маршруты транспортировки сырья становятся экономически неэффективными. При строительстве собственного перевалочного комплекса на российской территории, по оценке Гальперина, расходы на перевозку каждой тонны угля сократятся в среднем на $3-5. Поэтому «Сибирский Деловой Союз» разрабатывает проект по строительству терминала в Усть-Луге, который на первом этапе сможет обеспечить перевалку 5 млн.тонн угля в год, а в перспективе - 10 млн.тонн. Инвестиции в строительство составят около $100 млн.
Газпром
Российский газовый монополист ОАО «Газпром» так же ожидает окончательного согласования схемы размещения портовых мощностей на севере Усть-Лужской губы. Там «Газпром» намерен построить завод по сжижению природного газа, а так же терминал для отправки сырья на экспорт. Мощность всего проекта запланирована в 10 млн. тонн в год. По словам Григория Дваса, несколько дней назад от руководства «Газпрома» поступило официальное письмо о том, что компания совместно с ОАО «Совкомфлот» проводят предпроектные работы по строительству терминала.
Двас добавил, что пока не определен конечный пункт Северо-Европейского газопровода на побережье Финского залива, нельзя исключать, что газопровод может быть проведен и до Усть-Луги. Как известно, ранее предполагалось, что Северо-Европейский газопровод будет завершаться своей береговой частью в Выборге (на севере Ленинградской области), а затем экспортная труба будет проложена по дну Финского залива. Но в настоящее время в «Газпроме» рассматривают вариант, по которому газопровод будет заканчиваться портовым терминалом. Это позволит экспортировать газ не только по трубе, но и морем. «Будет это один проект или два. пока не ясно. Отказа «Газпрома» по Выборгскому району пока нет», - добавил Двас.
По последней информации, «Газпром» планирует ввести в строй Северо-Европейский газопровод в 2010 году, на три года позже, чем планировалось первоначально.
Газопровод протяженностью около 3000 километров планируют построить за $5,7 миллиарда.
Зарубежные инвесторы
Германская компания Oiltanking Deutschland GmbH, которая входит в структуру Marquard&Bahls Group и специализируется на перевалке наливных грузов, на днях уведомила правительство Ленобласти, что отказывается от совместного с ТНК-ВР проекта. Немцы решили строить собственный терминал, объемом перевалки нефти и нефтепродуктов 5-7,5 млн. тонн в год с возможностью увеличения до 10 млн. тонн. Стоимость такого проекта оценивается в $80 млн. Областное правительство решило направить в адрес компании приглашение к участию в инвестиционном конкурсе.
Еще один потенциальный инвестор, который, скорее всего, примет участие в конкурсе на получение участка под строительство в Усть-Луге - ЗАО «Лугаойл», учредителем которого является швейцарская компания. «Лугаойл» предоставила в правительство области проект, согласно которому компания намерена затратить около $70 млн. на строительство нефтетерминала. Его производственная мощность составит 2,5 млн. тонн в год (в том числе нефти - 0,5 млн. тонн, мазута - 0,8 млн. тонн, дизтоплива - 1 млн. тонн, бензина - 0,2 млн. тонн). В прошлом году сообщалось, что не исключена возможность партнерства ЗАО «Лугаойл» и Oiltanking Deutschland GmbH, однако, результат переговоров инвесторов пока не обнародованы. Третьим инвестором, приглашенным на конкурс по Усть-Луге, называют испанскую компанию «Евроэнерго».
Не все проекты дойдут до реализации
Будут ли реализованы все амбициозные портовые проекты в Ленинградской области, пока не известно. Как показывает практика, многие из компаний, зарезервировавших себе территорию под терминальное строительство на берегу Финского залива, в настоящее время «заморозили» проекты. В частности НК «Сургутнефтегаз» не спешит строить порт в бухте Батарейная, НК «Роснефть» сообщает областному правительству, что ищет себе новых партнеров для строительства завода и перевалочного комплекса в Приморске. Григорий Двас сетует на несовершенство российского законодательства, которое «не только не стимулирует инвестиционную активность, но, напротив, лишает регионы возможности проводить эффективную политику поддержки инвестиционной деятельности». Но многие наблюдатели сходятся во мнении, что регион готов открыть двери для всех желающих, в ожидании того, что хотя бы часть проектов будет наконец-то реализована. Поскольку цена вопроса по таким проектам составляет десятки миллионов долларов, областное правительство старается не отпугивать инвесторов своей несговорчивостью. Вот почему земли под портовое строительство выделяются в Ленобласти достаточно активно.