Слово за ренегоциацией
Московский и Санкт-Петербургский рынки складской недвижимости принесли новый термин для грузовой и транспортной отрасли – ренегоциация. Эту новую спекулятивную тенденцию эксперты оценивают как негативную, искусственно сбивающую установленные рынком цены. Логисты предупреждают, что ренегоциация может затронуть любые сферы экономики.
Арендаторы складских комплексов из-за снижения собственных грузооборотов значительно снизили спрос на терминальные услуги. Это привело к снижению в среднем на 50-70% заполняемости складов класса «А» и «В+». Таким образом, петербургский рынок складских площадей на ближайшие годы становится рынком арендатора. К такому мнению пришли участники конференции «Транспорт и логистика 2009», прошедшей на днях в Санкт-Петербурге. «Режим рецессии продлится на этом рынке еще 2-3», уверен заместитель генерального директора по работе с клиентами группы компаний «Интертерминал» Александр Новиков.
Именно он, выступая перед участниками конференции с собственной оценкой сегодняшних арендаторов, сообщил о появлении новой разновидности фиктивных арендаторов. По словам Новикова, московский складской рынок принес в Санкт-Петербург термин ренегоциация – проведение сложных многоступенчатых переговоров с новым арендодателем с целью добиться уступок от действующего арендодателя. Случаи, когда «потенциальные арендаторы» ведут переговоры с арендодателями, но контракт не заключают, в этом году значительно участились. «И что самое печальное, такая услуга появилась на рынке агентств, занимающихся подбором арендаторов. Это очень плохая тенденция, мы ищем пути того, как с этим справиться», - отметил представитель «Интертерминала».
Кризисный год выявил и другие типы потенциальных арендаторов складских услуг. Некоторые, названные Александром Новиковым «баламутами», проводят бесконечные тендеры среди поставщиков логистических услуг. Но такие тендеры не заканчиваются контрактами, а имеют цель продемонстрировать начальству активную деятельность менеджеров среднего звена.
Другая категория арендаторов, условна названная «наивные», рассчитывает получить возможность аренды высококлассного складского комплекса «по цене контейнерной площадки». «Такие люди не умеют адекватно оценивать рынок», - считает автор данной классификации складских арендаторов.
Кроме того, Новиков выделяет «нерешительных» арендаторов, которые длительное время тормозят контракт на последнем перед подписанием этапе и бросают переговоры в самый последний период. Эта категория предпринимателей отнимает у логистов наибольшую часть рабочего времени.
К сожалению, констатирует Новиков, так называемых «живых» арендаторов, четко выдвигающих свои требования к складским помещениям, причем требования адекватные, становится все меньше.
Говоря о собственных складских помещениях, топ-менеджер группы «Интертерминал» отметил, что заполняемость входящих в группу складов класса «А» составляет сегодня 75%, что является скорее исключением на данном рынке. Терминал класса «В» в промзоне Парнас заполнен на 80-85%, на Кубинской улице – на 50%. Контейнерная открытая площадка заполнена на 20%.
Софья Винарова