1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Проблема круизных судов носит «петербуржский оттенок»

14 февраля 2005   15:17

Проблема круизных судов носит «петербуржский оттенок»


 

Количество круизных туристов, которые прибудут в порт Санкт-Петербург в этом году, во многом зависит от нового решения Государственной Думы. Стоимость вопроса - 200 млн. евро или 400 тысяч пассажиров только на предстоящий сезон. По новой поправке к закону о «Выезде из РФ и Въезде в РФ», с пассажиров круизных судов могут потребовать специальную визу на время пребывания в России. Эта поправка прошла первое чтение в Госдуме в конце января. К решению возникшей, вследствие этого, «петербуржской» проблемы подключились депутаты петербургского Законодательного Собрание и члены Морского совета при губернаторе Санкт-Петербурга.

 

 

Поправка затронет в основном Петербург

В настоящее время Санкт-Петербург является единственным в России крупным круизным портом. Статистику судозаходов, которая подтверждает этот факт, приводит председатель постоянной комиссии по развитию морского круизного и пассажирского туризма Секции Морского совета, генеральный директор ЗАО «Арктур Трэвел» Александр Пошивай. По итогам 2004 года в порт Санкт-Петербург зашло 462 иностранных пассажирских судна, в порт Сочи - 26, Владивосток - 15, Петропавловск-Камчатский - 3, Мурманск - 2, Архангельск - 2. Таким образом, поправка в федеральное законодательство, которая отменит режим безвизового пребывания круизных туристов в течение 72 часов на территории России, затронет в основном Петербург.

 

Ущерб от принятия такой поправки можно исчислять по-разному. По подсчетам Пошивая, только прямые потери петербургского порта на 2005 год, при прогнозируемых 900 заходах круизных судов, оцениваются следующим образом: портовые сборы - $10 млн., топливо - $35-40 млн. Если учесть, косвенные потери от отсутствия пассажирских судов, то суммарная оценка круизного бизнеса в Петербурге в наступившем году составит примерно 200 млн. евро. Кроме того, под вопросом оказывается судьба проекта по строительству пассажирского комплекса «Морской фасад» на Васильевском острове, на который уже выделено из федерального бюджета около $200 млн.

 

 

К петербургскому ЗакСу в Москве могут прислушаться

Автор думской поправки, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин в одном из своих интервью сообщил, что основной причиной для внесения в законопроект ограничений, касающихся круизных пассажиров, является некий «принцип взаимности». То есть, пояснил Плигин, ограничения могут затронуть лишь пассажиров тех стран, которые не впускают без виз российских туристов. Однако, по словам депутата, обращение Законодательного Собрания Петербурга в Госдуму может внести определенные изменения в принятый в первом чтении законопроект - во втором чтении Госдума может сохранить норму о безвизовом пребывании круизных туристов на российской территории.

 

 

Морской совет обратился в МИД

Однако полагаться только на решение депутатов в Петербурге не намерены. Морской совет при губернаторе Петербурга, в свою очередь, принял решение обратиться в МИД РФ с просьбой «распространить практику выдачи групповых туристских виз, в настоящее время применяемую для граждан Финляндии, на граждан всех стран». Как показывают статистические сведения, с момента принятия особого режима пересечения границы финскими туристами, на паромной линии Хельсинки - Санкт-Петербург групповую пассажирскую визу предпочли получать до 70% от общего числа пассажиров маршрута. В то же время, отсутствие возможности выдачи групповых виз для паромных пассажиров из Германии на маршруте Росток -Таллинн - Санкт-Петербург послужило причиной низкой загрузки линии и ее закрытия в сентябре 2003 года. Оставшиеся в 2004 году две паромные линии оказались закрытыми к настоящему моменту по той же причине.

 

 

Рынок ожил недостаточно

Когда в сентябре 2003 года распоряжением N532 председателя Правительства РФ было разрешено круизным пассажирам находится на территории России 72 часа без визы, рост морских пассажиропотоков в Петербург достиг 80%. Именно это событие участники рынка морских пассажирских перевозок считают поворотной точкой, после которой «рынок ожил». Изменение визового законодательства, по оценке директора ЗАО "Инфлот Ворлдвайд" Игоря Глухова, способствовало, в частности, появлению регулярного пассажирского движения компании Silja Line.

Однако оживление рынка оказалось коротковременным. В начале февраля стало известно, что «Северо-Западное пароходство» (СЗП) передает большую часть своих круизных судов в чартер нижегородской судоходной компании. Руководство СЗП не хочет оплачивать те убытки, которые приносит эксплуатация судов, а развитие рынка круизных перевозок пока что неоднозначно.

 

 

Круиз мимо Петербурга

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Игорь Артемьев считает, что введение новых миграционных правил может полностью закрыть весь круизный бизнес в северной столице. "Можно с уверенностью прогнозировать резкое падение числа судозаходов, и как следствие, провал реализации проекта по строительству нового пассажирского терминала "Морской фасад" - отметил он в беседе с журналистами.

 

Сегодня для посещения любого из существующих на Балтике портов виза не требуется. Если федеральные и региональные власти к летней навигации не смогут урегулировать визовую проблему пассажиров круизных судов, то иностранные туристы будут проигнорировать Санкт-Петербург. То, что в большей степени пострадает от этого принимающая сторона - очевидно.