Еще несколько лет назад на наши предложения рассмотреть возможность приобретения российского оборудования представители транспортной отрасли отвечали улыбкой, и мы могли понять их позицию: долгое время и речи не могло быть о сравнении отечественного оборудования с импортным – в отношении качества продукции запад крепко держал пальму первенства, а некоторые виды ПТО в СССР, а потом и в России и вовсе не производились.
За последние годы картина изменилась до неузнаваемости: представители современного российского краностроения, в их числе и наша компания, предлагают технику, сопоставимую с импортной, а выбор – переплатить за громкое западное имя или сделать взвешенный рациональный выбор – остается за клиентом.
Таким образом, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что в результате кризиса в российской транспортной отрасли наметился тренд – увеличение доли российских кранов в общем числе закупаемого ПТО.
Не слишком ли оптимистичен Ваш прогноз? Действительно ли потребители ПТО готовы отказаться от импортного оборудования в пользу отечественного?
- Для человека, не вовлеченного в отрасль, подобное заявление и правда может показаться невероятным, но в реальности это результат длительных процессов, начавшихся очень давно, практически в период становления рыночной экономики в России. Поймите, что первый критерий, которому необходимо удовлетворять, чтобы эффективно конкурировать с западом, - это стабильно высокий уровень качества выполняемых работ на всех этапах создания оборудования. «Технорос» в этом направлении за последние 19 лет проделал огромный путь, все это время мы боролись за то, чтобы довести качество поставляемой техники до уровня западных аналогов, и мы делаем успехи в этом!
Начинали, разумеется, не на пустом месте – в основе нашей деятельности лежит 70-летний конструкторский и производственный опыт Завода ПТО им. С.М. Кирова, который в советский период был основным поставщиком портальных кранов, а с 2003 года выполняет функции нашей производственной базы, где мы делаем основные узлы оборудования. Мы также являемся единственными владельцами уникального конструкторского архива ЗПТО им. С.М. Кирова, в котором более 3 тыс. проектов кранов и узлов. Более того, в момент вхождения завода в состав Группы компаний «Технорос» к нашему конструкторскому бюро присоединились ведущие инженеры предприятия – представители ленинградской школы краностроения. Согласитесь, уже не мало. К этому мы добавили современные методы ведения бизнеса и производства, которые в сочетании с опытом и традициями приносят свои плоды: сегодня мы предлагаем технику, качество которой не уступает западным образцам.
Вторая составляющая эффективной конкурентоспособности – глубинное понимание потребности заказчика. По этому показателю мы сильно опережаем не только отечественных производителей, но и иностранных представителей отрасли. Как нам это удалось? Причина достаточно очевидна: за 70 лет истории Завода ПТО им. С.М. Кирова и 19 лет существования ГК «Технорос» мы наработали устойчивые связи с представителями различных отраслей, а продолжая обслуживание оборудования, установленного по всей стране, мы постоянно, что называется, держим руку на пульсе и хорошо понимаем особенности и специфику требований наших заказчиков. Именно это позволяет нам уже на стадии разработки технического задания учитывать все требования Заказчика и вносить свои предложения с целью выбора оптимального решения. Конечно же, ни 30-летний проект постсоветского завода, ни серийный импортный проект, создаваемый за тысячи километров от места установки, не могут в столь полной мере удовлетворить запросы клиентов.
И, наконец, третья составляющая конкурентоспособности, которая зачастую становится самой важной, это цена. Здесь нас стараются обойти и крановые заводы, которые стремятся понизить стоимость до нереальной для других игроков рынка ПТО за счет максимальной унификации узлов, установки самых дешевых комплектующих и активного использования схемы «натурального хозяйства», и иностранные производители, использующие свои финансовые ресурсы для демпинга, приближающего их ценовые предложения к нашим, а цель - вхождение и закрепление в той или иной отрасли. Однако мы не сдаемся и идем навстречу нашим клиентам: предлагаем индивидуальные схемы финансирования проектов, поэтапные платежи с предоплатой, лизинг.
Остается только порадоваться Вашему позитивному взгляду на настоящее и будущее, и, тем не менее, хочется задать вопрос: в текущих рыночных условиях Вы беретесь за любые проекты или же существуют какие-то приоритеты, на которые Вы ориентируетесь?
- Разумеется, наши двери открыты для любого заказчика, но самыми желанными клиентами для нас были и остаются порты и железная дорога.
Что нового привносит сегодняшняя ситуация? Хорошие возможности для нас откроются, если подтвердится заинтересованность властей в развитии портовой инфраструктуры внутренних водных путей, о чем говорится в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015)». С этой отраслью, как я уже говорил, мы знакомы не понаслышке. Сегодня практически во всех речных портах России стоят так называемые «Кировцы» - портальные краны, созданные по проектам Завода ПТО им. С.М. Кирова. Их ресурс давно выработан, однако не зря знатоки техники называют их «неубиваемыми» - эти краны и по сей день продолжают нести свою «трудовую вахту». Если государство решится на «реанимацию» отрасли, то мы, как специалисты в области оборудования для речных портов, рады будем предложить свои услуги по модернизации техники. Если же потребуется замена кранов, то наши новые решения, основанные на опыте прошлых лет и знании специфики работы речных портов, тоже придутся как нельзя кстати.
Расскажите, пожалуйста, об оборудовании производства ГК «Технорос» для портов и ж/д станций.
- Начнем с речных портов: для них мы делаем портальные перегрузочные краны грузоподъемностью от 5 до 32 т. с вылетом стрелы от 24 до 32 м. Все краны оснащаются частотными системами управления, системами рекуперации энергии, которые обеспечивают снижение энергопотребления.
Морским портам в силу большей интенсивности перегрузочных работ требуются портальные краны более тяжелых режимов, грузоподъемность увеличится до 63 т. и вылет стрелы – до 45 м.
И еще одна продуктовая линейка для тыловой зоны морских портов, которая столь же эффективна при использовании на контейнерных терминалах ж/д станций, - это наши специальные козловые контейнерные краны тяжелых режимов работы грузоподъемностью от 36 до 50 т., позволяющие формировать штабели контейнеров высотой до 5 ярусов.
Данная линейка продуктов разрабатывалась специально для работы по схемам перегрузки «склад-автотранспорт» и «склад-платформа ж/д». Для обеспечения максимальной производительности, требуемой Заказчиком, нами, во-первых, была выбрана конструкция с нижним ригелем, которая позволяет проносить любые контейнеры между опор крана без разворота на всей высоте подъема. Во-вторых, механизм поворота контейнера, благодаря которому погрузку можно осуществлять вне зависимости от взаимного расположения контейнерной площадки и подъездных путей, а также устанавливать контейнеры «дверь-в-дверь». В-третьих, пространственный подвес спредера, повышающий скорость обработки контейнеров. Таким образом, технические решения в совокупности с высоким качеством производства позволяют говорить о том, что данный продукт является реальной альтернативой импортным аналогам.
И в заключении традиционный вопрос: Ваш рецепт выживания предприятия в кризис?
- Рецепт прост: работая над каждым проектом, необходимо стремиться максимально глубоко вникнуть в суть потребностей заказчика, - только при выполнении этого условия достигается максимальное качество при оптимальных затратах.